Нежеланная страховка: по 100 жалоб в месяц на ОСАГО

«Антирейтинг» навязывающих допуслуги к полису автогражданки страховых компаний возглавил «Росгосстрах»

Несмотря на повышение тарифов, страховщики продолжают препятствовать автовладельцам при покупке полисов ОСАГО, продавать которые в силу наличия лицензии они обязаны по закону. Если за весь прошлый год Нацбанк РТ принял от страхователей 400 жалоб, то за первые три месяца текущего года — уже 330. Причем, как выяснила побывавшая на брифинге представителя мегарегулятора корреспондент «Реального времени», повышение тарифов к улучшению ситуации не привело.

330 жалоб за 3 месяца

По словам заместителя управляющего Национального банка РТ Марата Шарифуллина, страховые компании продолжают отказывать клиентам в выдаче полисов ОСАГО без покупки дополнительных услуг или полисов других видов страхования. В 2014 году в Нацбанк поступило более 400 жалоб на такие действия. Однако лишь за первый квартал 2015 года их оказалось уже 330, из которых 30 — после 12 апреля, когда были как минимум на 40% повышены тарифы на автогражданку.

— Согласно закону, для заключения договора ОСАГО автовладелец может обратиться в любую страховую организацию с письменным заявлением и необходимыми документами, — подчеркнул Шарифуллин. — При этом страховая организация не вправе отказать клиенту, если предоставлены все необходимые документы, в том числе из-за отказа клиента на приобретение дополнительной услуги (страхование жизни, имущества и т. д.).

В случае отказа, уклонения, либо навязывания страховой организацией допуслуг при заключении договора ОСАГО регулятор предлагает помощь клиенту.

— Мы рекомендуем фиксировать такие факты путем видеозаписи и показаниями свидетелей и направлять в Банк России для принятия соответствующих мер, — говорит Шарифуллин.

Кроме того, с лета 2014 года в Национальном банке РТ действует горячая линия по вопросам ОСАГО — (843) 292-02-67.

Марат Шарифуллин: «Страховая организация не вправе отказать клиенту в заключении договора ОСАГО, если предоставлены все необходимые документы»

По словам Шарифуллина, основными причинами жалоб являются: навязывание дополнительных страховок, отказ от заключения договора под предлогом отсутствия бланков полиса, невозможности работать в программе, отсутствия доступа к базе или указание на то, что страхуются только клиенты страховой компании. Кроме того, страховщиками создаются искусственные препятствия — запись на отдаленные даты, предлагается провести осмотр техники страховой компанией и т. д.

12 постановлений о нарушениях — лидирует «Росгосстрах»

Как известно, в прошлом году в кодекс по административным правонарушениям была введена статья, которая предусматривает штраф для сотрудников компании за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО или навязывание дополнительных услуг. Поэтому Банк России и Нацбанк РТ ведет ежедневный мониторинг этой ситуации и для фиксации нарушений совместно с прокуратурой организовал рейды по страховым компаниям.

— На сегодня Нацбанком уже вынесено 12 постановлений о привлечении к ответственности восьми приставов компаний. По кодексу штраф составляет 50 тыс. рублей, — привел данные Шарифуллин, отмечая, что рейды будут проводиться, «пока такие случаи не сведутся к нулю».

При этом Шарифуллин назвал основных игроков рынка: «Росгосстрах» (25,9%), «Наско Татарстан» (15,5%), «Аско» (11,8%). «Как по количеству обращений, так и по налагаемым санкциям, пропорция примерно соблюдается», — отметил он. После чего в беседе с журналистами признался, что «по числу штрафов у нас лидер «Росгосстрах».

«С ростом тарифов рентабельность ОСАГО может измениться»

Что касается повышения тарифов, то спикер отметил, что это будет способствовать развитию конкуренции и повышению рентабельности услуги.

— По мнению Банка России, новые значения базовых ставок тарифного коридора, вступившие в действие с 12 апреля 2015 года, возродят конкуренцию на рынке ОСАГО, — сказал он.

При этом ведомство возлагает надежны на «совесть» страховщиков. «Учитывая повышение цен на страхование, которое произошло из-за увеличения расходов на ремонт (на 20-25%) Банк России рассчитывает, что страховщики со своей стороны примут все меры стабилизации ситуации на рынке ОСАГО», — говорит Шарифуллин.

— До этого тарифы не поднимались более 10 лет, и это далеко не самый выгодный продукт страхования, — пояснил топ-менеджер корреспонденту «Реального времени». — Рентабельность мы не можем прогнозировать, с ростом тарифов она может измениться, так как мы расширили тарифный коридор на 20%, что позволяет компании выбирать план тарифа (от 3 432 до 4 118 рублей). В этих пределах компания может поставить любой тариф, и это приводит к повышению конкурентности.

Также собеседник объяснил причины недавнего ажиотажа по заключению договора ОСАГО. «До 12 апреля многие компании старались не выдавать страховые полисы, потому что были в ожидании повышения стоимости ОСАГО, но по закону клиенту могут отказать только при отсутствии необходимых документов».

В то же время 30-дневное рассмотрение документов законно, добавил он и признался, что ему самому при страховании автомобиля предлагали дополнительную услугу стоимостью порядка 400 рублей.

Если состояние экономики будет стабильным, то страхование ОСАГО будет рентабельно

Фарид Хамадеев — экс-директор казанского филиала ООО «Росгосстрах-Татарстан»:

— На короткий период, месяца на 3-4, возможно, страхование ОСАГО после изменения тарифов и будет рентабельно. Что будет дальше, пока никто не может сказать, потому как все расчеты были произведены по уровню цен, которые были актуальны месяц-полтора назад.

Если состояние экономики будет стабильным, то страхование ОСАГО будет рентабельно.

Вообще, нужно внимательно относиться к выплатам. Они должны быть обоснованы и соответствовать правилам. Нужно заниматься не только ОСАГО, но и другими видами страхования.

Одно постановление антимонопольная служба нам выносила, но суд отменил его, так как не нашел никаких нарушений. Дело прошло несколько судебных инстанций, поэтому сказать, что я что-то нарушил, как руководитель филиала, не могу.

Альберт Ишбулатов — директор филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Татарстан:

— О рентабельности ОСАГО говорить вряд ли приходится, поскольку это социальный вид страхования, и тарифы на него устанавливались, исходя из этого. А для компании «Росгосстрах» ОСАГО — это в принципе не тот вид, в котором стоит задача заработать. Наша цель — не уйти в минус, обеспечив при этом полисами наших клиентов. Поэтому «Росгосстрах» в Республике Татарстан определил свой базовый тариф ОСАГО по целому ряду ТС по нижней границе тарифного коридора, установленного Банком России. То есть для наших клиентов-физических лиц рост тарифа на легковые автомобили составил даже не 40%, а около 33% по отношению к тарифу компании на ОСАГО от 11 октября 2014 года.

Мы надеемся, что принятые законодательные изменения позволят скорректировать убыточность и вывести рынок из критического состояния. Дальше все будет зависеть от той статистики, которую мы будем получать в ходе перехода на новые лимиты по жизни и здоровью. Делать конкретные прогнозы мы бы пока не стали, поскольку для этого недостаточно данных. Полноценную статистику рынок сможет получить не ранее чем через год, поскольку сейчас одновременно действуют полисы со старыми и с новыми лимитами покрытия как по «железу», так и по жизни (т. е. заключенные до и после соответствующих поправок в закон). Такой ситуации, чтобы одновременно действовали полисы с тремя разными лимитами ответственности, на рынке еще не было. Естественно, средняя убыточность по этим договорам будет разная. Кроме того, внесение изменений в лимиты и порядок выплат по жизни и здоровью может полностью изменить картину убыточности — в подобных условиях страховщики еще не работали и соответствующей статистики не имеют. Для ее сбора нужно время. Поэтому страховщики будут очень внимательно отслеживать ситуацию с убыточностью ОСАГО по каждому региону и по каждому типу транспортных средств.

Но нужно понимать, что единовременное повышение тарифов ничего не даст — тарифы должны пересматриваться регулярно и учитывать реальную убыточность этого бизнеса, иначе рано или поздно мы вновь придем к ситуации, когда страховщики начнут сворачивать свой бизнес ОСАГО в регионах, а страдать от этого будут автовладельцы.

Как отметил в ходе прямой линии с населением президент России Владимир Путин, повышение тарифов — экономически вынужденная мера. Резких скачков можно было бы избежать, если бы тарифы повышались своевременно в течение 11 лет действия закона об ОСАГО.

Нами не было зафиксировано случаев необоснованного отказа в заключении договоров ОСАГО сотрудниками компании.

Рустэм Сабиров — президент Союза страховщиков Татарстана, директор филиала «ПСК-Казань» ОАО «Страховая группа «МСК»:

— В целом по России мы будем наблюдать среднюю рентабельность. Если же говорить по конкретным субъектам Федерации, то уровень рентабельности тут покажет время, потому что коэффициенты были скорректированы по многим субъектам.

Если говорить в рамках конкретного субъекта, то, как мне кажется, в разных сегментах страхования рентабельность будет совершенно разная.

Например, для таких сегментов страхования, как общественный транспорт и такси, рентабельности никогда не было. Это убыточный сегмент для страховщиков, и этих повышений не хватает для покрытия расходов страховых компаний.

Также достаточно большие опасения вызывает сегмент молодых, неопытных водителей, для которых свойственно дерзкое вождение, без внимания на запреты. Для этого сегмента повышение тарифов также не скажется на рентабельности, так как такая категория водителей является лидером по ДТП.

Безусловно, есть рентабельные сегменты, такие как, например, автопарки юрлиц.

Я вообще против того, когда говорят образно о том, что ОСАГО рентабельно или нерентабельно. Это как говорить о средней температуре по больнице среди живых и мертвых. Я считаю, что в этом вопросе усреднять не нужно, потому что до сих пор никто не снял с повестки дня тему повышения курса доллара и евро к рублю. Если бы курс остался таким же, каким был прошлым летом, тогда бы мы сегодня могли говорить о том, что в ближайшее время ОСАГО будет рентабельно.

Кроме того, идет увеличение представителей так называемых автоюристов. Они борются за каждого клиента с единственной целью — недопущение простого регулирования вопросов страхового возмещения. Они тоже напрямую влияют на убыточность страховых компаний. Жалко, что вот эту криминальную составляющую мало кто учитывает.

Я сейчас не могу твердо сказать, что по всем субъектам Федерации и по всем субъектам страхования будет «безоблачное небо» в этой сфере. Но я думаю, что напряжение вокруг этого вопроса в скором времени частично будет снято.

Фото: news.mail.ru, tatarstan.ru, www.kr-news.ru, www.rg.ru, top.rbc.ru

Алиса Разумовская, Анастасия Юрьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров