Зуля Камалова: «Узгэрэш жиле» — это высококачественный продукт, но серьезно изменить ситуацию вряд ли удастся»

О перепевах Элвина Грея, неизменчивости «Татар жыры» и молодых талантах, убеждающих обывателя

При каком условии фестиваль «Татар жыры» начнет прогрессировать? Что делать со всеми недовольными и обиженными фестивалем «Узгэрэш жиле»? В каком состоянии находится современная татарская эстрада и нужны ли ей такие исполнители, как Элвин Грей? На эти вопросы в своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», постаралась ответить известная австралийская и татарская певица Зуля Камалова.

«Будем надеяться, что «Узгэрэш жиле» все же начало процесс этих самых «узгэрэш»

Сразу оговорюсь: я не присутствовала на концерте «Узгэрэш жиле», и это важный момент. Все-таки живое восприятие живой музыки — это то, что нельзя передать телерепортажем. Тем не менее, я видела несколько клипов в интернете и ознакомилась с рядом обсуждений. Могу сказать следующее: очевидно, что эта тема задела многих за живое.

Связанно ли это с тем, что была директива президента Татарстана или с тем, что тема давно назревала, в общем-то не имеет значения. Хотя если Рустам Нургалиевич не сфокусировал бы на ней внимание, возможно все бы продолжалось, как и раньше, или развивалось намного медленнее. Впрочем, как я и высказывалась ранее, считаю, что хотя это был высококачественный культивированный продукт, серьезно изменить ситуацию вряд ли удастся.

По моему мнению, настоящие артисты должны слушать много различной музыки, а не только то, что популярно, должны иметь опыт самых разных выступлений живьем и готовиться к ним достаточно долго. Конечно, я могу ошибаться, и хороший вкус, и более-менее глубокая оценка музыки могут быть «привиты» сверху. Очевидно, что с 90-х это было пущено на самотек — популярными тогда становились не обязательно самые талантливые, но и те, кто поддерживался звукозаписывающими монополиями. Возможно, у них была своя политика и свой контроль качества, но, скорее всего, они руководствовались быстрой прибылью.

«По моему мнению, настоящие артисты должны слушать много различной музыки, а не только то, что популярно, должны иметь опыт самых разных выступлений живьем и готовиться к ним достаточно долго». Фото prav.tatarstan.ru

Я знаю, что в республике есть молодые таланты, которые пытаются создавать альтернативу эстраде. Боюсь, что они пока еще не смогли убедить обывателя в том, что это тоже интересно и нужно в достаточной мере. Возможно, это связано с привычкой. Будем надеяться, что так сильно срезонировавшее мероприятие «Узгэрэш жиле» все же начало процесс этих самых «узгэрэш».

«Осталось много недовольных и обиженных...»

У нас любят покритиковать. Естественно, осталось много недовольных и обиженных тем, что их не пригласили, не спросили их мнения. Боюсь, что, в любом случае, удовлетворить всех не удалось бы. Представьте себе на секунду, что найдена формула, которая вместила бы в себя все: и любимые голоса, и прекрасные композиции, и интересные аранжировки, и артистичных исполнителей с хорошим вкусом, и эклектичное визуальное шоу, и ностальгию, и новые веяния, и опытных певцов, и молодые таланты. Это очень трудная задача.

Предполагаю, что у каждого слушателя собственное представление о том, что могут значить все эти элементы. Например, если бы я была режиссером, то это был бы совсем другой концерт. Также, как если бы режиссером был кто-то другой.

И последнее: я считаю, что формат «солянки», может быть, не дает возможности раскрыться этим артистам. Один номер — это все же такое сильное давление. Нужно себя так показать… Естественно, это очень большая ответственность для такого высокопрофильного мероприятия. Было бы неплохо, если бы у артиста была возможность дать несколько номеров.

Я надеюсь, что в Татарстане все будет без проблем с музыкой и что она будет развиваться и дальше. Никуда она не денется, и качество будет только расти.

«Он интерпретирует музыку на татарском языке в мировом контексте популярной музыки. То ли это, что нужно татарской эстрадной музыке — я не уверена. Это ее точно не сделает популярной в мире». Фото kudaufa.ru

«То ли это, что нужно татарской эстрадной музыке — я не уверена»

Меня часто спрашивают о состоянии татарской эстрады. Музыка — это не только эстрада. Музыки должно быть много, и она должна быть разной. Не только той, которую считают нужным поддерживать государственные структуры. Хотя определенные жанры (и не обязательно эстрадные), в силу того, что они некоммерческие, обязательно должны поддерживаться.

Надо учить молодых певцов слушать и пробовать много разной музыки, причем не только популярной. Конечно, при том условии, что они хотят быть оригинальными, не собираются заниматься копированием и желают искать свой голос и звук. Но если они просто подражают уже популярным образцам с целью обретения подобной же популярности… Конечно, этого не запретишь, но чего-то интересного мы от них вряд ли дождемся.

К слову о популярном ныне исполнителе Элвине Грее: я знакома с двумя его песнями, и мне кажется интересным то, что он использует не народный голос. Он имитирует звучание некоторых популярных современных певцов — с придыханием, почти незаметной хрипотцой. Он интерпретирует музыку на татарском языке в мировом контексте популярной музыки. То ли это, что нужно татарской эстрадной музыке — я не уверена. Это ее точно не сделает популярной в мире.

Если говорить о фестивале «Татар жыры», то я за ним не слежу, хотя и участвовала в нем однажды в качестве гостя. Боюсь, там мало что изменилось с 2005 года, но я думаю, что если бы этот формат не работал, то он бы уже изжил себя. Другое дело, если бы среди художественного руководства таких мероприятий были бы люди действительно болеющие за уровень и репутацию нашей музыки (как собственно президент РТ), то возможно было бы какое-то продвижение. Для этого нужны вкус и желание.


Зуля Камалова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров