Михаил Славинский, «Ситилинк»: «Через пару лет офшорная торговля может достичь 50% в объеме российского рынка»

По итогам года объем рынка e-commerce приблизится к 1,4 трлн рублей

Михаил Славинский, «Ситилинк»: «Через пару лет офшорная торговля может достичь 50% в объеме российского рынка»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Начавшая работать восемь лет назад, в самый разгар кризиса, компания «Ситилинк» сегодня ведет торговлю через 29 полноформатных магазинов и более 300 пунктов выдачи. По результатам текущего года электронный дискаунтер рассчитывает сгенерировать 44 млрд рублей, демонстрируя рост по всей сети 24%. С какими вызовами сталкивается рынок онлайн-торговли, куда он движется, что станет драйвером роста в 2017 году и еще о многом другом в интервью «Реальному времени» рассказал генеральный директор «Ситилинка» Михаил Славинский.

Динамичный рост сегмента одежды и обуви

— После резкого замедления динамики рынка онлайн-торговли в прошлом году в первом полугодии текущего года оборот рынка вырос уже на 26%. Михаил Юрьевич, какие у вас ощущения по движению рынка?

— Я оптимистично оцениваю и динамику 2015 года. По нашей оценке, рост рынка интернет-торговли составляет порядка 10—15%. И несмотря на все макроэкономические ситуации, возникшие в конце 2014 года, рынок e-commerce в отличие от классического продолжал расти. Покупатель стал выбирать более рационально. А где, как не в интернете можно сравнить не только характеристики товара, но и цены. Отсюда и такая динамика рынка.

По текущему году рост будет выше предыдущего на 20—25%. И этот рост в большей степени будет за счет увеличения покупок, а не за счет увеличения среднего чека, что было причиной роста объемов в 2015 году. На мой взгляд, ситуация в стране стабилизировалась на каком-то уровне, и покупатель возвращается к прежней модели поведения, реализуя отложенный спрос.

— А каков объем рынка?

— По итогам этого года, думаю, рынок интернет-торговли приблизится к показателю в 1 трлн рублей. Это только товарный сегмент. А если рассматривать e-commerce вкупе с продажей билетов и сервисов, то ожидаем, что цифра будет около 1,4 трлн рублей.

— Какие еще тенденции вы ощущаете, как меняется структура рынка?

— В лидерах по-прежнему остается сегмент бытовой техники и электроники с долей до 25%. Динамично растет сегмент одежды и обуви. И год к году прирастает нетоварный сегмент — билеты и сервисы. Объем этого рынка составляет порядка 0,5 трлн рублей, а есть еще онлайн-платежи… Впереди рынок ждет новый толчок для роста, потому как в правительстве на повестке дня — либерализация интернет-торговли медикаментами, ювелирными изделиями и алкогольной продукцией.

— То есть это и станет драйвером роста?

— Именно. И это вопрос ближайшего будущего, который сейчас активно обсуждается на законодательном уровне. Рынок через экспертов, через ассоциацию подготовил изменения законодательных инициатив, в частности, АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли — прим. ред.) проявляет сильную позицию в этом вопросе. Мы ожидаем, что в течение 2017 года этот вопрос будет решен.

На мой взгляд, ситуация в стране стабилизировалась на каком-то уровне, и покупатель возвращается к прежней модели поведения, реализуя отложенный спрос

Рынок останется многообразным

— По вашему мнению, сколько еще будет жить классический формат торговли? Вытеснит ли электронная торговля традиционные формы продажи?

— Я не склонен хоронить какой-либо из видов торговли. Потребитель всегда будет выбирать между удобством и скоростью, ценой и качеством, да даже между возможностью потрогать все руками и совершить покупку, не вставая с дивана. Рынок останется многообразным, а игроки будут совершенствоваться. Да и потом, в самом осуществлении покупки есть очень большая эмоциональная составляющая. Если взглянуть на контингент посетителей магазинов, то больше половины — молодые люди. Они все равно ходят шопиться, несмотря на то что многие покупки совершают в интернете. Безусловно, со временем будет постепенное стирание границ между традиционной и интернет-торговлей. Россияне до сих пор любят изучать предложения и цены в интернете и затем только отправляться в офлайновый магазин. Поэтому оффлайн-ритейлеры расширяют свое онлайн-присутствие, в то время как для большей наглядности и удобства покупателей онлайн-ритейлеры открывают реальные магазины.

Полноформатных магазинов 29, пунктов выдачи более 300

— Поговорим о «Ситилинке». По вашим оценкам, какова его доля на федеральном рынке интернет-продаж?

— Если говорить о рынке онлайн-торговли в целом, то это примерно 5—7%. В своем сегменте электроники и бытовой технике мы занимаем 21%.

— Какова текущая география сети?

— От Москвы до Красноярска. Это 29 полноформатных магазинов на 2,5—3 тыс. кв. метров, из которых 80% отведено под склад, что позволяет покупателю не ждать покупку несколько дней, а с большей долей вероятности приобрети ее в день заказа. И вторая составляющая нашей сети — пункты выдачи, которых у нас на сегодняшний день более 300. Сеть пунктов выдачи располагается не только в городах присутствия наших больших магазинов, но и в близлежащих городах, куда мы от полноформатника можем доставить товар за один день. Например, в Набережных Челнах, где мы недавно открыли полноформатный магазин, до этого мы присутствовали с нашими пунктами выдачи в течение трех лет.

— Какой объем инвестиций потребовался для полноформатного магазина в Набережных Челнах?

— По нашей сети стандартные затраты в один магазин со складом составляют 50 млн рублей инвестиций с учетом закупки техники.

— Какую долю регионального рынка занимает «Ситилинк» по вашей оценке?

— Приблизительно в 20%. Но это не самоцель. «Ситилинк» все-таки строит свой бизнес на продаже товара, а не в расчете на дальнейшую продажу компании.

— Как выглядит Татарстан на фоне других регионов?

— Объем продаж здесь примерно в том же тренде, как и в других регионах. Да, у нас есть регионы, которые показывают большую динамику, но это более молодые регионы. Урал, например, где мы открылись позже, в 2013—2014 годах.

Самая популярная допуслуга и бренды-лидеры

— В связи с чем в этом году ваша сеть была объединена одним юрлицом «Кронар»?

— Для нас просто техническая операция, не более того.

— При этом вы продолжаете входить в группу компаний Merlion?

— Да. «Ситилинк» является розничным проектом компании Merlion, и это позволяет нам снижать издержки и повышать нашу эффективность за счет использования одной технологии, упрощения и выпрямления товарных потоков. Внешними поставками занимается Merlion, а «последнюю милю» дискаунтер обслуживает самостоятельно. Сегодня это отлаженный механизм.

— Какова структура продаж в сети: на что приходится больше продаж по товарным группам?

— Изначально компания развивалась на рынке IT, и мы сохраняем свою специализацию, поэтому большую долю в товарообороте занимают компьютеры и комплектующие — на них приходится четверть наших продаж. Следующий сегмент — это ноутбуки, планшеты и аксессуары к ним, далее — домашняя техника и крупная бытовая техника. На данный момент в каталоге дискаунтера 50 тыс. наименований товаров и почти 700 брендов в портфеле.

— А какие бренды лидируют?

— Samsung, Asus, HP, LG, Lenovo, Acer, Intel, Philips, Bosch и замыкает топ-10 компания Apple.

— Будет ли у «Ситилинк» дальнейшее развитие сервисных продуктов, которые ранее ограничивались лишь логистическими услугами. Какие дополнительные услуги пользуются наибольшим спросом?

— Самое популярное — это установка кондиционеров, а также сборка сертифицированных компьютеров по индивидуальному заказу. В будущем заинтересованы в развитии сервисов для юридических лиц. В целом доля продаж сервисных продуктов в общем обороте «Ситилинка» за 9 месяцев выросла на 42%.

Я не склонен хоронить какой-либо из видов торговли. Потребитель всегда будет выбирать между удобством и скоростью, ценой и качеством, да даже между возможностью потрогать все руками и совершить покупку, не вставая с дивана

— Каков средний чек по услугам?

— В районе 1,5 тыс. рублей.

По среднему чеку есть разница между столицами и регионами?

— По услугам нет, по товарам да.

— А как вы продвигаете свои сервисные услуги, если у «Ситилинка» нет консультантов?

— Да, у нас нет консультантов торгового зала в привычном понимании покупателя, но, тем не менее, сотрудники при контакте с потребителем всегда предлагают ему максимальное количество альтернатив. Также идет продвижение через сайт, причем дифференцировано. Например, если у нас не предусмотрена никакая услуга для микроволновой печи, то и в карточке товара не будут значиться никакие сервисы. Далее — это консультации по телефону.

Еще мы расширили сервисную категорию по страхованию, которая теперь включает в себя не только продленную гарантию, но и защиту покупки от поломки, кражи… Сегодня мы предоставляем гарантию на комплектующие и даем возможность приобрести продленную гарантию даже на уцененные товары, чего на рынке не делает больше ни один интернет-магазин.

«Более 12 миллионов уникальных посетителей в месяц»

— Каково соотношение заказов через сайт и через центры электронной торговли?

— Через сайт мы получаем 85% заказов, через терминал — 9% и оставшиеся 6% — через call-центры.

— А какова средняя посещаемость сайта?

— Более 12 млн уникальных посетителей в месяц. Количество визитов в сутки — около 460 тыс. Порядка 2 млн зарегистрированных пользователей.

— По открытым данным, оборот сети в 2015 году составил 36,5 млрд руб. Каких показателей вы ожидаете по итогам текущего года?

— Этот год планируем закончить с показателем 44 млрд рублей.

— А с какими результатами компания закрыла 9 месяцев?

— С оборотом в 30 млрд рублей рост по всей сети у нас 24%. Количество заказов выросло на 26%.

— Какова ваша рентабельность?

—Она позволяет развиваться на собственные средства, включая нашу стратегию до 2020 года.

— У компании, как и у страны, есть своя стратегия-2020. И что она включает?

— Она включает логистическое развитие, продуктовое и развитие сервисов. Мы не рассчитываем на то, что будем расти, лишь благодаря рынку в целом, как это бывало в прошлые годы.

В течение следующего года планируем открыть еще от 15 до 20 полноформатных магазинов-складов по всей территории страны. Ближайшие открытия — Тюмень, Липецк, Омск, Чебоксары. В Западной Сибири в течение двух лет — 8 новых городов присутствия. К 2020 году мы рассчитываем открыться более чем в 100 городах с разными форматами и увеличить свою сеть выдачи.

Сейчас при открытии нового магазина, мы идем от покупателя. Стараемся новый объект располагать не где-то на краю города, а идем туда, где приемлемые локация и стоимость аренды

«Многие тогда тоже говорили, что ничего не получится»

— Вернемся к нашему региону. На казанском рынке компания четыре года. Вас устраивает здешнее развитие «Ситилинка»? Довольны ли вы потоком в торговом центре «Бахадир»? Во время вашего открытия участники рынка говорили о том, что место неудачное… Нет ли планов сменить его?

— Первый «Ситилинк» в Москве открывался на окраине города, на ул. Амурской, в совершенно не проездном месте, практически в промзоне. Многие тогда тоже говорили, что ничего не получится. Но дело пошло. «Ситилинк» не компания-паразит чужого трафика, а компания, которая сама генерирует трафик, поэтому ключевой момент не столько нахождение в раскрученных магазинах и тем более в торговых центрах выходного дня, а скорее «Ситилинку» важно находиться в логистически очень удобном месте, куда легко добраться.

Первые несколько лет мы в принципе открывались на окраине города, тогда еще только развивающийся рынок интернет-торговли позволял быть популярными и при такой локации. Покупатель, понимая, что у онлайн-торговли нет таких издержек, как у классического ритейла, был готов ехать туда, где дешевле аренда.

С годами, да, рынок потребления развивается и сейчас покупатель хочет удобно организовывать свою логистику. Тем не менее за последние три года доля покупок в наших полноформатных магазинах не упала. И сейчас при открытии нового магазина, мы идем от покупателя. Стараемся новый объект располагать не где-то на краю города, а идем туда, где приемлемые локация и стоимость аренды.

Что касается Казани, мы довольны текущими результатами объекта. Если будем размещаться в центре за дорого, то уже не сможем предложить низкие цены.

«Кросс-бордер растет темпами, опережающими российский рынок»

— Российский онлайн-ритейл растет и за счет трансграничной торговли. Какова доля кросс-бордер в объеме онлайн-торговли в России?

— Это треть рынка интернет-торговли, и это очень много. Через несколько лет оффшорная торговля может достичь 50% в общем объеме российского рынка e-commerce.

Кросс-бордер растет темпами, опережающими российский рынок в 2—3 раза ежегодно. Среднегодовой совокупный темп роста за последние 7 лет составил 75%. Если ситуация не изменится, то в ближайшие годы объем покупок россиян в зарубежных магазинах продолжит увеличиваться, поэтому тема выравнивания конкурентных условий, по мнению многих игроков и экспертов рынка, остается сейчас самой актуальной. Ведь зарубежные интернет-магазины не обязаны соблюдать закон «О защите прав потребителей», исполнять гарантийные обязательства, нести издержки по сертификации продукции и, что самое главное, платить ввозные пошлины и НДС. А это ставит иностранных и отечественных ритейлеров в неравные условия.

— С какими еще рисками вы сталкиваетесь при ведении бизнеса?

— Это макроэкономическая ситуация. Если она будет ухудшаться, то это риск для любого бизнеса. Все остальное — от конкуренции до законодательных инициатив — изменения системы координат всего рынка. И под эти реалии будут подстраиваться все, в том числе и мы.

— И как вы оцениваете текущую макроэкономическую ситуацию?

— Достаточно стабильной на сегодняшний момент. Инфляция демонстрирует наименьшие показатели за последние несколько лет. Мы видим, что прекратился тренд падения заработных плат, что они начали показывать небольшой, но позитивный рост к прошлому периоду. Рынок труда не претерпевает негативных изменений, поэтому и покупатель чувствует себя уверенно. Это дает нам надежду, что ситуация в экономике останется и дальше стабильной.

Рынок онлайн-продаж, несмотря на кризис, чувствует себя лучше, чем офлайн, «отъедая» у последнего все большую часть оборота

«Кризис сразу задал стиль всей нашей работе»

— Компания вышла на рынок в 2008 году. Как в кризис был воспринят ваш формат?

— Открытие магазина — это же только верхушка айсберга. Мы очень долго не могли найти помещение в Москве, так что, может, и до кризиса открылись бы. А вообще период нестабильности дал нам хороший трамплин. Кризис вообще подстегивает развитие электронной коммерции. Рынок онлайн-продаж, несмотря на кризис, чувствует себя лучше, чем офлайн, «отъедая» у последнего все большую часть оборота. Вообще же кризис сразу задал стиль всей нашей работе.

— И каков этот стиль?

— Все, что можно оптимизировать — оптимизируем. Если можно автоматизировать — делаем. Внимательно относимся к ресурсам. И все это благодаря тому, что мы открывались в кризис, когда нельзя было себе позволить зачастую обыденных вещей. Например, ни у кого из руководства нет секретаря. Сам отвечаю на звонки и делаю себе чай. Из более значимого, у нас заведено правило: выходить сухими по затратам. Мы тратим ровно столько, сколько необходимо для поддержания инфраструктуры бизнеса.

Из последнего, мы провели очередной аудит складской службы и увидели, что многие процессы можно оптимизировать без потери качества и снижения скорости. Мы поменяли технологии, рабочие инструкции сотрудников. И при текущем росте компании на 25% нам не нужно увеличивать количество персонала на складе, и это наше достижение. Если бы мы не оптимизировались, пришлось бы увеличить затраты на складскую логистику на 16%.

Работа со своими вызовами и желание стать лучше

— Вы не первый раз приезжаете в Казань, как вам город?

— Она приятно удивляет. Каждый раз оставляет ощущение интеллигентного красивого города. Здесь уделяется много внимания развитию культурной составляющей. Да, разумеется, прибывая сюда как гость, я вижу внешнюю оболочку, но и она выгодно отличается от других. Если говорить про динамику, то какие люди здесь, какая энергетика — очень здорово. Город живой, развивающийся, очень нравится сюда приезжать.

— Кто вы по образованию?

— Сразу после армии закончил Институт пищевой промышленности по специальности «инженер-технолог на пищевых производствах».

— Что является вашим личным драйвером роста?

— Меня мотивирует работа со своими вызовами и желание стать лучше, как бы пафосно это не звучало. И наша команда это бойцы, а руководители подразделений стараются собрать вокруг себя близких по духу людей. Мне кажется, это удается. Для нас нет слова «риск», есть «вызов».

Альсина Газизова, фото Олега Тихонова
Справка

Электронный дискаунтер «Ситилинк» работает на рынке 8 лет. В ассортименте дискаунтера более 50 тыс. наименований компьютерной цифровой, бытовой техники, офисной мебели и других товарных категорий. Более 700 мировых брендов — в портфеле. Около 3 000 сотрудников по всей России. В настоящее время розничная сеть «Ситилинк» насчитывает 29 полноформатных магазинов терминальной торговли в 23 городах. Оборот сети по итогам 2015 года составил 36,5 млрд рублей (с НДС).

Генеральный директор «Ситилинка» Михаил Славинский родился 30 июня 1977 года в Москве. Окончил Московскую технологическую академию по специальности «инженер-технолог». С 2001 по 2007 год прошел путь от менеджера по продажам до коммерческого директора в разных структурах ГК Merlion. С 2007 по 2013 год занимался развитием направления категорийных продаж в компании Merlion. В 2013 году занимал пост директора по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании Merlion. С марта 2014 года является генеральным директором электронного дискаунтера «Ситилинк». Женат. Есть сын.

БизнесРозничная торговляТехнологииТелекоммуникации

Новости партнеров