Имидж — все: Костин, Тиньков и Греф как три кита рынка банковской рекламы России
Топ-50 крупнейших банков-рекламодателей страны потратили на маркетинг и рекламу 16,3 млрд рублей
Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», российские кредитные организации вложили за девять месяцев 2016 года в маркетинг и рекламу, согласно данным ЦБ, 17,8 млрд рублей. При этом львиная доля (более 90%) расходов пришлась на 50 крупнейших рекламодателей из 627 банков. Тем временем две трети российских банков потратили в этом году на продвижение менее миллиона рублей, а свыше 100 игроков — вообще ни копейки.
Почти половина банков практически не тратится на рекламу
Банки традиционно считаются одним из наиболее надежных и щедрых рекламодателей. За три квартала текущего года кредитные организации вложили в собственное продвижение 17,8 млрд рублей. Исходя из оценок рекламного рынка АКАР, по расчетам аналитической службы «Реального времени», на кредитные организации приходится примерно 7% совокупного бюджета отрасли.
Совокупные расходы российских кредитных организаций на продвижение, куда могут входить затраты как на прямую рекламу, так и, к примеру, на оборудование вывесок и поддержку спорта, составили за 9 месяцев 2016 года свыше 17,8 млрд рублей. Рекламу за этот период давали почти все российские банки и небанковские кредитные организации, отчитывающиеся перед Центробанком. Не вложили в продвижение ни копейки только 107 игроков. Еще 95 банков вложили сущие копейки — менее чем по 100 тыс. рублей за три квартала.
Наибольшую активность на рынке показывают 50 кредитных организаций: на их долю пришлось почти 16,3 млрд рублей — свыше 90% совокупного рекламного бюджета в отрасли. Фактически же, рекламный рынок банковских услуг в России питают четыре банка, обеспечившие свыше 40% вложений в продвижение. Это банки ВТБ, «Тинькофф Банк», Сбербанк России и «Газпромбанк».
Три кита рекламного рынка банковских услуг России
Безоговорочным лидером по расходам на продвижение остается банк ВТБ под управлением Андрея Костина. Даже снизив свои маркетинговые расходы в этом году, он тратит больше, чем два его «преследователя» в тройке лидеров — «Тинькофф Банк» и Сбербанк, вместе взятые. Для собственного продвижения ВТБ потратил за три квартала текущего года почти 3,3 млрд рублей, из которых примерно 10%, вероятно, достанутся баскетбольной лиге. По рейтингу AdIndex за 2015 год, ВТБ стал крупнейшим рекламодателем среди банков. Согласно отчетности по МСФО, группа потратила на продвижение 8,2 млрд рублей. В первом квартале этого года банки заказывали меньше рекламы, чем за аналогичный период в прошлом году, хотя активность все равно была достаточно высокой.
Вдвое взвинтил расходы на продвижение в этом году банк Олега Тинькова, вложивший в продвижение 1,8 млрд рублей, тогда как в прошлом году за тот же период он потратил около 900 млн. «Тинькофф Банк» стал активнее заниматься рекламой с конца прошлого года, что существенно увеличило спонтанное знание бренда, сообщается в докладе, подготовленном TNS по заказу ВТБ24. «Несмотря на невысокую эффективность рекламы «Тинькофф Банка», наблюдается угроза переключения клиентов ВТБ24 на пользование этим банком», — отмечают эксперты. По подсчетам компании, в первом квартале 2016 года банк выпустил в телеэфир сразу четыре своих ролика — это составило 65% всей банковской телерекламы. По мнению исследователей, кредитная организация добилась высокой узнаваемости одного из роликов благодаря высоким медиавложениям, сообщает Adindex. За весь 2015 год «Тинькофф Банк» потратил на рекламу и маркетинг 1,8 млрд рублей, согласно отчетности по МСФО. Кредитная организация заняла 6-е место в рейтинге крупнейших рекламодателей в банковском секторе по версии AdIndex. Ее опередили группа ВТБ (8,2 млрд руб.), Сбербанк (7,3 млрд руб.), Внешэкономбанк (2,9 млрд руб.), ВТБ24 (2,1 млрд руб.) и HSBC (1,9 млрд руб.).
Впрочем, по итогам трех кварталов Сбербанк пока на третьем месте по рекламному бюджету, который составил 1,3 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, он снизился почти на 20% или 300 млн рублей.
Топ-50 крупнейших рекламодателей среди российских кредитных организаций в 2016 году, тыс. руб. (данные ЦБ РФ)
№ | Наименование банка | за 9 месяцев 2016 года | за 9 месяцев 2015 года |
1 | Банк «ВТБ» | 3 277 510 | 3 559 886 |
2 | «Тинькофф Банк» | 1 852 123 | 899 054 |
3 | Сбербанк России | 1 328 105 | 1 664 739 |
4 | «Газпромбанк» | 1 294 686 | 616 261 |
5 | Банк «ВТБ24» | 754 175 | 442 066 |
6 | Банк «Югра» | 708 166 | 118 423 |
7 | «Райффайзенбанк» | 581 996 | 556 223 |
8 | «Почта Банк» | 484 916 | 333 525 |
9 | «Московский кредитный банк» | 415 334 | 512 861 |
10 | «Бинбанк» | 396 284 | 344 825 |
11 | «Совкомбанк» | 371 300 | 361 655 |
12 | «Восточный экспресс банк» | 325 214 | 146 626 |
13 | «Альфа-банк» | 318 379 | 349209 |
14 | «ОТП Банк» | 311 481 | 56 349 |
15 | «Российский сельскохозяйственный банк» | 295 507 | 388 046 |
16 | Расчетная небанковская кредитная организация «Платежный центр» | 239 472 | 125 307 |
17 | «Промсвязьбанк» | 227 460 | 173 363 |
18 | «БМ-Банк» | 224 992 | 519 109 |
19 | «Ситибанк» | 205 501 | 197 078 |
20 | «Ренессанс Кредит» | 205 034 | 231 121 |
21 | «Уральский банк реконструкции и развития» | 191 570 | 75 440 |
22 | Банк «Финансовая корпорация Открытие» | 185 588 | 62 482 |
23 | «ЮниКредит Банк» | 179 270 | 140 950 |
24 | «Авангард» | 147 240 | 109 854 |
25 | «Локо-Банк» | 146 349 | 70 955 |
26 | «Азиатско-Тихоокеанский банк» | 128 723 | 57 318 |
27 | «Росбанк» | 126 052 | 61 090 |
28 | «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» | 119 340 | 46 954 |
29 | «Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики» | 100 179 | 42 804 |
30 | «Кубань Кредит» | 93 463 | 139 161 |
31 | Банк «Санкт-Петербург» | 93 316 | 76 824 |
32 | «Новикомбанк» | 81 803 | 95 128 |
33 | «Ак Барс» | 77 858 | 119 786 |
34 | «Банк Интеза» | 69 852 | 18 697 |
35 | «КИВИ Банк» | 64 767 | 288 770 |
36 | Банк «Пойдем!» | 59 795 | 17 239 |
37 | «Всероссийский банк развития регионов» | 58 620 | 12 112 |
38 | «Модульбанк» | 57 753 | 34 266 |
39 | «Акционерный Банк «Россия» | 56 815 | 56 724 |
40 | «Абсолют Банк» | 48 709 | 90 646 |
41 | «Фора-Банк» | 47 648 | 58 516 |
42 | Банк «Возрождение» | 46 466 | 72 551 |
43 | «Российский национальный коммерческий банк» | 43 480 | 25 639 |
44 | «Московский индустриальный банк» | 41 476 | 65 687 |
45 | «Траст» | 36 845 | 65 712 |
46 | «Акционерный коммерческий нефтяной инвестиционно-промышленный банк» | 36 603 | 33 227 |
47 | «Кредит Европа Банк» | 35 785 | 34 639 |
48 | «МДМ-Банк» | 32 327 | 42 991 |
49 | «Русфинанс Банк» | 31 253 | 466 634 |
50 | «Росгосстрах Банк» | 30 367 | 22 945 |
№ | Банк | за 9 месяцев 2016 года | за 9 месяцев 2015 года |
1 | Банк ВТБ (публичное акционерное общество) | 3 277 510 | 3 559 886 |
2 | Акционерное общество «Тинькофф Банк» | 1 852 123 | 899 054 |
3 | Публичное акционерное общество «Сбербанк России» | 1 328 105 | 1 664 739 |
4 | «Газпромбанк» (акционерное общество) | 1 294 686 | 616 261 |
5 | Банк ВТБ 24 (публичное акционерное общество) | 754 175 | 442 066 |
6 | Публичное акционерное общество Банк «ЮГРА» | 708 166 | 118 423 |
7 | Акционерное общество «Райффайзенбанк» | 581 996 | 556 223 |
8 | Публичное акционерное общество «Почта Банк» | 484 916 | 333 525 |
9 | «Московский кредитный банк» (публичное акционерное общество) | 415 334 | 512 861 |
Татарстанский рынок в падении
Тем временем татарстанские банки расходы на рекламу снижают. За 9 месяцев они потратили на свое продвижение чуть более 172 млн рублей, что составляет менее 1% совокупного бюджета российских банков. Хотя главный местный рекламодатель — «АК БАРС» Банк — входит с бюджетом 77,8 млн рублей в список 50 крупнейших банков-рекламодателей страны.
Активность на рынке рекламы в 2016 году помимо «Ак Барса» проявляли «Спурт», который вложил в продвижение 20,7 млн рублей, и «Татфондбанк», рекламный бюджет которого по итогам трех кварталов составил 19,3 млн рублей. У всех трех перечисленных татарстанских банков расходы на продвижение по сравнению с аналогичным периодом снизились.
Зато в этом году в рекламу вкладывались все банки — даже показавшие по нулям в прошлом году «Автокредитбанк» и «Булгар».
Расходы на рекламу и маркетинг кредитных организаций Республики Татарстан, тыс. руб. (данные ЦБ РФ)
№ | Наименование банка | За 9 месяцев 2016 года | За 9 месяцев 2015 года |
1 | ПАО «АК БАРС» БАНК | 77 858 | 119 786 |
2 | АКБ «Спурт» (ПАО) | 20 732 | 23 011 |
3 | ПАО «АИКБ «Татфондбанк» | 19 305 | 21 231 |
4 | «Тимер Банк» (ПАО) | 13 959 | 23 772 |
5 | АКБ «Энергобанк» (ПАО) | 8 432 | 8 719 |
6 | ООО Банк «Аверс» | 6 493 | 10 540 |
7 | ПАО «ИнтехБанк» | 4 726 | 4 677 |
8 | «АНКОР БАНК» (АО) | 4 267 | 771 |
9 | ООО КБЭР «Банк Казани» | 4 227 | 8 117 |
10 | АО «Автоградбанк» | 3 951 | 2 717 |
11 | АБ «Девон-Кредит» (ПАО) | 2 549 | 1 436 |
12 | ПАО «АКИБАНК» | 2 364 | 3 111 |
13 | АО «ТАТСОЦБАНК» | 1 114 | 367 |
14 | АКБ «Заречье» (ОАО) | 1 002 | 180 |
15 | ООО «Камкомбанк» | 790 | 925 |
16 | ООО «ТАТАГРОПРОМБАНК» | 242 | 641 |
17 | ООО КБ «Камский горизонт» | 109 | 879 |
18 | АО «ИК Банк» | 99 | 241 |
19 | ООО «АЛТЫНБАНК» | 13 | 83 |
20 | ООО «АвтоКредитБанк» | 5 | 0 |
21 | АО «Булгар банк» | 3 | 0 |
22 | АО НКО «Сетевая Расчетная Палата» | 0 | 0 |
Итого | 172 240 | 231 204 |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.