Зеэв Херцог: «Резолюция ЮНЕСКО — это чисто антиизраильская пропаганда и не имеет никакой основы»

Тельавивский археолог о новой трактовке событий, описанных в Священном Писании, и изучение святыни храма Гроба Господня

Публикация в газете La Repubblica о выводах израильских археологов, которые на основании раскопок пришли к выводу, что многие события из Библии в действительности не происходили, стали темой для активных обсуждений. Зеэв Херцог, профессор факультета археологии Тель-Авивского университета, в беседе с корреспондентом «Реального времени» объясняет, почему не принимает священные книги в качестве исторических источников, откуда пошли 12 колен израилевых и осуждает ЮНЕСКО за последнюю резолюцию по Храмовой горе.

«Православный верующий не интересуется археологией...»

— Вы затронули достаточно щепетильные темы как для религиозного человека, так и для классической западной исторической науки. По сути, вы опровергаете тезис о том, что Библия — это исторический источник. Как отнеслись к вашим мыслям коллеги и верующие?

— Библия — это комплексное собрание книг. В принципе, это теологическая книга, а не историческая. Археологический и исторический анализы данных заставляют нас по-другому пересматривать историческую достоверность патриархов (Исаак и Иаков), египетский плен, Исход, завоевание Ханаана, объединенное Царство Давида и Соломона. Это легенды, а не исторические документы. А вот более поздние истории об Иудейском царстве и царстве Израиля несут в себе серьезные исторические элементы.

Многие мои коллеги, специализирующиеся в археологии и истории, разделяют подобную точку зрения, и лишь маленькая часть придерживается старых концепций. Православный верующий не интересуется археологией, так как Тора — это слово божье. Для национально религиозной части критический анализ вызывает серьезные проблемы, и многие ученые пытаются найти компромисс.

— На чем основывается ваш столько радикальный пересмотр мировой истории?

— Он основывается на археологических данных в результате многочисленных раскопок в Израиле, Иордании, Сирии, Египте и Ираке.

— Начнем с египетского плена. По вашим выкладкам его не было. Если его не было, то что тогда было и как? Кроме того, есть другие письменные источники о египетском плене. Например, «Египтика» александрийского историка Манефона, которого обвиняют в антисемитизме. Он, к примеру, признавал подлинными легенды Священной истории, но при этом писал, что евреев прогнали из Египта потому, что они болели проказой и представляли опасность для окружающих, что вывел их из Египта жрец Моше (Моисей).

— Манефон был египетским священником в середине lll века до н. э. Он писал историю, основываясь на местных легендах, а также на переводе Ветхого Завета на египетский язык. Он внес огромный вклад в схему 30 египетских династий, но для истории еврейского народа он совершенно бесполезен.

«Во времена Иудейского царства и Израильского племенная принадлежность была утеряна»

— Как же выглядит древняя история колен израилевых в вашей интерпретации? Разделяете ли вы деление на 12 колен израилевых?

— 12 колен израилевых это попытка более поздних писателей изменить состав племен до монархического периода. Библия в своих разных частях содержит разные имена. Во времена Иудейского царства и Израильского племенная принадлежность была утеряна, и люди начали называться по названию города или деревни, в которой они жили.

— Судя по вашим публикациям, вы достаточно критично относитесь к сообщению о существовании объединенного Царства Давида и Соломона и его могущества? В то же время разве помимо Библии нет других источников об этом царстве?

— Это спорный вопрос, который зависит от подробного хронологического анализа (14C). Многие ученые-археологи сегодня не принимают библейское описание великой империи, простирающейся от Евфрата до Реки Египетской. Набор археологических находок, которые относят к X веку до н. э., очень скуден и не подтверждает понятие объединенного царства. Некоторые ученые пытались определить дворец в Иерусалиме и укрепленный город Хирбет Кайафа (Khirbet Qeiyafa), но их принадлежность к периоду царя Давида сомнительна.

«Резолюция ЮНЕСКО — это чисто антиизраильская пропаганда и не имеет никакой основы. Храм существовал в Иерусалиме, на вершине Храмовой горы». Фото dic.academic.ru

«Многие до сих пор верят, и им очень тяжело принять мои взгляды»

— Что из себя представлял Иерусалим в то время? Неужели не было храма? (Иерусалим был большим поселением, в котором не было ни центрального храма, ни царского дворца). Ведь существование храма Соломона на Храмовой горе это важно и для иудейского вероучения. К тому же стоит вспомнить последний скандал со статусом горы (на днях Исполнительный совет ЮНЕСКО принял резолюцию, согласно которой Храмовая гора в Иерусалиме — исключительно мусульманская святыня, не имеющая отношения к евреям).

— Резолюция ЮНЕСКО — это чисто антиизраильская пропаганда и не имеет никакой основы. Храм существовал в Иерусалиме, на вершине Храмовой горы. Первый храм был полностью уничтожен вавилонянами в 586 г. до н. э. Второй храм был построен в 515 г. до н. э. и был потом заменен третьим храмом, построенным царем Иродом (l век до н. э.). Стена Плача — это часть огромных оставшихся стен, построенных Иродом, но это не часть самого храма. Храм не сохранился до сегодняшнего дня (так же, как и второй, и третий), так как они были полностью уничтожены римлянами. Природная скала горы видна изнутри Купола скалы (мусульманский памятник, построенный в 692 г. н. э.).

— А вы сами верующий человек? Менялась ли ваша вера с течением жизни?

— Нет, моя вера не менялась, я всегда верил, что это человек создал Бога, а не Бог человека.

— Как восприняло результаты ваших работ научное сообщество?

— Большинство разделяют мои взгляды с небольшими изменениями, в основном, в датировках некоторых археологических комплексов.

— Данные результаты опровергают все то, во что верили люди тысячелетиями. Как такое возможно, чтобы это было неправдой? Кто придумал и создал этот миф, для каких целей? И как получалось заставлять людей верить в это так долго?

— Люди тысячелетиями были религиозными. Начиная с эпохи Просвещения, с XVIII века, люди стали относиться ко всему критически и были готовы принять новое понимание Библии. Многие до сих пор верят и им очень тяжело принять мои взгляды.

"До настоящего моменты средневековые каменные плиты не вскрывались. Насколько я знаю, никаких новых данных обнаружить не удалось". Фото moya-planeta.ru

— Какой вы видите будущую судьбу ваших открытий?

— Я отойду от преподавания и продолжу работу над публикациями своих раскопок. Несколько месяцев назад были напечатаны три тома о Тель-Беэр-Шева (библейский холм на юге Израиля, расположенный восточнее Беэр-Шевы — ред.), над которыми я работал много лет. Молодые поколения археологов развивают методы анализа, основанные на точных науках и науках о жизни, это определенно будущее исследования.

— Как известно, недавно в Иерусалиме археологи начали изучение святыни храма Гроба Господня. 26 октября с нее впервые за четыре с половиной века была снята мраморная плита, установленная в XVI веке, чтобы предохранить могилу от многочисленных паломников, пытавшихся отломить для себя часть реликвии. Какие данные удалось обнаружить?

— Могила Христа была вскрыта, чтобы получить фактические, реальные данные. До настоящего момента средневековые каменные плиты не вскрывались. Насколько я знаю, никаких новых данных обнаружить не удалось.

Екатерина Данилова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Зеэв Херцог (родился в 1941 году ) — израильский археолог, профессор археологии на факультете археологии и древних культур Ближнего Востока в Тель-Авивском университете, с 2005 г. директор Археологического института Сони и Марко Надлеров. Специализируется в социальной археологии, древней архитектуре и полевой археологии.

Занимался исследованием вопроса о реконструкции Первого храма. Участвовал в раскопках древних поселений, существовавших на месте современных Тель Хацора, Мегиддо, Арада и Беэр-Шевы (Тель Беэр-Шева). Позднее руководил рядом раскопок.

Является одним из наиболее активных сторонников точки зрения, что «библейская археология больше не является руководящей парадигмой в археологии, и что археология стала независимой дисциплиной со своими собственными заключениями и наблюдениями, которые, фактически, представляют нам реальность древнего Израиля совершенно не так, как это описано в библейских рассказах».

В 1999 году статья Херцога в еженедельнике «Гаарец», анонсированная на его обложке, под названием «Деконструкция стен Иерихона», вызвала широкий общественный интерес и споры. В статье Херцог утверждал, что «израильтяне никогда не были в Египте, не странствовали по пустыне, не завоевывали страну в ходе военной кампании и не стали предком 12 колен израилевых. Вероятно, труднее будет смириться с тем фактом, что единая монархия Давида и Соломона, которую Библия описывает как влиятельную региональную силу, была всего лишь небольшим племенным царством. И неприятным шоком для многих окажется то, что Бог Израиля, Иегова, имел супругу женского пола и что ранняя израильская религия приняла монотеизм лишь на закате монархии, а вовсе не на горе Синай».

Херцог — соавтор статьи «Был ли обнаружен дворец царя Давида в Иерусалиме?» (Israel Finkelstein, Ze'ev Herzog, Lily Singer-Avitz and David Ussishkin. 2007), где подвергаются критике утверждения Эйлаты Мазар, что она обнаружила в дворец Давида Иерусалиме.

Cписок публикаций:

  • Beer-Sheba II: The Early Iron Age Settlements (1984)
  • Excavations at Tel Michal, Israel (1989)
  • Archaeology of the City: Urban Planning in Ancient Israel and Its Social Implications (1997)
  • The Arad Fortresses (1997)
  • Redefining the centre: the emergence of state in Judah (2004)
  • Beer-Sheba III: The Early Iron IIA Enclosed Settlement and the Late Iron IIA-Iron IIB Cities. 3 volumes (2015)

Новости партнеров