Как на КАМАЗе за безопасностью следят: вместо проверки на полиграфе топ-менеджеры пишут заявления об уходе

Крупные предприятия РТ рассказали о борьбе с коррупцией и о том, как попросили Дмитрия Медведева избавить их от малого бизнеса

Как оказалось, одним из новейших необязательных, но «рекомендованных» методов выявления и пресечения коррупционных действий в крупных компаниях, стала проверка на полиграфе. В частности, ее стали проводить на КАМАЗе и в «Генерирующей компании». Кроме того, как узнал корреспондент «Реального времени», крупнейший татарстанский госпоставщик электроэнергии попросил премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в случае с большими стройками освобождать его от необходимости привлекать малый бизнес в качестве поставщиков.

А у КАМАЗа — полиграф

Сегодня на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» рассказали о том, как крупные промышленные предприятия республики пытаются минимизировать у себя коррупционные риски. Но перед этим заведующий организационным отделом управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов напомнил, что 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией и что не стоит воспринимать его как праздник: «Нравится вам или не нравится, но день такой есть. Это не праздник, это день, когда мы вспоминаем, что коррупция — это негативное явление для всей мировой системы, и что все прогрессивные страны мира подписали соглашение о противодействии этому явлению».

Первым о том, как борются с коррупцией на предприятии, рассказал директор департамента защиты ресурсов ПАО «КАМАЗ» Николай Липатов. Он отметил, что служба безопасности у них состоит из нескольких подразделений, которые включают и службу информационной безопасности, так как предприятие уже не раз подвергалось кибератакам: «Пытаются и пытались несколько раз взломать сервер КАМАЗа, проникнуть, деньги списать — все это было».

Что касается работы самих сотрудников компании, Липатов рассказал об известных ему попытках заводчан вынести под одеждой цветной металл, чтобы в дальнейшем его продать. Но наиболее опасными для экономики предприятия все-таки являются не ухищрения штатных рабочих, а действия руководящего состава. Поэтому кандидата на руководящую должность проверяет служба безопасности, чтобы выявить возможные коррупционные риски, конфликт интересов.

Кроме того, с 2015 года здесь проводят проверку сотрудников на полиграфе: в прошлом году из 316 заявленных кадров было проверено 77 человек, в этом — из 216 проверили 66 сотрудников. Под категорию проверяемых попадают только люди на определенных должностях — потенциально наиболее коррумпированных. Речь идет о сотрудниках, которые занимаются проведением тендеров, продажами.

— К сожалению, вам скажу, что были и руководители высокого ранга, кто написал заявление об увольнении и не стал проходить проверку на полиграфе, потому что там, помимо общих вопросов, есть конкретные: получаете ли вы откаты, проводите ли махинации с тендерами, проталкиваете ли вы свои фирмы? — рассказал Липатов.

Правда, отвечая на вопрос «Реального времени», спикер отказался называть не только фамилии сотрудников, которые таким образом покинули свои посты, но и даже сами должности, на которых они находились. Не привел он и точные данные по людям, которые не смогли пройти проверку.

«Закос» под КАМАЗ вылился в четыре года строгого режима

Говоря о совместной работе с правоохранительными органами, Липатов также напомнил о недавнем случае с не имеющей к КАМАЗу отношения компанией ООО «Торопин», которая выиграла тендер Минобороны РФ на 24 млн рублей на поставку новых запчастей ПАО «КАМАЗ», предложив цену на 40% ниже официального дилера.

— Само собой, нас это заинтересовало, мы стали писать письма в воинские части, чтобы нам дали информацию. Попросили написать письмо на имя нашего генерального директора, чтобы он подтвердил, что это ООО не имеет никакого отношения к нашему предприятию, — естественно, чтобы официально задокументировать, что эта фирма не является дилером. Стали заниматься, собрали материал и направили в ФСБ, — прокомментировал ситуацию директор департамента защиты ресурсов ПАО «КАМАЗ».

В результате выяснилось, что одна пятая часть товара была закуплена не у официальных дилеров, а у китайских и отечественных подпольных производителей, на детали которых просто были наклеены этикетки ПАО. Как следствие, 30-летний экс-директор компании и ее соучредитель Иван Торопин приговорен к четырем годам колонии строгого режима. Он признан виновным в хищении бюджетных средств, незаконном использовании товарного знака ПАО «КАМАЗ» и даче взятки в 1,2 млн рублей начальнику склада военной части.

Полиграф необязателен, но «рекомендован»

Заместитель генерального директора ОАО «Генерирующая компания» по общим вопросам Анатолий Краснов рассказал, что за безопасностью на предприятии следит специальный отдел — управление экономической защиты и режима. Там работают 12 человек — все офицеры, бывшие эмвэдэшники и эфэсбэшники.

Как оказалось, и топ-менеджеров «Генерирующей компании» тоже стали проверять на полиграфе, — Краснов с заговорщической улыбкой заметил, что прошли они ее по собственной инициативе — процедура была необязательной, но рекомендованной. Оценку топ-менеджеров также произвел сам коллектив, и она оказалась не всегда лицеприятной.

Самое пристальное внимание уделяется закупкам — их объем, к слову, в год составляет 22 млрд рублей. С 2015 года все закупки проводятся через три электронные площадки — B2B, ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» и Onlinecontract.

— Каковы результаты нашей работы? Каждый человек не только при приеме на работу, но и при перемещении с одной должности на другую обязательно полностью проходит проверку в службе экономической защиты и режима. За 9 месяцев текущего года были проверены 864 человека. Из них 31 человек получил отказ в приеме на работу, — рассказал Краснов.

Проблема с малым бизнесом

Кстати, говоря о безопасности, он затронул еще одну интересную тему, связанную с госзакупками. По словам Краснова, небольшие компании, которые ставят наименьшую цену и выигрывают тендер, не всегда могут справиться на должном уровне с заказом. В частности, речь идет о заказе услуг монтажа, ремонта, техобслуживания, установки системы охраны, пожарной сигнализации.

— Представьте себе ТЭЦ. Мы ее серьезно охраняем, с оружием, сигнализацией. А вдруг, пока монтировали на ней камеру, что-то сделали, и она передала куда-то информацию. И теперь за каждым следить? Это же безопасность, — после пресс-конференции прокомментировал «Реальному времени» спикер.

Он вспомнил, что за всю историю «Татэнерго» в Заинске был случай, когда одна лопатка (паровой турбины) отлетела, пробила все бетонные конструкции и далеко упала. Во избежание подобных случаев сейчас маленькие компании, которые выигрывают тендер, приходится несколько раз проверять.

Кроме того, как оказалось, у ОАО «Генерирующая компания» возникают сложности с реализацией закона ФЗ-223, согласно которому не менее 10% госзакупок они должны отдавать малому и среднему бизнесу.

— Как сделать, чтобы в общем удельном весе было 10%? В этом году мы отторговали такую закупку, как строительство ПГУ на ТЭЦ-1. Это ведь единый лот — 6,3 млрд рублей! Его, конечно, выиграло не малое предприятие. Выиграла крупнейшая фирма — «Уралэнергостой», — рассказал собеседник издания. Малым предприятиям в этом случае остается только поставлять мелкий товар типа перчаток и формы, но за счет этого 10% компании не набрать. — Мы написали письмо Медведеву, он отписал Дворковичу и нашему министру Новаку. И тот и другой его получили. Я это все отслеживаю.

Сейчас ОАО «Генерирующая компания» ждет от правительства России послабления в законе при строительстве крупных объектов.

Мария Горожанинова

Новости партнеров