Жизнь Сахиб-Гирея: путь от казанского трона до могилы в предместье Бахчисарая
Основатель новой столицы Крыма, повелитель «государевых рабов» и жертва интриг Сулеймана Великолепного
В конце декабря стало известно о том, что в подшефном Татарстану Бахчисарае строители приступили к срочному аварийному ремонту на двух основных объектах комплекса Ханского дворца (XVI век). Специалисты знают, что основателем самого города и дворца стал крымский и казанский хан Сахиб-Гирей. Крымский историк Эмиль Сейдалиев в авторской колонке «Реального времени» рассказывает о крымском периоде правления Сахиб-Гирея.
С казанского трона на крымский
Среди правителей постордынских государств, таких как Крымское и Казанское ханства, было немало выдающихся личностей. Но немногие из них успели побывать и на Крымском, и на Казанском престоле и показать себя сильными и мудрыми правителями. Жизнь многих из татарских ханов изучалась современными авторами, но немногим из них были посвящены труды их современников. Один из таких ханов, Сахиб-Гирей, родился в 1501 г. в Крыму. Отцом Сахиб-Гирея был великий крымский хан Менгли-Гирей, а матерью Нур-Султан, дочь ногайского бека Темира. Нур-Султан была также матерью казанского хана Мухаммед-Эмина и наследника казанского престола Абдул-Латифа.
В 1510 году Сахиб с матерью посещают Москву и Казань. После воцарения в Крыму Мухаммед-Гирея, старшего сына Менгли-Гирея, малолетний Сахиб находился в заключении, но вскоре, после смерти Абдул-Латифа и Мухаммад-Эмина, Сахиб-Гирей был направлен братом в Казань. И хотя Москва и ранее была против кандидатуры Сахиб-Гирея как хана Казани, и прислала туда своего ставленника, касимовского наследника Шах Али, весной 1521 г. Сахиб-Гирей с 300 воинами выдвинулся в Казань. Вслед за ним на Русь было организовано вторжение крымского и ногайского войск. С прибытием Сахиба к Казани в городе началось восстание, после которого Шах Али со своими приближенными бежал, а ханом Казани стал Сахиб-Гирей.
С его правлением влияние Москвы на Поволжье ослабляется, ярко выраженная прокрымская политика позволила укрепиться крымской династии в Среднем и Нижнем Поволжье. Но обеспокоенные усилением Мехмед-Гирея ногайские мурзы напали на него и убили. Сахиб-Гирей потерял крымскую поддержку — новый хан Крыма Саадет-Гирей не воевал с Москвой. И хотя, по просьбе Сахиба, в Казань был направлен отряд, но он был невелик и после стычек с касимовцами лишь часть его во главе с 13-летним царевичем Сафа-Гиреем пробился к Казани.
Сахиб-Гирей попросил помощи напрямую у турецкого султана, но османов тогда не интересовало Среднее Поволжье. Василий III, в конце весны 1524 года, собрав большое войско, выступил на Казань. В это время Сахиб-Гирей покидает Казанский престол под предлогом хаджа к святым местам, оставив вместо себя своего племянника Сафа-Гирея. Причин отречения от казанского престола называют несколько — это и страх перед русским вторжением, и попытка самолично добиться реальной помощи у турецкого султана. В 1538 году Сахиб-Гирей самолично в письме к Ивану IV называет истинную причину — желание возвратиться в Крым. И он действительно вскорости стал крымским ханом. Существуют мнения, что причиной ухода Сахиб-Гирея с престола стали и его противоречия с казанской знатью. Так или иначе, на казанском престоле утвердился другой представитель династии Гиреев Сафа-Гирей, человек энергичный и решительный, талантливый полководец, политик и дипломат. Он смог дать достойный отпор русским войскам и отстоять на этот раз независимость Казанского ханства.
Сахиб же, прибыв в Крым, по свидетельству местных историков, отправился в паломничество к святым местам, а после был принят турецким султаном Сулейманом и жил при дворе. Впрочем, есть сведения, что прибыв в Крым, Сахиб-Гирей вызвал недовольство своего старшего брата Саадет-Гирея, и хан заключил Сахиба в тюрьму, в которой он находился до осени 1524 года, и откуда после освобождения переселился в Кырк-Ер.
Саадет-Гирей, освободивший брата, поступил весьма прозорливо — позже смещенный с престола Ислям-Гиреем именно с помощью Сахиба Саадет смог вернуться на престол и удержать его. Дважды после этого наш герой становился калгой-султаном — вторым лицом в государстве после крымского хана — и лишь в 1531 году удалился в Стамбул. Пока Сахиб-Гирей был в Стамбуле, Ислям-Гирей не оставлял своих попыток захватить власть в Крыму, в конечном итоге законный хан Саадет-Гирей добровольно покинул престол и также уехал в османскую столицу.
Крымская знать провозгласила ханом Ислям-Гирея, но решение султана Сулеймана было иным — в 1532 году он прислал в Крым и признал законным правителем Сахиба, обеспечив ему свою поддержку в том числе и войсками. Ислям же получил должность калги, которая его не устроила, и он с новыми силами стал бороться за престол. Впоследствии Ислям-Гирей был убит в угоду Сахиб-Гирею старшим рода Мангытов Бакы-беем.
Новая столица
Новому хану от Саадет-Гирея досталась страна, в которой засилье беев и мурз (местной знати) сильно ослабило ханскую власть. Хану пришлось наводить порядок, и тут вновь проявился его талант правителя и дипломата. Основными противниками ханов в Крыму всегда были представители беев Ширинских. Для того, чтобы противостоять им успешней, Сахиб-Гирей приблизил к ханскому престолу и возвысил два других рода Сиджеутов и Мангытов (а именно их крымскую ветвь Мансуров). Мансуры, многочисленный и сильный род, наконец были уравнены в правах с другими древними знатными крымскими родами, и теперь уже Ширинам приходилось не соперничать с ханом, а следить, чтобы новые приближенные ко двору беи не добились абсолютного влияния в Крыму.
Другим направлением политики Сахиб-Гирея стали реформы в области военного дела. Долгое время проведший при османском дворе, хан ввел у себя аналог турецких капыкулу («государевы рабы» — дворцовые полки османов, составляли элиту армии —прим. ред.), или как его называл Эвлия Челеби — ханкулу, которые насчитывали не менее 1 000 человек. С этого времени в ханском войске, кроме обязательной конницы, появилась и обязательная пехота, вооруженная огнестрельным оружием и артиллерией. Реформы в армии помогли Сахиб-Гирею и во внешней политике. Так, в 1546 году он взял Астрахань, а в 1548 году подчинил ногаев.
Эти нововведения в дальнейшем с успехом использовали и преемники Сахиб-Гирея на бахчисарайском престоле. И это не оговорка, именно при Сахиб-Гирее был построен новый дворец, и основана новая столица — Бахчисарай. До этого столичными центрами ханства были Солхат — иначе Крым, а ныне Эски Крым (г. Старый Крым), после Кырк-Ер и Салачик. Непонятно, что послужило причиной переноса столицы, но, вероятно, это был показательный акт, призванный утвердить Сахиб-Гирея в новом статусе.
Возможно, как ранее его отец Менгли-Гирей перенес столицу из золотоордынского Солхата в Кырк-Ер, обозначая свою независимость и новый статус великого хана, так же и Сахиб-Гирей задумал перевести кочевую часть своих подданных к оседлости. В связи с этим он жаловал грамоты на владение землей, строил в степных районах государства мечети, им же был выкопан на перешейке ров, соединяющий Крым с материком. Иногда кочевников заставляли переходить к оседлости силой. Приверженность хана к османским порядкам, подражание и преданность султану прослеживались практически во всем. При этом султан давал хану полную власть и не препятствовал ни в чем. Сахиб-Гирей, конечно с ведома султана, сделал Гезлев (современная Евпатория) портовым городом, утвердил новый налог на немусульманских торговцев.
С оглядкой на Порту
Во внешней политике хан опять же придерживался направления османского двора. И хотя султаном декларировались мирные отношения с русскими, в 1541 году Сахиб-Гирей собирает большое войско и выдвигается в поход на Москву. В.Д. Смирнов сообщает, что поход этот приобрел такой размах, что вызвал переполох и страх, которые случались во времена походов Мамая и Тохтамыша. Но русские успели собрать достаточно сил, чтобы противостоять крымским войскам. Поход тогда не увенчался успехом, Сахиб-Гирей дойдя до реки Оки, замешкался с переправой, и московское войско заняло противоположный берег, устроившись на удобной позиции, и переправа уже не была возможна.
Автор биографического сочинения о хане Сахиб-Гирее Реммал Ходжа, сообщает, что это произошло по вине мангытского бея Бакы-бея. Якобы хан приказал Бакы-бею вместе с его отрядом переправляться через реку, но бей, задумавший убить хана, при переправе стал отговариваться, и пока продолжались переговоры, стемнело, а наутро русские войска уже стояли на противоположном берегу.
Сильное независимое положение Сахиб-Гирея и всемерная поддержка со стороны султана Сулеймана настроили против него не только местную крымскую знать — много появилось у хана недоброжелателей и при османском дворе. В конечном итоге, стамбульские придворные смогли настроить султана против Сахиб-Гирея. Причиной недоверия султана послужил и отказ Сахиб-Гирея от участия в походе на Персию в 1551 году.
В Порте в это время находился племянник хана Девлет-Гирей, который также пользовался расположением султана. Любой представитель ханской фамилии, находящийся при турецком дворе, считался наследником и мог стать ханом. Сахиб-Гирей знал это и, конечно, ему необходимо было убрать Девлет-Гирея из Стамбула. Он обратился к султану с ходатайством о назначении Девлета ханом в Казань. Султан, скорее всего, понял уловку хана и решил воспользоваться этим, чтобы сместить его. Сулейман дал свое согласие о назначении нового хана в Казань, а самого Сахиб-Гирея отправил в поход против одного мятежного черкесского племени.
Как только Сахиб-Гирей удалился из Крыма, тут же в Гезлев морем прибыл Девлет-Гирей, отсюда он отправился в Бахчисарай. Одновременно в столицу из Балаклавы прибывает посланник турецкого султана с грамотой о назначении Девлет-Гирея ханом. Вскорости все войска присягнули новому хану, а Сахиб-Гирей, его сыновья и внуки были убиты. Реммал Ходжа сообщает, что сам смещенный хан с сыном были погребены в ханском мавзолее в Салачике. И действительно в ходе исследований дюрбе хана Хаджи-Гирея в старом предместье Бахчисарая археологами была нейдена подземная усыпальница, в которой и обнаружились останки 18 членов ханской династии. И хотя в наземной части мавзолея стоят всего два каменных саркофага, несомненно, Сахиб-Гирей и его сын были похоронены именно тут.
Как у всякого сильного и независимого правителя, у хана Сахиб-Гирея появились недоброжелатели, которые смогли кознями и интригами сместить хана, чем свели на нет все его начинания.
Историки считают Сахиб-Гирея одним из тех ханов, который смог вернуть былую славу дома Чингизидов. Несмотря на то что его правление проходило при сильном влиянии османского двора и в русле его, Сахиб-Гирей смог укрепить ханскую власть, привел к повиновению строптивую крымскую знать, провел необходимы реформы в государстве, которые привели к его укреплению и усилению.
Справка
Сейдалиев Эмиль Исаевич — крымский историк, к. и. н.
- Заведующий кафедрой истории Крымского инженерно-педагогического университета
- Научный сотрудник в Институт археологии Крыма
- Образование: Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, исторический факультет
- Работал заместителем директора по научной работе в Бахчисарайском историко-культурном заповеднике
- Научные интересы: история и археология средневекового Крыма, история и археология средневековых кочевников, Золотой Орды, Крымского ханства, военная история.
комментарии
"Московия как выражаетесь и Россия никогда этим не занимались в отличие"
Вот что сообщает Ибн Фадлан о ваших предках-викингах, которых вы теперь и в фильмах возвеличиваете. ;-)
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян».
"Вы вот сами чувствуете ответственность за преступления монгольских войск Чингис-хана или нет?"
Я пацифист и ненавижу войну. И если лично мои предки повинны в чем-либо, то я чувствую вину.
Но вот какое дело... Как быть, например, с битвой на Калке, где половцы (кипчаки/татары) воевали ВМЕСТЕ с предками русских против монголов, которых позднее ассимилировали? Всегда ли предки татар и русских были по разную сторону баррикад? А Грюнвальдская битва, о которой в России не принято рассказывать... Ведь Смоленские полки воевали ВМЕСТЕ с татарами против Тевтонского ордена.
Получается, что как славяне ассимилировали викингов-русов, так и татары/половцы/кипчаки ассимилировали монголов. При этом с ваших слов славяне к работорговле не имеют отношения. Неужели не помогали викингам торговать своими соплеменниками? ;-) Так ли? Татары же почему-то виноваты во всех злодеяниях монголов, включая работорговлю. Не последовательно, не логично...
"конкретная экономическая формация, основанная на грабеже и рабстве, в долгосрочной перспективе нежизнеспособна."
Не отрицаю я фактов работорговли в Орде. Но в вашем глазу, возможно, тоже бревно и не одно. ;-) Киевская Русь жила экспортом рабов в Константинополь, Хазарию. Это известный факт. И в этом "бизнесе" принимали участие и славяне и как предмет торга и как торговцы. Неужели русы-викинги самостоятельно справлялись?
Трофеи из Германии не вывозила, например. Святая, в общем, Русь?
Надеюсь, и вам ваша совесть скажет признать, что экономика Киевской Руси была основана на работорговле и то, что в этом принимали участие славяне. А если так, то не стоило вам начинать с упреков в работорговле. Лучше уж вам разобраться в собственной истории. Страшный секрет вам открою: в истории любого народа есть темные страницы. Исключений нет.
"Да, Русь никогда не торговала рабами"
Русь жила работорговлей! Наведите справки и убедитесь.
"Нет никаких сведений о рынках рабов на Руси".
Ваши рынки сбыта были в Хазарии, Византии; уже написал выше. Можете дальше отрицать очевидное.
Вот ведь какая штука! Была битва на Калке, первое крупное столкновение татаро-монгол с русскими. Татаро-монголы-это исконные, настоящие татары с их каганом-вождем татаром Чингиз ханом.
В битве на Калке на стороне русских оказались кыпчаки или , наоборот, на стороне кыпчаков оказались русские, когда кыпчаки побежали за помощью к русским в Киев. Кыпчаки-родственный татаро-монголам тюркский народ. Только вот их вождь, Котян кажется, не захотел подчиниться Субудаю. И вот печальный итог.
Василий Ян в книге"Чингиз хан" все это правдиво и живописно описал.
Надо читать настоящие исторические труды, в том числе: труды Гумилева, фундаментальный 7-томник "История татар", и т.д. Гали Еникеев в книге "Корона ордынской империи" несравненно и достоверно обосновал и показал, кто такие татаро-монголы.
Если бы это было правдой, весь юг Азии был бы из славянской породы.
Должно быть стыдно за всю такую лажу.
А вот мамлюки были , и они были элитой войск в Египте, и , в основном, они состояли из тюрков, опять таки родственников татар.
У тебя, дружок, машина времени есть? Достоверно никто ничего не знает; можно лишь догадываться. Кипчаки - предки современных татар; В Кодекс Куманикус на языке оригинала о языке кипчаков → tatar tili. Кто там "исконный" не знает никто, тем более автор ХУДОЖЕСТВЕННОЙ литературы Василий Ян.
"Надо забыть эту глупейшую выдумку-фальсификацию- торговлю рабами"
Забыть этот исторический факт, а не выдумку не получится. А вот сделать выводы нужно. И, к счастью, историческая наука изучается не только в России. ;-) Не удастся вам заткнуть людям рот и стереть память.
"Это вам не удастся замолчать то, чем занимались в Ханстве и в Орде"
Не сомневаюсь. ;-) "Старший брат" эту тему очень любит и активно долбит в кино и пр., не замечая своих собственных бревен.
Другие хоть захватывали пленных в войнах, и ими распоряжались.
А тут получается односторонний процесс.
Фу, аж стыдно за них становится.
= = =
Само название Россия как раз об этом и говорит. Согласно арабо-персидским источникам, россы (русы) были как раз работорговцами. Как они пишут, эти русы (варяги-викинги) выплывают из большого озера (из Балтийского моря) и нападают на всех. Грабят, насилуют, убивают, уводят женщин и детей, чтоб продавать их в рабство. Потом строят там свои крепости и облагают данью местное население. Тех, кого они облагают данью, в дальнейшем начинают называть русскими данниками (рабами руссов).
Вот почему слово "русский" - прилагательное, обозначающее признак принадлежности, в данном случае к "русам". Таким образом, не было и нет никакого русского народа. русские - это не национальность, а принадлежность. Русскими (рабами) стали вначале прибалтийские вепсы, чудь, саамы, потом печенеги, половцы, хазары, мордва, мещера, мурома, меря и т.д. Никогда никакой славянской Руси не было, ни Новгородской (это германо-финское государство, там ни единого славянина не было), ни Киевской (татарский (половецкий) каганат, Гарнати там не обнаружил ни одного славянина) и тем более Владимиро-Суздальской. Последнее – финско-татарское (мещера и мурома – татарские племена). Наша страна носит название наших завоевателей, наших поработителей – диких руссов-викингов. Мы должны отказаться от этого навязанного названия страны и народа, вернуться ко своим историческим корням, и начинать называть себя как и наши предки: вепсами, мордвой, мерянинами, муромой и т.д.
=
И эта Русь была финской. Никаких славян там не было. И никогда. Словены, которых наши обманщики-лжеисторики стараются показывать какими-то славянами, в самом деле были саамами, которых попы Владимира насильно заставили учить церковнославянский язык сербов и болгар. Все попы Владимира Кровавого были из болгар и сербов, это они и занесли на финскую Русь славянский язык. Все древние берестяные грамоты Новгородской Руси написаны наполовину на саамском языке. Вот этих саамов, которые начинали понимать слово (божье) стали и называть потом словенами (понимающие слово, в отличие от тех, кто не понимал церковнославянский язык (воспротивился крещению) (Белинский, Пензев).
= = =
Татары никогда ни с кем не воевали. Все это навет и клевета. Если были какие-то боестолкновения – все это только из-за провокаций противстоящей стороны или из-за того, что эти государства не хотели жить мирно. Татары проводили операции принуждения к миру. Во время операции принуждения китайцев к миру например, 80 %-в городов сами открывали ворота городов перед Чингисханом. А война с Хорезмом произошла только из-за того, что Хорезмшах убил татарских торговцев и татарских послов. То же самое и с Персией. На Калке битва была только из-за того, что Котьян хан не хотел признавать законы Ясы. А в Венгрии татары оказались преследуя этого Котьяна. А в Хорватии, Долмации и в других странах – преследуя преступника Бэлу. А операция по принуждения к миру так называемых «русских» княжеств только из-за того, что они защищади нарущителя закона Ясы Котьяна и Бачман ханов. Вообщем-то в те времена эти княжества были в основном финскими, например, в городе Рязань не было ни единого славянина, она – город эрзя, оттуда и название – город Эрзянь, наши обманщики дошли ведь до того, что исконно мордовско-эрзянский город Эрзянь они начали называть каким-то мифическим «русским» городом. Читайте завещание Чингисхана, он всю свою жизнь посвятил к тому, чтоб в этом мире никогда не было никаких войн.