Как в Казани театралы победили киноманов
Башкирский Джастин Бибер по популярности обошел в столице Татарстана Oxxxymiron, группу A-ha и Земфиру вместе с Филиппом Киркоровым
Исследование «Яндекс. Афиши» показывает, что самым популярным запросом у казанцев является именно театр и только после него следуют кинопремьеры и концерты. О том, какие исполнители, спектакли и кинопремьеры стали в этом году в Казани самыми популярными и как сервис «Яндекса» за короткое время нашел себе «теплое» местечко между агрегаторами по продаже билетов на мероприятия и госуслугами РТ, — в материале «Реального времени».
Из конкурентов — в партнеры
Казань стала третьим городом в России после Москвы и Санкт-Петербурга, где произошла перезагрузка «Яндекс. Афиши» с расширением функционала сервиса — с освещения мероприятий до продажи онлайн электронных билетов. Руководитель сервиса Светлана Перловская для встречи с журналистами выбрала одно из «культурных» мест города — «Желтую кофту».
— Так как билеты электронные, и нам хотелось город, в котором люди готовы к такому уровню технологий. Ну и нам кажется, что Казань в этом смысле сложно переоценить, — она является одним из самых высокотехнологичных городов в России, — польстила горожанам руководитель сервиса.
Однако пока цифры говорят об обратном. Сейчас только 30% казанцев предпочитают покупать билеты онлайн, большая часть — 50% — все также ходят за ними в кассы продаж. Но результатами работы сервиса после его запуска в столице РТ компания «Яндекс» все равно довольна.
Следующие на очереди по реализации этого проекта — Екатеринбург, Сочи и Краснодар, дальше — больше.
Работа сервиса устроена таким образом: он сотрудничает с агентами по продаже билетов — Kassir.ru, Concert.ru, Рonominalu.ru, «Рамблер.Касса» и Kinohod.ru, и, по сути, является их агрегатором. Продавая без дополнительной наценки билеты, «Яндекс.Афиша» просто делит с агентами процент с продажи. Таким образом, представители компании уверяют, что благодаря популярности «Яндекса» и доверию к нему со стороны пользователей они могут привлечь к онлайн-покупке большее число людей. В Казани также ведутся переговоры с региональными агентами, но пока озвучивать названия возможных будущих партнеров представитель «Яндекса» не стала.
Отвечая на вопрос «Реального времени», Светлана Перловская поделилась своим мнением и относительно такого их нового «конкурента», как сайт госуслуг РТ, где также онлайн можно приобрести билет на культурное событие.
— В Казани на сегодняшний день уникальная ситуация, когда госуслуги занимаются продажей билетов, по крайне мере, я в любом другом городе такого не видела. На самом деле, для нас это большое подспорье, потому что мы вместе с ними рассказываем об этом одним и тем же людям. Важен тот факт, что и «Яндекс», и государство — это такие сильные бренды, которым люди доверяют с точки зрения той информации, которую им рассказывают. И нам на данный момент времени неважно, у кого они покупают, — прокомментировала руководитель сервиса.
Как спрос «положил» сайты продаж
При всех плюсах сервиса все также проблемой остается его работа во время пика запросов на покупку билетов. Например, в Казани во время старта продаж на Шаляпинский (опера) и Нуриевский (балет) фестивали спрос так высок, что одновременно «ложатся» разные сайты агентов по продаже билетов. О такой проблеме в «Яндексе» известно, но пока и они не могут гарантировать успешную работу сайта, если порталы их партнеров перегружены.
Следующий рынок, который интересен компании в Казани, — это сегмент спортивных мероприятий. К ЧМ-2018 также планируется создание портала туристического плана для болельщиков, где будут отображаться мероприятия в рамках соревнований. Сейчас «Яндекс» ведет переговоры о партнерстве в этом проекте с организационным комитетом FIFA.
«Я не могу сказать, что это стопроцентная договоренность, но мы в общем разговариваем с ними, чтобы делать вместе культурную околофутбольную программу», — рассказала Перловская. При этом она заметила, что о продаже билетов на сам чемпионат речи не идет — такое право комитет FIFA локальным операторам не дает, поэтому купить их можно будет только у официальных организаторов.
«Яндекс» как подспорье и гроза спекулянтов
На фоне растущей популярности онлайн-сервисов по продаже билетов все большей проблемой становится их спекуляция. При этом даже в самом «Яндексе» отмечают, что существенным подспорьем в работе мошенников является их поисковый сервис.
— Эта проблема сыграла не последнюю роль в том, почему «Яндекс» интересуется темой продажи билетов. Потому что эти спекулянты покупают «контекст» в «Яндексе». Человек вбивает «билеты на Muse», переходит к первому в строчке сверху и покупает, во-первых, вместо 8 тысяч за 12, а во-вторых, его еще и не пускают, — говорит Светлана Перловская.
Руководитель сервиса отмечает, что не размещать спекулянтов они не могут, потому что не в силах сами проверить честность всех рекламодателей. Решить проблему компания пытается с помощью интеграции своих продаж в поисковую выдачу, дабы оттянуть аудиторию на собственный сервис.
Правда, наиболее популярными видами мошенничества спикер называет спекуляцию с бумажными билетами. Бывают и другие, немного даже казусные случаи с неудачными походами на мероприятия. Петровская рассказала, что один раз человек, который купил через «Яндекс.Афишу» билет на концерт, зачем-то выложил его фотографию со скриншотом в «Инстаграм». В итоге на мероприятие его, естественно, не пустили — вместо него прошел кто-то другой, более сообразительный.
Бороться с подобными фактами пытаются с помощью информирования населения — на самих концертах, в СМИ.
Как «Зверополис» с Элвином Греем Казань брали
Согласно исследованию «Яндекс. Афиши», казанцы интересуются театрами значительно больше, чем жители других городов. Если в целом по культурным запросам Казань находится на пятом месте — после Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, то по интересу к театрам столицу РТ опережают только две другие столицы России. Правда, здесь есть небольшая незадача — предложение не покрывает спрос. По данным Министерства культуры РФ на ноябрь 2016 года, Казань по числу театров на душу населения разместилась на 6-м месте — после Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и даже Челябинска.
В свою очередь, по данным поисковых запросов «Яндекса», кино в Казани не столь популярно, и в том же Нижнем Новгороде новинками кинопроката интересуются гораздо больше.
Что касается популярных фильмов в этом году, то, согласно статистике, с января по октябрь больше всего билетов казанцы купили на «Зверополис», следом идут «Дедпул», «Выживший», «Отряд самоубийц» и «Экипаж». К слову, «Зверополис» понравился и обозревателю «Реального времени» — в своей колонке он охарактеризовал мультфильм «Диснея» как лучшую политическую сатиру за многие месяцы. Почитать обзор можно здесь.
В части спектаклей и мюзиклов самым популярным стал «История любви. Комедия ошибок» со Светланой Ходченковой и Петром Красиловым в главных ролях. На втором месте — музыкально-поэтический спектакль «Хулиган. Исповедь» любимчика народа Сергея Безрукова. «Бронзу», как ни странно, взял спектакль Театра на Булаке «Примадонны», а завершили топ-5 премьеры театра имени Качалова «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Дон Жуан».
По части концертов пальму первенства взял башкирский аналог Джастина Бибера — Элвин Грей, которого на самом деле зовут Радик Юльякшин. Он опередил рэп-исполнителя Oxxxymiron, группу A-ha и даже Земфиру и звезду отечественной эстрады Филиппа Киркорова.
Быстрее всего жители Казани раскупали билеты на Цирк дю Солей, шоу братьев Запашных и, внимание, на концерт Александра Дроздова из «Синей птицы».
Отличилась Казань и по ценам на билеты — среди миллионников (Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург) в столице РТ оказались самые дешевые билеты как в кино, так и в театр и на концерты. Если в Москве стандартный билет в кино стоит 370 рублей, а в Северной Пальмире — 280, то в Казани он в среднем обойдется в 225 рублей. Билеты в театр в столице республики аж в два раза ниже московских — 800 против 1640, впрочем, как и на концерты — 1400 против 2960 рублей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.