Падение Казани: День скорби… День памяти…

Колонка казанского историка о трагических событиях 15 октября 1552 года

Сегодня вспоминают трагическую дату для татарского народа: 464 года назад, 15 октября 1552 года, Казань была завоевана войсками Ивана Грозного. Это событие повлекло за собой огромные последствия для российской (и татарской) истории и до сих пор является предметом политических манипуляций для разного рода деятелей. Историк и публицист Булат Хамидуллин в своей новой колонке, написанной для «Реального времени», вспоминая этот день, рассказывает, что представляло собой Казанское ханство в тот период.

Проснувшийся интерес к тюркской истории

«Москва обязана своим величием татарским ханам», — справедливо писал в XIX веке автор 12-томной «Истории государства Российского», историк и литератор Николай Михайлович Карамзин. «Москва стала мощным государством лишь после завоевания Казани, Астрахани и Сибири», — отметил позднее, в начале ХХ века, лингвист и философ, профессор Венского университета и член-корреспондент Венской академии наук Николай Сергеевич Трубецкой. Таковы своеобразные причуды истории, таковы метаморфозы бытия человеческого общества!..

В последнее время, благодаря стараниям профессиональных ученых, краеведов и популяризаторов исторических знаний, а также политиков и разного рода «фоменковых» и «задорновых», заметно возрос интерес к истории древних и средневековых тюркских каганатов, ханств и эмиратов, а также к истории целого созвездия татарских государств, в частности, постзолотоордынского Казанского ханства (Булгарского вилайета, Казанского царства). И это неудивительно. Достаточно сказать, что названное татарское государство — одно из нескольких этнополитических наследников Улуса Джучи (Золотой Орды), наряду с Ногайской Ордой, Крымским и Сибирским, Астраханским и Касимовским ханствами, – было в XV—XVI веках наиболее прогрессивно развивающимся в Восточной Европе, аккумулировало в себе и активно развивало достигшие высокого уровня тюркскую и мусульманскую культуры, являлось структурообразующим элементом для всего Волго-Уральского региона и колыбелью наиболее многочисленной на сегодня этнотерриториальной группы татар — татар Поволжья и Приуралья.

Особое внимание история Казанского ханства привлекает и вследствие политических причин. Ведь для татарского народа, являющегося вторым по численности в Российской Федерации, это было время его независимости — самостоятельного политического, экономического и этнокультурного развития, о чем, безусловно, часть современных татар помнит и, вполне обоснованно, искренне гордится этим. Помнят татары и то, что падение Казанского ханства привело, по принципу домино, к серьезному ослаблению и в итоге падению всех иных татарских государств.

…Татарская история, как и история других народов, богата и полна многими сложными моментами. Драматизм ей придает, в частности, история взаимоотношений Казанского ханства с Московским государством. Особый отпечаток на эту историю накладывает то, что Казанское государство возникло на территории булгарских эмиратов, но при непосредственном участии Чингизидов — правящего рода так называемой Монгольской империи и ее многочисленных евразийских «осколков», в частности Золотой Орды, имевшей некогда в своем подчинении, с 1240 по 1480 год, и Русский улус (русские княжества). Кроме того, само современное российское федеративное государство сложилось именно вследствие завоевания Среднего Поволжья с его многочисленным полиэтничным (татары, марийцы, мордва, чуваши, удмурты) и поликонфессиональным (язычники, мусульмане, христиане) населением. Без мудрого осознания этого произошедшего в далеком XVI веке факта, без осознания, исключающего фееричную помпезность, с одной стороны, и нагнетание страстей, с другой стороны, невозможно адекватно представить историю и будущее многих современных народов России и ближнего зарубежья.

Страна городов, край изобилия

Казанское ханство (1438/1445—1552/1557) имело богатую историю. Оно являлось крупным и экономически развитым государством, играло существенную роль в этносоциальной и культурно-экономической истории Волго-Уральского региона, серьезную роль в политической жизни Восточной Европы и Западной Сибири. Территория Казанского ханства включала земли «Камскою и Сыплинскою и Костятцскою и Беловолжскою и Вотяцкою и Башкырскою» площадью около 250 тысяч квадратных километров. В государстве было большое количество (более 700) поселений и городов, возникших еще в Х—XIV веках. Города Казан (Казань), Алабуга (Елабуга), Арча (Арск), Болгар, Жори (Зюри), Иске Казан (Старая Казань), Кашан, Тятеш (Тетюши), Чаллы представляли собой крупные военно-политические и культурно-экономические центры страны. По сообщению анонимного казанского летописца, ханство было «место пренарочито и красно велми, и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощи преизобилно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много, яко не мощно обрести другаго такова места во всей Русской нашей земли нигдеже таковому подобно месту красотою и крепостию и угодием человеческим», а по мнению князя Андрея Курбского (непосредственного участника завоевания ханства) «понеже в земле той поля великие и зело преизобильныя и гобзующия на всякие плоды; такоже и дворы княжат и вельможей зело прекрасны и воистину удивления достойны, и села часты; хлебов же всяких такое там множество, воистину вере ко исповеданию неподобно: аки бы на подобие множества звезд небесных; тако же и скотов различных стад безчисленное множество, и корыстей драгоценных, наипаче от различных зверей, в той земле бывающих: бо тамо родятся куны дорогие, и белки и прочия зверия ко одеждам и ко ядению потребные; и мало за тем далей соболей множество, такожде и мехов: не вем, где бы под солнцем больше было». Развитыми отраслями хозяйства Казанского ханства, несомненно, являлись земледелие, скотоводство, лесные промыслы, рыбная ловля, бортничество, различные виды ремесел (кожевенное, ювелирное, кузнечное, гончарное), большой размах приобрела внутренняя и международная торговля. Серьезное развитие в период Казанского ханства получила и духовная культура местного населения. На территории государства функционировали многочисленные начальные и средние школы, высшее учебное заведение в Казани, библиотеки, включая богатое книгохранилище ханского дворца. Как это было традиционно на Востоке, широкое распространение получила и поэзия, о чем наглядно свидетельствует творчество казанского хана Мухаммад-Амина, Мухамедъяра, сеида Кул-Шерифа и многих-многих других. Культура периода Казанского ханства являлась развитием традиций, выработанных в период Золотой Орды, обогащенных веяниями со стороны Средней Азии, Ближнего Востока и Руси, став связующим звеном между татарской средневековой культурой и культурой татар Нового времени.

Население Казанского ханства, кроме государствообразующего этноса казанских татар, составляли добровольно подчинившиеся власти Чингизидов-Джучидов и просившие их быть «царству строителями» (так написано в русской летописи) марийцы и чуваши, а также часть башкир, мордвы и удмуртов общей численностью около 400 тысяч человек. Примерно половину населения представляли мусульмане, вторую половину — язычники, проживали здесь и христиане (например, автор «Казанской истории»). Важно отметить, что в Казанском ханстве, при главенстве ислама суннитского ханафитского мазхаба, сохранялась веротерпимость, что было связано с традициями предшествующих евразийских государств — полиэтничных империй скифов, гуннов и алтайских тюрков, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, Монгольской империи и Золотой Орды.

Своеобразные этнополитический генезис и географическое расположение Казанского ханства приводят к оригинальному этносоциальному развитию местных народов. В этот период отмечаются усиление интенсивности межэтнических взаимодействий, широкое этнополитическое, социально-экономическое и ненавязчивое конфессиональное влияние государствообразующего татарского населения на периферийное население ханства, тюркское этнокультурное влияние на финно-угорское население страны (нередко приводящее к формированию специфических этнографических групп в среде периферийного населения государства — каратаев, бесермян и т. д.) и финно-угорское этнокультурное влияние на тюркское население государства (что наиболее ярко было выражено в этногенезе чувашей).

Поворотный пункт Евразии

Особо важно отметить, что в Казанском ханстве наблюдалось функционирование цельной этнополитической общности, включающей этносы казанских татар, марийцев и чувашей, части башкир, мордвы и удмуртов, о чем, в частности, четко свидетельствуют события в регионе с 1552 по1557 год — в период так называемой Первой Черемисской войны (освободительного восстания, движущими силами которого выступили широкие слои татарского, марийского и удмуртского населения, организованные и возглавленные тюрко-татарской и финно-угорской знатью). Именно это дает возможность называть Казанское ханство не только национальным государством татар, но и одновременно государством всех близкородственных народов Среднего Поволжья.

Да, драматические события 2 октября 1552 года, а чуть позднее (в 1556 году) завоевание русскими войсками Астраханского ханства, надолго прервали многовековую традицию государственности тюрко-татарского населения Поволжья, непрерывно функционировавшей как минимум со времен возникновения Хазарского каганата и Волжской Булгарии, то есть с середины VІІ века, а также существенно приостановили развитие материальной и духовной культуры татар. В октябре 1552 года был разрушен один из цветущих центров средневековой татарской цивилизации, ей был нанесен колоссальный урон!

Сегодня, вспоминая 464-ю годовщину завоевания и инкорпорации Казанского ханства в состав Руси — России, хотелось бы отметить, что это событие, независимо от конкретных военно-политических обстоятельств середины ХVI века, послужило поворотным пунктом в исторической судьбе не только народов Волго-Уральского региона, не только Российского государства, но и всего огромного евроазиатского пространства. При этом характер присоединения ханства — завоевание — отнюдь не позволяет видеть в этой дате повод для излишней политизация этого события. Только взвешенная мудрая оценка падения средневековой ханской Казани с сугубо объективных позиций всегда способствовала и будет способствовать росту интереса к общей истории народов России и, несомненно, окажется полезной на современном этапе укрепления межнациональных отношений в многоэтничной и поликонфессиональной стране.

«Москва обязана своим величием татарским ханам», — справедливо писал в XIX веке автор 12-томной «Истории государства Российского», историк и литератор Николай Карамзин. «Москва стала мощным государством лишь после завоевания Казани, Астрахани и Сибири», — отметил позднее, в начале ХХ века, философ-евразиец Николай Трубецкой…

Мы скорбим.

Мы помним.

Булат Хамидуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Булат Лиронович Хамидуллин — историк, писатель.

  • Член правления Союза писателей РТ, кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, выпускающий редактор журнала «Поволжская археология».
  • Автор идеи иллюстрированных книжных серий «История татар» (2002) и «История татар в лицах» (2010), книг «Из глубины столетий», «Народы Казанского ханства», «Хазары и их вассалы глазами современников» и др.
  • Автор более 200 публицистических и научных статей, в т. ч. для Большой российской энциклопедии.
  • Лауреат международной премии им. Кул Гали (2000), заслуженный работник культуры РТ (2011).

Новости партнеров