«Мы все оцифруем и будем жить уже в совершенно другом мире»

Операторы связи о конвергенции в отрасли, предстоящей диджитализации и партнерской конкуренции

«Мы все оцифруем и будем жить уже в совершенно другом мире»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Представители операторов связи собрались в рамках бизнес-бранча «Реального времени», чтобы обсудить тему «Современная связь: в условиях борьбы за клиента». «Большая тройка» не только перестала агрессивно конкурировать, но и начала совместные проекты в целях оптимизации затрат. Среди других тенденций — уберизация и развитие сегмента интернет-вещей. О том, будут ли повышены цены на продукты связи и как их коснется конвергенция — в репортаже «Реального времени».

«Большая тройка» в партнерстве

Начался бранч с утверждения о том, что такого накала страстей среди конкурирующих компаний связи, который наблюдался буквально несколько лет назад, нет. Сейчас операторы понимают, что конкурировать надо не за счет цены, которая, по словам участников, в противовес всем тенденциям, снижается, а за счет качества оказываемых услуг и новых предложений. Кроме того, компании продолжают вкладываться в развитие инфраструктуры, оптимизируя при этом с помощью других операторов свои затраты — к примеру, у «Билайна» с «МТС» и «Мегафона» есть «партнерство с точки зрения базовых станций». В целом, в республике есть множество примеров, когда одну вышку сотовой связи используют сразу несколько операторов. «Еще лет 6—8 назад это было практически невозможно, конкуренция была настолько яростной, что, в принципе, разговоры даже об этом были невозможны. А сейчас мы все понимаем, что это существенная экономия и в этом направлении можно и нужно идти», — прокомментировал Ильгиз Гибадуллин, территориальный управляющий Казанского кластера Центрального региона ПАО «ВымпелКом».

Передела рынка после захода «Теле2» «большая тройка» операторов, по словам ее представителей, почти не почувствовала. За этот год оператор, заявляющий амбициозные планы, смог забрать у «большой тройки» часть массового рынка — преимущественно студентов и так называемых «плавающих» клиентов, которые дрейфуют от одной компании сотовой связи к другой. Изменений на бизнес-рынке ни «Билайн», ни «МТС», ни «Мегафон» не наблюдают. Тем не менее и «Теле2», и «большая тройка» продолжают расти по числу абонентов. По словам Диаса Сафина, директора филиала ОАО «Ростелеком», в РТ это происходит из-за роста числа мобильных устройств и увеличения числа SIM-карт на одного человека.

В республике есть множество примеров, когда одну вышку сотовой связи используют сразу несколько операторов. «Сейчас мы все понимаем, что это существенная экономия, и в этом направлении можно и нужно идти», — прокомментировал Ильгиз Гибадуллин Максим Платонов/realnoevremya.ru

Мобильная и фиксированная связь сливаются в единые решения

О рынке фиксированной связи в сегменте B2B говорил Михаил Маркович, директор филиала ООО «Обит». По его словам, в Татарстане на этом рынке среди крупнейших игроков работают «Ростелеком» и «Таттелеком», плюс несколько местных небольших компаний: «Ну и, пожалуй, все. Игроков на рынке больше не становится — общий тренд такой. Например, рынок B2B замер в состоянии двух-трехлетней давности, и компании даже уходят с рынка в силу слияний и поглощений». По его мнению, консолидация продолжится и дальше, так как маленьким игрокам просто некуда деваться. Сама компания «Обит» на рынке занимает положение между крупными и мелкими операторами. При этом второй год рост компании составляет порядка 40%.

Ильгиз Гибадуллин, территориальный управляющий Казанского кластера Центрального региона ПАО «ВымпелКом» продолжил, что, в целом, среди тенденций можно отметить расширение деятельности компаний до оказания как услуг мобильной связи, так и фиксированной.

В свою очередь Александр Смирнов, директор по маркетингу ПАО «Таттелеком» отметил высокую конкуренцию по предоставлению проводных услуг. По его мнению, в республике высокая конкуренция, так как помимо них на рынке работает «большая тройка» и «Ростелеком». Среди основных задач всех игроков он отметил предоставление проводных и мобильных услуг в сочетании — их конвергенции. Те компании, которые не могут самостоятельно предоставлять комплекс услуг, стараются пристроиться к более крупным игрокам. Так поступил «ЭР-Телеком», не имеющий своей мобильной сети. Компания вместе с «Мегафоном» провела совместную акцию — начали объединять услуги фиксированной связи и мобильной.

Александр Смирнов отметил высокую конкуренцию по предоставлению проводных услуг Максим Платонов/realnoevremya.ru

Что снижает рентабельность и как с этим бороться

В целом, более 50% телеком-рынку сейчас приносит мобильная связь, и этот показатель увеличивается. Еще 20—25% рынку дает широкополосный доступ в интернет. При этом происходит замещение голосовой фиксированной телефонии мобильной, однако о полном замещении пока участники рынка не говорят.

Актуальным вопросом в этом плане остается повышение рентабельности компаний. На снижении доходов бизнеса отрицательно сказались и общие экономические трудности, и отдельные отраслевые события. Так, на рентабельности бизнеса серьезно отражаются скачки курса валют. Большое значение здесь имеет закупка и использование зарубежного оборудования. На отечественном рынке сейчас производится свое оборудование, но все детали остаются зарубежными.

Из последних негативных для доходности компаний событий на рынке можно отметить введение безроумингового пространства в Европе. «15 июля в странах Евросоюза операторы связи отменили роуминг, и, соответственно, для того, чтобы компенсировать эти потери, они ввели для операторов из других стран дополнительные надбавки. Но несмотря на это, лично наша компания услуги связи в международном роуминге не повышает», — пояснил руководитель по развитию корпоративного бизнеса в РТ ПАО «Мегафон» Алексей Коновалов.

Интересно, что борьба за повышение рентабельности у большинства компаний идет примерно одними и теми же методами. «Операторы связи сейчас реструктуризируются, создают кластеры, трансформируют филиальную сеть. По большому счету, это каждого коснулось. Плюс большие проекты по передаче на аутсорсинг тяжелых и затратных вещей — допустим, поддержание обслуживания технической инфраструктуры. То есть мы меняемся с реалиями жизни, стараемся сохранить качество и цены на услуги за счет внутренней оптимизации», — рассказал Диас Сафин из «Ростелекома».

Диас Сафин считает, что телеком-бизнес в перспективе настигнет уберизация — то есть компании будут оказывать все услуги без дополнительных посредников Максим Платонов/realnoevremya.ru

Вперед, в уберизацию!

Драйверами роста участники рынка услуг связи называют облачные и конвергентные решения, а также так называемый интернет вещей, когда к сети будет подключен даже холодильник.

Например, «Билайн» в этом году запустил конвергентное решение, объединяющее мобильную, фиксированную связь и домашний интернет в один пакет для пользователей. «Как показал прошедший год, это один из самых быстрорастущих сегментов в нашей компании, что говорит о востребованности услуги. Думаю, в этом направлении рынок и должен двигаться», — считает Ильгиз Гибадуллин, управляющий филиалом «Билайна» в Татарстане.

Диас Сафин, директор филиала ОАО «Ростелеком», считает, что телеком-бизнес в перспективе настигнет уберизация — то есть компании будут оказывать все услуги без дополнительных посредников. Уже сейчас «МТС» предоставляет своим клиентам услугу собственного интернет-банка, «Мегафон» — свое телевидение и т.д.

Сейчас с все растущей потребностью населения всегда быть на связи большая тройка акцентирует свое внимание на покрытии территории не только 2G и 3G, но и 4G. От «Билайна» покрытие Татарстана сетью LTE в этом году увеличится еще на 30%. У «МТС» в этом году больше половины средств, выделенных на строительство, было распределено на сеть 4G — они дооборудуют станции 3G, где идут перегрузки сети. Кроме того, компания тестирует в Москве сеть пятого поколения. «На сегодня официальной информации о запуске в коммерческую эксплуатацию нет, но тестирование идет уже полгода и пока оно успешно», — рассказал Марат Мухитов, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами филиала ПАО «МТС».

— Впереди нас ждет диджитализация. Мы все оцифруем и будем жить уже в совершенно другом мире. В любом случае мы будем двигаться туда. Четвертую технологическую революцию никто не отменял, хотим мы этого или нет — она началась и идет, — подытожил Диас Сафин, директор филиала ОАО «Ростелеком».

Полную стенограмму встречи — читайте в ближайшее время.

Официальный партнер:



Официальная площадка мероприятия:

Мария Горожанинова, фото Максима Платонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров