«Химики в законе»: как защита Закарии Закирова ополчилась на чекистов

О том, как сотрудники УФСБ по РТ выводили преступную группу Закарии Закирова на «чистую воду», более детально стало известно в четверг на очередном заседании Московского районного суда. Служители госбезопасности, вызванные свидетелями по делу о хищениях на «Казаньоргсинтезе», рассказали о том, что удалось узнать из двухлетней прослушки и как велась видеослежка за предполагаемыми преступниками. Свидетельские показания, вызвавшие перепалку в судебном зале, привели к тому, что главный фигурант уголовного процесса Закария Закиров был удален с заседания в сопровождении конвоя. Подробности в материале «Реального времени».

Детальная схема преступных махинаций

В Московском районном суде продолжается рассмотрение уголовного дела в 458 томах о хищениях продукции с «Казаньоргсинтеза». Заместитель генерального прокурора России Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по уголовному делу. Его представитель — прокурор отдела Уголовно-судебного управления Генпрокуратуры РФ Борис Непорожный поддерживает обвинение в суде.

Обвиняемыми по делу признаны 12 человек. По версии следствия, Закария Закиров, Евгений Горячев и Рустам Гараев в 2006 году создали преступное сообщество для хищения продукции с территории «Казаньоргсинтеза». В его деятельность они вовлекли более 20 человек, в том числе работников предприятия. С мая 2011-го по март 2012 года сообщники похитили полиэтилен низкого и высокого давления, поликарбонат, а также другую продукцию на общую сумму почти 340 млн рублей. Похищенное по поддельным документам легализовывалось в подконтрольных Закирову предприятиях, а затем продавалось. Полученные средства поступали на счета Закирова. О масштабах хищений можно судить по изъятым из банковской ячейки Закирова средствам. Это 5 млн евро и 3 млн долларов.

Рассказал свидетель и о подконтрольных предприятиях Закирова, о складе на улице Гвардейской, куда завозилась похищенная продукция. оперативная съемка МВД по РТ realnoevremya.ru

«Хищения осуществлялись практически каждый день»

По словам Семена Гаврилова, прослушивание телефонных разговоров злоумышленников началось с 2011 года и велось до марта 2012-го, вплоть до того момента, как на территории предприятия арестовали машину с похищенной продукцией. Стоит отметить, что у каждого вовлеченного в преступную группу имелось не по одному телефонному номеру и аппарату. Сама конспирация была на высшем уровне: сим-карты сообщники меняли раз в полгода, что значительно осложняло работу сотрудников УФСБ. В конечном счете переписку участников ОПС о хищениях все же удалось выявить и задокументировать. В качестве примера был рассказан один из эпизодов хищений. Так, 3 февраля 2012 года на телефон Закирова пришло смс-сообщение от Горячева со словом «нач», что означало «процесс начали» или «машина успешно заехала на территорию предприятия». Далее охранник КПП отправил также Закирову смс следующего содержания: 050-484-130. Где «050» было временем заезда автомобиля на территорию КОСа, «484» номер машины, а «130» время выезда КАМАЗа с территории «Казаньоргсинтез». Как рассказал свидетель, все это потом четко сошлось с записями камер видеонаблюдения и с датами. Кроме того, подельники отправляли сообщения и с марками похищенной продукции, что в последствии также совпало с действительностью. Хищения осуществлялись практически каждый день. В основном ночью. Также из смс-сообщений стало ясно, что условные обозначения были и у специалистов отдела экономической безопасности «Казаньоргсинтеза», дежуривших в сменах, когда планировалось увезти новую порцию продукции с «Казаньоргсинтеза». Так, к примеру, Юрия Логинова называли «ак баш» (из-за седых волос), а «барсиком» был Марсель Хайруллин.

Рассказал Семен Гаврилов и о взаимоотношениях между лидерами сообщества и иерархии в ОПС. Оказалось, что Закиров и Гараев-старший были ведущими и могли повысить голос на ведомого Горячева, которого периодически «воспитывали». Действия преступной троицы имели четкую координацию. Из этой же прослушки пришло понимание, что встречались лидеры сообщества регулярно.

Сообщил Семен Гаврилов и о том, что стало после того, как в ночь с 14 на 15 марта 2012 года арестовали автомобиль марки «КАМАЗ» с краденой продукцией. Работники «Казаньоргсинтеза» поехали на склады к Закирову и на протяжении 2 месяцев вывозили свою продукцию обратно на предприятие. Кстати, многие члены преступного сообщества на месте сознались к причастности в хищениях.

По словам свидетеля, в ОПС была установлена строгая дисциплина. Так, например, однажды охранник Козлов, вовлеченный в преступную схему, попался в пьяном состоянии службе безопасности завода. Для «Казаньоргсинтеза» это серьезное нарушение, чреватое увольнением. Специалисты службы безопасности предприятия, работавшие на Закирова, сразу позвонили боссу, чтобы предупредить о возможной опасности. Тот стал звонить Горячеву, но последний трубку не брал. После такого, судя по записям разговоров, Закиров сделал Горячеву строгий выговор, ругаясь, что сообщник срывает дело.

Закария в своем духе начал допрашивать свидетеля, постепенно переходя допустимые грани. Фото Ирины Плотниковой Ирина Плотникова/realnoevremya.ru

Красная карточка Закарии

Кроме всего прочего, Семен Гаврилов вновь рассказал о том, что лидеры преступного сообщества возглавляли ОПГ «Караваевские» и расширяли преступную сеть. Своими показаниями свидетель вызвал шквал эмоций не только среди подсудимых, но и со стороны защиты. Адвокаты и их подопечные изо всех сил цеплялись за детали, утверждая, что ответы Гаврилова слишком общие и смысловой нагрузки не несут. Сторона защиты на протяжении долгого времени задавала одни и те же вопросы, переливая из пустого в порожнее. Например, откуда Гаврилову известно о причастности главарей преступного сообщества к ОПГ «Караваевские», какие методы, кроме наблюдения и прослушивания, помогли выявить хищения. Но самым странным был вопрос к свидетелю о том, как рассчитывается расходный коэффициент на КОСе, на который корректный ответ могут дать только технологи. «Он ни на один вопрос нам не может ответить!», — кричала адвокат Закирова Влада Русина.

Не выдержал и сам подсудимый. Закария в своем духе начал допрашивать свидетеля, постепенно переходя допустимые грани. После слишком эмоциональной речи судья сделал обвиняемому первое замечание, пригрозив удалить из зала суда. «Закиров, вы уже пятый вопрос подряд задаете, дайте ему ответить», — сказал судья Марат Макаров. Однако на подсудимого уже ничто не могло повлиять, он искал своей правды: «Свидетель ничего не может назвать! У вас есть вообще доказательства или это ваши фантазии? Цирк здесь устроил!». В итоге дело закончилось тем, что Закирова под конвоем все-таки вывели из зала судебного заседания.

Показания Семена Гаврилова подтвердил и второй свидетель, сотрудник УФСБ по РТ, Роман Чистяков, который также участвовал в оперативно-разыскных мероприятиях по делу о хищениях с «Казаньоргсинтеза».

На слушании зачитали показания свидетеля Шаяхметова, который никак не может явиться в суд. В зачитанных прокурором показаниях значилось, что Шаяхметов приобретал продукцию у подконтрольных Закирову «ТК Стирол» и «Стирол Синтез».

В судебном заседании был объявлен перерыв до понедельника, 14 ноября. «Реальное время» продолжит следить за развитием событий.

Екатерина Иванова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров