Рустам Минниханов — Энгелю Фаттахову: «Ты знаешь, во сколько каждый ресурсный центр обошелся?»

Президент отчитал и министра образования, и руководителей учебных заведений за плохую подготовку кадров для производства

Сегодняшнее заседание экономического совета при кабмине РТ ознаменовалось президентским «разносом», устроенным министру образования республики Энгелю Фаттахову. Во время встречи глава КМПО Дамир Каримуллин сообщил о том, что предприятиям приходится заново переучивать сотрудников, ранее подготовленных в ресурсных центрах, что и вызвало яростное возмущение Рустама Минниханова. С какими еще проблемами сталкивается татарстанский рынок труда — читайте в репортаже «Реального времени».

Как сдержать утечку молодых специалистов из республики?

Выступая на заседании со вступительным словом, президент РТ Рустам Минниханов сразу же обозначил ряд проблем, тормозящих развитие республиканского рынка труда. В первую очередь президент указал на переизбыток выпускников гуманитарных специальностей, лишь менее половины из которых в дальнейшем могут реализовать свои профессиональные возможности.

— Система формирования и перераспределения контрольных цифр приема в вузы требует кардинальных изменений. Должна учитываться не мощность образовательной организации, а потребность наших предприятий, — высказался Минниханов. — Диспропорция также наблюдается на рынке выпускников учреждений среднего профессионального образования, что связано с несоответствием образовательных стандартов профессиональным.

Вместе с тем Татарстан столкнулся с проблемой оттока молодых специалистов за пределы РТ — талантливые ребята спешат покинуть республику, чтобы получить образование (и, возможно, в дальнейшем найти постоянное место работы) в Москве, Санкт-Петербурге или за рубежом. Забегая вперед, отметим, что министр связи РТ Роман Шайхутдинов также высказал сегодня свои опасения на этот счет: «Важный тренд: около 70% российских IT-специалистов хотят покинуть Россию и работать за границей».

Около 70% российских IT-специалистов хотят покинуть Россию и работать за границей, сообщил Роман Шайхутдинов. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

— Надо, чтобы они поступали в наши вузы и закреплялись на наших предприятиях. Они могут уезжать, но их надо как-то вернуть. То, что они поступают в ведущие образовательные центры, — это неплохо, в этой части я не могу согласиться с поставленной задачей, но мы должны знать, куда человек едет и как мы можем его закрепить, чтобы он после учебы вернулся в нашу республику, — высказал предположение Рустам Минниханов.

Решением проблемы, по словам президента, может стать создание реестра татарстанских студентов, обучающихся за пределами РТ, — списком смогут пользоваться республиканские предприятия, дабы отслеживать, где и на каких специальностях учится наша молодежь, и в дальнейшем выбирать потенциальных сотрудников.

«Выход из тени» и достойные условия для мигрантов

Министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова рассказала о текущей ситуации на рынке труда в республике. Так, по словам докладчицы, сейчас в Татарстане очень высокий уровень занятости (70,1%, что превышает среднероссийский показатель), и при этом низкий уровень безработицы — на каждого соискателя приходится до двух вакансий.

Вместе с тем Зарипова отмечает, что за последние несколько лет на местном рынке труда в общей численности занятых снизился удельный вес занятых в обрабатывающей промышленности и строительстве. При этом произошел рост занятых в оптовой и розничной торговле и в операциях с недвижимостью. Спикер связала это с модернизацией производства в обрабатывающих отраслях, а также низким уровнем зарплаты по отдельным отраслям: «Попрошу работодателей посмотреть на этот вопрос и принять меры по повышению зарплаты. Ресурсы из-за этого перетекают в другие сферы, что влечет за собой нестабильную занятость».

Между тем на местном рынке труда по-прежнему высока доля неофициального трудоустройства. По словам Эльмиры Зариповой, только в прошлом году в результате ряда мероприятий удалось «вывести из тени» порядка 112 тыс. человек, которые впоследствии заключили договоры с работодателями. Если говорить о ситуации с неформальным трудоустройством по районам РТ, то благоприятная ситуация пока складывается в Нурлатском районе, тогда как аутсайдером является Алькеевский район.

В своем докладе Зарипова сообщила о грядущем дефиците трудовых ресурсов: так, к 2030 году численность населения в Татарстане в трудоспособном возрасте сократится на 5% (это почти 107 тыс. человек), при этом вырастет удельный вес лиц пенсионного возраста. Параллельно с этим у трудовых мигрантов растет интерес к Татарстану — речь идет как об иностранных гражданах, так и жителях других регионов РФ.

— Когда вы [работодатели — прим. ред.] предлагаете свои вакансии, обратите внимание на оплату труда, на все те моменты, которые могут быть привлекательными для соискателей, в том числе и из других регионов. Необходимо создавать преференции для квалифицированных трудовых мигрантов, возможности для переезда всей семьи в Татарстан — определенные социальные гарантии, — высказалась Зарипова.

В свою очередь, министр образования РТ Энгель Фаттахов озвучил одну из главных проблем для российской экономики — это разрыв запроса рынка труда и возможностей системы образования. Ключевые причины разрыва кроются в несоответствии образовательных стандартов профессиональным требованиям, в неразвитой системе независимой оценки результатов профобразования (обычно оценку дает то же учреждение, которое готовит человека), замедленном реагировании системы образования на потребности рынка труда, а также в качестве преподавательского состава.

В чем нуждается местное строительство?

Отметим, что на сегодняшний день практически половина из 35 тыс. вакансий приходится именно на сферы строительства и обрабатывающих производств. При этом, по словам министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирека Файзуллина, в строительном комплексе работает более 103 тыс. человек, что составляет 10% от общего числа занятых в экономике РТ. Для того чтобы поддерживать квалификацию уже существующих работников сферы и параллельно готовить новых специалистов, в республике были приняты различные меры: к примеру, был создан научно-образовательный кластер на базе КГАСУ.

— На базе колледжей, входящих в кластер, создаются ресурсные центры по подготовке кадров рабочих специальностей. В 2016 году начал функционировать центр на базе Казанского строительного колледжа, сегодня открывается учебно-образовательный центр компании «ТехноНИКОЛЬ», и 25 ноября открывается учебный центр строительной компании YIT. Всего планируется открытие четырех ресурсных центров для подготовки кадров, — поделился Файзуллин.

При этом докладчик указал на необходимость повышения заработной платы мастерам производственного обучения. К примеру, в одном из республиканских колледжей средняя зарплата таких сотрудников составляет всего 8,8 тыс. рублей.

Айтишников нужно учить быстрее

По своему направлению также отчитался министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов, для начала указавший на то, что в структуре мирового рынка информационных технологий, которое измеряется в общей сумме 1,7 трлн долларов, Россия пока имеет наименьшее значение по сравнению с рядом стран — это 1%. Выработка конкретно в Татарстане в среднем по сравнению с общероссийской составляет более 24 тыс. долларов в год, в IT парке она составляет более 65 тыс. долларов в год, в Иннополисе — еще выше.

— В вузах по IT учатся более 7 тыс. человек на очной форме, в 2017 году численность выпуска ожидается примерно 2079 человек — этого недостаточно при потребности более 3,5 тыс. человек в год, причем качество выпускников тоже следует учитывать, — сообщил Шайхутдинов.

По словам спикера, требования к кадрам в сфере IT меняются быстрее, чем государственные образовательные программы, также имеется нехватка квалифицированных преподавателей и недостаточная практическая подготовка начинающих специалистов.

— Крайне необходимо скорректировать образовательные программы вузов, сделав упор на наиболее востребованные компаниями отрасли и потребности, — высказался докладчик. — Есть и задачи федерального уровня. В качестве одной из инициатив мы предлагаем понизить сроки обучения в вузе по некоторым специальностям. Сейчас в российском законодательстве продолжительность обучения данного уровня подготовки составляет два года и может быть сокращена в лучшем случае до полутора лет. На Западе сроки подготовки по отраслям не превышают одного года — это вполне можно было бы сделать. В ресурсном центре подготовка вообще составляет 300 часов, из которых 150 часов — теория, и 150 — практика.

«62% специалистов, которые приходят от вас, переобучаются на предприятиях — с чем это связано?»

Еще в своем вступительном слове Рустам Минниханов посоветовал работодателям активнее включаться в разработку образовательных программ, установив связи с ресурсными центрами. Данная тема снова «всплыла» уже под конец заседания, когда за кафедру вышел гендиректор КМПО Дамир Каримуллин: «Свой доклад я хотел бы построить именно на теме качественной подготовки кадров. На сегодняшний день больше уже волнует эта тема, нежели количественный подход». По словам спикера, сейчас предприятия вынуждены самостоятельно организовывать обучение и повышение квалификации своих сотрудников. Порядка 70% претендентов на занятие вакантных мест не соответствуют требованиям по уровню профпригодности — предприятию приходится обучать и переобучать работников.

Первым на претензии Каримуллина отреагировал премьер-министр РТ Ильдар Халиков: «Есть здесь кто-нибудь из КТК им. Дементьева? 62% специалистов, которые приходят от вас и других, они переобучаются непосредственно на предприятиях — ваше мнение: с чем это связано?».

Представитель КТК начал путанно отвечать что-то про дуальное обучение, но его перебил Халиков, повторив свой вопрос. После очередного несвязного ответа не выдержал Рустам Минниханов, обратив свой гнев на Энгеля Фаттахова.

— Ресурсные центры — это полностью наши полномочия, и когда мы там потратили большие деньги плюс привлекли наши предприятия… Почему ресурсными центрами не руководят главные заказчики? Почему получается, что ресурсные центры учат, а потом они не готовы к производственным процессам, Энгель? — поинтересовался Минниханов. — Вы все рассказывали здесь, какие вы молодцы, вышел директор и… Через 5-10 лет те профессии, которые сейчас есть, исчезнут, и специалистов надо будет переучивать. Предприятия уже свои корпоративные университеты создают, но все ресурсные центры — это не место, где перед армией они должны какое-то время находиться, Энгель. Человек может с высшим образованием прийти в ресурсный центр и получить ту специальность, которая ему по жизни нужна. Эльмира, все эти процессы надо регулировать.

Поднятая тема настолько возмутила президента, что он, стуча кулаком по столу, продолжал давать указания руководителям ресурсных центров и всем ответственным чиновникам еще минут двадцать. Снова обратившись к Фаттахову, президент поинтересовался: «Ты знаешь, во сколько каждый ресурсный центр обошелся? Мы это сделали, чтобы изменить ситуацию. Чудес не бывает. Вся наша система должна работать на это! Конкретно, целенаправленно».

— Это ваша [ректоров — прим. ред.] работа, и самые большие вопросы — к вам! Мы-то что-то пытаемся в рамках своих полномочий изменить, хотя к нам тоже, к нашему министерству, вопросы есть. Вы не абстрактная структура, которая здесь находится. Вы должны работать на интересы экономики нашей страны. Татарстан — один из ведущих экономических субъектов. Вы должны работать с каждым предприятиями, — возмутился президент. — Когда директор предприятия выйдет и скажет: «Вот спасибо, наконец-то мы начали получать тех специалистов, которые нужны», — вот это будет результат.

Лина Саримова, фото prav.tatar.ru

Новости партнеров