Илдус Нафиков о взятках: «Врачи, учителя завалены нашими конфетами и цветами»

По мнению прокурора РТ, стратегия борьбы с коррупцией должна предусматривать для высокопоставленных мздоимцев — тюрьму, а для мелких — профилактику

Илдус Нафиков о взятках: «Врачи, учителя завалены нашими конфетами и цветами»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Диверсию в сфере образования выявили сотрудники правоохранительных органов в Рыбно-Слободском районе Татарстана. По версии следствия, обучение операторов школьных котельных и сдача экзаменов на допуск к работе с газовым оборудованием в 2015 году проводились лишь на бумаге, чтобы списать деньги. «А если бы это привело к взрывам при большом скоплении детей?», — возмутился вчера на антикоррупционном заседании в Казанском кремле прокурор РТ Илдус Нафиков. «Реальное время» публикует самые интересные выдержки из его выступления.

«Все это не может не развращать...»

«Бытовая коррупция — убаюкивающее слово. Так, мелочь какая-то. Ее вроде и нет. Но она среди нас, вокруг, каждую минуту нашей жизни… Мы пока не можем представить без нее нашу жизнь, она бы остановилась. Без нее мы не то, что не можем решить почти ни одну житейскую проблему, мы этого хотим сами, как потребители бытовых услуг.

Подарки, сувениры, гостинцы, кучтэнечи — это наш менталитет, привычка, мы по-другому не можем. Врачи, учителя завалены нашими конфетами и цветами. Им их некуда девать. Но не взять — неудобно: обидеть человека, нередко уважаемого. Да и «белой вороной» быть не хочется. А мы суем. Деваться некуда — берут. Наиболее продвинутые, понимая это, дают деньги, что по-человечески намного честнее… Так формируется среда, в которой линии поступков подавляющего большинства предопределены. На это мы должны взглянуть честно. И мне всегда не по себе, когда появляется уголовное дело на пять тысяч рублей медицинскому работнику, нередко — хорошему профессионалу, на установленный кухонный гарнитур семье молодого гаишника, которому каждый день сотни водителей пытались всучить взятку».

Илдус Нафиков: «Природа этого потребительского поведения одна — использование должностного положения своего либо чужого, но уже за деньги. Все это не может не развращать». Фото prav.tatarstan.ru

Дальше прокурор РТ обратился к сидящим в зале руководителям министерств, ведомств, вузов:

«Вспомните, сколько уже сегодня вы успели допустить нарушений скоростного и иного дорожного режима… Возможно, и не вы, а водитель вашей служебной машины. Но от этого не легче — вы его не поправили, а может быть, и торопили. А расчет — всех этих мелких нарушений таков — как-нибудь договоримся. Потом каждый договаривается по-своему — кто-то просто сует деньги, а кто-то использует свою власть, чтобы «отмазаться»… Но природа этого потребительского поведения одна — использование должностного положения своего либо чужого, но уже за деньги. Все это не может не развращать. Особенно, когда на глазах у всех формируется явное неравенство возможностей.

… Самое безобидное, на первый взгляд, нарушение закона со стороны каждого из нас уже предопределяет коррупцию. Поэтому начинать надо с себя. Все должны понимать — если вы в чем-то нарушаете, то в конце цепочки обязательно появится коррупция...».

Иначе дождемся судей-коррупционеров и врачей-недоучек

По мнению Илдуса Нафикова результаты социсследований свидетельствуют о некоторой стабилизации антикоррупционного климата в РТ. Отмечается снижение числа попавших в коррупционную ситуацию и рост считающих, что коррупции стало намного меньше. В своем докладе прокурор РТ подчеркнул и роль силовиков «в борьбе с коррупционным злом», сославшись на рейтинг с сайта Генпрокуратуры РФ, в котором Татарстан по активности работы уступил лишь Москве. В то же время Нафиков выразил беспокойство снижением доли респондентов, которые, сталкиваясь с коррупцией, не молчат о ней. По мнению выступающего, необходим анализ причин такой пассивности и неверия в наказание виновных, а также комплекс мер, чтобы звонки о взяточниках или электронные сигналы, в частности в «Народный контроль», стали «повседневным привычным делом».

«Несмотря на небольшие суммы бытовых взяток, по количеству случаев они остаются наиболее распространенными, и доля их составляет сегодня 45%… Но я бы предпочел иное соотношение: 1% — бытовая коррупция, 99% —коррупция среди высокопоставленных должностных лиц, — рассуждал докладчик. — Зачастую борьба с коррупцией в основном сводится к выявлению фактов бытовой коррупции. Между тем должны быть две стратегии: для высокопоставленных коррупционеров — тюрьма, для бытовых коррупционеров — профилактика и разъяснение.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что основными способами предупреждения бытовой коррупции остаются: повышение качества оказываемых населению услуг; прозрачность условий их предоставления, чему должно способствовать оказание услуг в электронной форме; повышение профессионализма исполнителей; ответственность руководителей…

Отличительное свойство бытовой коррупции — общеизвестность в том профессиональном кругу, где решаются те или иные вопросы. В этом ее как неуязвимость (поскольку об общеизвестных фактах люди предпочитают не давать показания), так и «ахиллесова пята» (поскольку при надлежащем руководстве и формировании здорового микроклимата в коллективе можно ее вообще искоренить). Поэтому следующий путь воздействия — на руководителей и через них.

Возьмем мое поколение. Когда мы учились на юрфаке у декана Малкова, мы представить себе не могли какие-то взятки за поступление или сдачу экзаменов. А после его ухода это сразу же стало общепринятым явлением. Значит, стиль руководства и среда стали поощрять это. То же самое происходит сейчас и в других вузах. Все это знают, но мер не предпринимают. Не надо ждать, что придут правоохранительные органы и разберутся… Иначе дождемся, что вершить судьбу человека в суде будут вчерашние студенты с коррупционным воспитанием, лечить и воспитывать врачи и учителя — недоучки, проектировать и строить некомпетентные строители».

Куда смотрит начальство?

«Между тем, в практике нередко встречаются случаи, когда руководители до последнего держатся за подчиненного, совершившего коррупционное правонарушение. А должно быть наоборот — меры должны быть приняты еще до прихода правоохранителей. Ведь коррупционером не становятся одномоментно. Как правило, это результат подражания поведению начальства, коллег, попустительства сверху, сформировавшегося в коллективе безразличного отношения человека к нормам морали и правилам поведения. Нередко предпосылки коррупционных нарушений создаются в результате несоблюдения требований служебного стандарта, процедуры или порядка деятельности, что также неукоснительно должен обеспечить руководитель.

Так, в Альметьевске прокуратурой установлено, что ТСЖ «Управдом» прием денежных средств с населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги осуществляет как на расчетный счет, так и в кассу наличными. В результате стало возможным, что бухгалтер в период с начала 2012 года по октябрь 2015 года систематически присваивала принятые с жителей наличные денежные средства за жилищно-коммунальные услуги, которыми делилась с управляющей. Товарищество не досчиталось свыше 500 тысяч рублей, что стало одной из причин увеличения задолженности перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг. По материалам проверки прокуратуры следственным органом МВД возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ.

К сожалению, такие случаи не единичны. Не случайно у граждан сформировалось негативное представление о проворовавшихся представителях сферы ЖКХ, тотальное неверие граждан в обоснованность начисленных платежей за коммунальные услуги.

Продолжая разговор о попустительстве начальства по материалам уже других уголовных дел, должен спросить: «Куда смотрели исполком, РОНО, директора школ Рыбно-Слободского района, когда операторы котельных этих школ проходили мнимое обучение со сдачей квалификационных экзаменов на допуск к работе с газовым оборудованием и получением подложных удостоверений, за что соответствующие должностные лица одного из институтов и Регионального учебного центра в сговоре с замначальника финхозотдела РОНО получили незаконное вознаграждение?!». А ведь район не такой уж и большой! Здесь все на виду. И более важный вопрос: как бы эти люди эксплуатировали котельные? А если бы это привело к взрывам оборудования при большом скоплении детей? Неужели никто не задумался о последствиях?».

Илдус Нафиков: «Нам следует честно ответить на вопрос: а хотим ли мы с этим бороться? Либо проще проставлять «галочки» в отчетах и бесконечно рассуждать на совещаниях?» Фото prav.tatarstan.ru

«Следует честно ответить: а хотим ли мы с этим бороться?»

«… Я уже упоминал о качестве оказываемых услуг населению, как об одном из путей по снижению бытовой коррупции. Ведь никто не несет денег в плохую школу или больницу. Но плохие школы и больницы стимулируют коррупционные стандарты поведения, к сожалению, у наиболее конкурентоспособных коллег. Поэтому, не в большей ли степени виноваты те, кто плохо работает и вынуждает людей искать за деньги, где лучше?

Последние социологические опросы показывают, что если доля удовлетворенных качеством медицинских услуг, оказываемых в частных медучреждениях, составляет от 80 до 100% (а иногда достигает и 100%), то в государственной медицине этот показатель опускается до 30% и редко достигает 80% (в среднем — 47%)».

«… Итак, что в заключение?

Во-первых, мы должны взглянуть правде в глаза — бытовая коррупция есть, она среди нас в повседневной жизни, никуда она просто так не денется.

Во-вторых, нам следует честно ответить на вопрос: а хотим ли мы с этим бороться? Либо проще проставлять «галочки» в отчетах и бесконечно рассуждать на совещаниях?

В-третьих, с этим действительно нужно что-то делать. Без каждого из нас; без осознания, что каждый ответственен за порождение коррупции; без понимания, что начинать надо, прежде всего, с себя, ничего реального не произойдет!».

Ирина Плотникова

Новости партнеров