Айрат Багаутдинов открывает проект «Казань глазами инженера»

Как казанцу удалось сделать бизнес в Москве на хобби для интеллектуалов

Два с половиной года назад бывший казанец Айрат Багаутдинов запустил в Москве бизнес на довольно некоммерческой идее — экскурсиях для москвичей по теме истории инженерии. Проект оказался успешным: его месячный оборот составляет порядка 1,5 млн рублей. Проекта после столицы распространился на Санкт-Петербург, и сегодня Багаутдинов размышляет о создании проектов, аналогичных «Москва глазами инженера», в других городах-миллионниках, возможно, по франшизе. В первую очередь — в родной Казани и Екатеринбурге.

Гуманитарии потянулись к технике

На мастер-класс Багаутдинова «Как создать свой экскурсионный бизнес», прошедшем в Казани в начале ноября, собрались порядка 60 человек. Перед практикующими экскурсоводами, руководителями агентств и просто любопытствующими спикер рассуждал о том, как выбрать тему, определить объекты маршрута и способы продвижения экскурсионного продукта. Для местной публики Айрат человек не посторонний — все-таки уроженец Казани.

Багаутдинову есть чем поделиться: созданная им 2,5 года назад «Москва глазами инженера» к настоящему времени выросла в крупнейший платный экскурсионный проект для москвичей. Ежемесячно 10 штатных гидов проводят 80—120 экскурсий для 1200 москвичей, которые платят по 990 рублей за рассказ о родном городе. Большим числом экскурсий в столице может похвастаться, по словам Багаутдинова, только «Выход в город» — проект, который имеет госфинансирование и проводит большую часть экскурсий бесплатно.

Для своего проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов, словно следуя инструкциям учебника по бизнесу, создал новую нишу. Правда, случилось это после того, как бывший казанец из личного любопытства и без особого расчета на большую финансовую отдачу включился в международный проект Free Walking Tour*, который собирает экскурсоводов, проводящих пешие экскурсии бесплатно. Гиды могут заработать на добровольном вознаграждении от благодарных экскурсантов по итогам мероприятия. По словам Айрата, он очень скоро понял, что Free Tour ограничивается довольно узким набором маршрутов и тем для иностранных туристов (Кремль—Красная площадь) и глубиной проработки темы. Так он начал размышлять над идеей собственного маршрута.

Открыть нишу позволила собственная профессия: Айрат закончил КГАСУ по специальности «инженер-строитель». «Повезло» и с продвижением — тема получила актуализацию в СМИ: в 2014 году Министерство связи и массовых коммуникаций распространило информацию о планах по демонтажу радиобашни Шухова на Шаболовке, памятника культурного наследия, созданного известным на весь мир русским инженером Владимиром Шуховым. Багаутдинов стал одним из активистов борьбы за сохранение Шуховской башни. В качестве орудия борьбы использовались экскурсии, детские мастер-классы и открытые лекции.

— В жизни каждого градозащитника наступает момент, когда он понимает, что под угрозой исчезновения настолько крутой памятник, что для того, чтобы его не снесли, ты готов лечь под экскаватор. Я понимал, что не могу допустить сноса башни.

Башню под напором общественности сохранили, и тема наследия Шухова стала одной из самых любимых в проекте «Москва глазами инженера». Настолько, что в этом году 2016 издательство «Арт Волхонка» выпустило книгу Айрата Багаутдинова «Что придумал Шухов».

Ниша экскурсий по истории строительной техники оказалась свободной — никто до Багаутдинова в Москве по инженерным сооружениям экскурсии не водил. Сейчас в портфеле «Москва глазами инженера» («МГИ») такие шедевры инженерной и архитектурной мысли, как «Рабочий и колхозница», ВДНХ, высотка на Котельнической набережной, дом Наркомфина, Киевский вокзал, «Москва-Сити», хлебозавод № 9. На их примере экскурсоводы рассказывают об искусстве строительства мостов и сооружений, башен, метро, небоскребов и даже про переезды домов.

На некоторые объекты «МГИ» получает доступ безвозмездно, на какие-то — платно. Но, ожидает Багаутдинов, число площадок, осознающих PR-потенциал «МГИ» и разрешающих бесплатный доступ, растет и будет расти.

Молодые для молодых

То, что тема инженерии «выстрелила», оказалось сюрпризом для самого Айрата. Неожиданно она заинтересовала более широкую аудиторию, чем предполагалось. Сами инженеры на экскурсиях гости крайне редкие. Изначально в «МГИ» избрали целевой аудиторией молодежь, в то время как на большинство других экскурсионных проектов приходят в основном люди пенсионного возраста. А для того, чтобы говорить с молодыми людьми на одном языке, нужно было найти молодых гидов, применять интерактивный подход, в рамках которого гид — это, по сути, актер.

Вскоре «МГИ» открыла собственную «Школу гида». Платные офлайн-курсы позволяют найти ярких экскурсоводов. Позже на ресурсе появился онлайн-курс «Экскурсии как бизнес», который стоит 3000 рублей. В итоге подход сработал: сейчас на экскурсии «Москвы глазами инженера» приходят люди, средний возраст которых 35 лет.

Кроме того, с самого начала, говорит Айрат, в «МГИ» сделали ставку на детские мероприятия:

— Для нас было важно, что мы не просто развлекаем людей и даем новые знания. Мы еще и меняем людей и через них — общество. Взрослого человека не изменить, всегда проще заложить гражданственность в ребенке.

«Продукты» для детей — это мастер-классы, лекции, городские лагеря, в рамках которых дети строят большие инженерные конструкции, например, 6-метровую копию Шуховской башни или 4-метровый пролет «Моста Да Винчи». Конструкции работают, их можно не только потрогать руками, но и испытать, походить по ним ногами, что, по словам Багаутдинова, приводит детей в гораздо больший восторг, чем если бы они изготовили небольшую поделку.

Кроме того, детско-родительские экскурсии по теме инженерии — хорошая возможность привлечения к воспитанию отцов. Кстати, доля мужчин в аудитории «МГИ» — 40%, и это еще один повод для гордости Багаутдинова.

Таким образом, уникальным торговым предложением «Москвы глазами инженера» он считает новые темы, уникальные доступы и ярких молодых гидов. Первоначальные затраты на стартап оказались минимальными: сам сайт стоил 70 долларов — эти деньги были потрачены на оплату хостинга и покупку темы для бесплатного «движка» с Wordpress. Привлекать клиентов лучше всего получилось онлайн: 90% клиентов приносит «Фэйсбук», еще небольшое количество — «сарафанное радио».

Сегодня выручка проекта — около 1,5 млн рублей в месяц, что для сферы услуг является весьма приличным результатом. Но прибыль, признает Айрат, не великая. Большая часть затрат приходится на маркетинг. В частности, на то же платное продвижение группы в «Фэйсбук», в которое «МГИ» начал вкладываться как только вышел на окупаемость. Сейчас в группе почти 33 тысячи человек. На маркетинг уходит около 30% оборота, на зарплату — еще 30—40%.

— Прибыль стараемся реинвестировать, открывая новые вакансии. Например, недавно в штат приняли продюсера экскурсий, — делится Айрат Багаутдинов.

Кроме того, доход он направляет в чисто творческие истории. Например, недавно был выпущен детский инженерный конструктор. Бизнесмен признается, что финансовую отдачу от этих «инвестиций» не считает:

— Для меня это то, что важно сделать. Например, сейчас мы выпускаем велопутеводители по Москве, наборы открыток про объекты, о которых мы рассказываем. Это просто красивая классная история, их приятно подержать в руках, повесить на стену, подарить другу.

Говоря о рынке городских экскурсий как о досуговой нише, Айрат сравнивает его с рынком квестов. Но последние в реальности, мощно «выстрелив», кажется, исчерпали свой ресурс. Рынок же городских экскурсий, которым уже 10 лет, даже в кризис, по словам Багаутдинова, не стагнирует, а растет: увеличивается число экскурсантов, появляются новые проекты. И это при том, что емкость рынка городского досуга, в принципе, небольшая. Айрат считает, что его «продукт» интересует не более одного процента, то есть 150 тысяч москвичей. Но около 30% процентов его клиентов — это те, кто возвращается на экскурсии вновь.

Чтобы стагнации и в будущем не произошло, в «МГИ» активно вкладываются в развитие рынка в целом. Сейчас Багаутдинов инициирует создание большого форума московских экскурсионных проектов:

— Я верю, чтобы развивать рынок, нужно действовать сообща: взаимодействовать с городом и государством, вкладывать общие средства в рекламу не конкретных проектов, а темы городских экскурсий вообще. Пока люди, планируя досуг, выбирают, как правило, между кино, театром, концертом или квестом. Мы же хотим, чтобы этот набор пополнился еще и экскурсией, и чтобы это стало общепринятым стандартом, — делится Багаутдинов.

Казань глазами инженера

Весной «Москва глазами инженера» откроет свой проект в Казани. «Казань глазами инженера» для команды Айрата Багаутдинова станет третьим проектом после Москвы и Санкт-Петербурга.

Третья столица, по его мнению, доросла до нового вида городского досуга — экскурсий для горожан: прослойка неравнодушных казанцев воспитана несколькими успешными проектами, которые организовывали городские активисты. Есть и те, кто готов становиться для этих экскурсантов проводниками в городские легенды и истории.

То, в каком виде «Казань глазами инженера» заработает, пока еще не вполне представляет себе и сам автор проекта, хотя старт анонсирован уже на апрель. Сейчас есть кандидатура куратора, экскурсоводов, есть представление и о маршрутах. Мечтает он о том, чтобы получить доступ на территорию Порохового завода, где расположена одна из двух сохранившихся в Татарстане Шуховских башен.

Если считать, что в Казани, как и в Москве, прослойка заинтересованных горожан окажется на уровне 1 процента, емкость рынка для экскурсий будет совсем скромной. Понимая это, Багаутдинов рассчитывает создать продукт, интересный и для туристов. (В Москве только каждый сотый экскурсант «МГИ» — это приезжий; остальные — москвичи.) Кроме того, в Казани предполагается задействовать и отличные от Москвы каналы продвижения: скорее всего, будет опробована офлайн-реклама.

— «Москва глазами инженера» началась с двух бесплатных экскурсий в «Дни наследия» 18 апреля и 18 мая (Международный день памятников и исторических мест, учрежденный ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, — прим. ред.). Мы решили, что каждый новый проект будем запускать именно в эти даты. Так стартовал «Петербург глазами инженера». Дата не просто удобна, так как открывает сезон — она еще дает возможность заявить о себе в рамках большого информационного повода.

Скорее всего, «Казань глазами инженера» стартует с детского формата, к которому впоследствии подключится и взрослый. Кроме того, детское направление, вероятно, будет открыто по франшизе. Именно так проще всего масштабировать бизнес.

Нерассказанные истории

На своем мастер-классе Айрат Багаутдинов легко оперирует бизнес-понятиями, говорит о продвижении и монетизации культурных инициатив. Но сам признает, что роль бизнесмена для него не самая комфортная. Она, скорее, вынужденная: неизбежный рост бизнеса во Free Tour, а потом и в проекте «Москва глазами инженера» требовал все большего включения в административные процессы.

— Я изначально мыслил себя как творца и инициатора идей, которые потом становятся бизнесовыми, хотя для меня они таковыми не являлись. Мне было интересно сделать Free Tour, потому что нравился формат. Однако по мере роста клиентуры я понимал, что один не справляюсь, нужно нанимать людей, что автоматически значило открытие офиса. То есть из экскурсовода я должен был превратиться в офисного клерка. В итоге я придумал для себя хобби в виде экскурсий в строительную инженерию. Хотя и здесь обороты растут, и из простого хобби дело перешло в бизнес-пространство.

Багаутдинов убежден: возможностей для дальнейшего развития бизнеса достаточно. Наличие богатой «фактуры» позволяет распространять опыт и дальше — проводить экскурсии, подобные тем, что «МГИ» делает в Москве, практически в любом российском миллионнике. Пока его планы касаются Казани и Екатеринбурга, но на очереди — Новосибирск и Нижний Новгород.

Возникает вопрос: если Багаутдинов считает себя больше «творцом», нежели бизнесменом, зачем тогда дальше масштабировать бизнес?

— Точно не ради денег, — уверяет Айрат. — Деньги нужны, чтобы дело работало. Я, кажется, уже начал переживать «профессиональную деформацию» — на обычной прогулке в незнакомом городе каждый любопытный объект мысленно встраиваю в потенциальный экскурсионный маршрут. «Вкусного» так много, что оставить это все просто обидно.

Айгуль Чуприна, фото facebook.com

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

*Free Walking Tour — бесплатные пешеходные туры (досл. англ.)

Новости партнеров