Соципотека на Глушко пошла по швам

Жильцы 400-квартирного дома в Азино, сданного 5 лет назад по госпрограмме, бьют тревогу из-за его «ограниченно-работоспособного технического состояния»

Соципотека на Глушко пошла по швам
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Не успел утихнуть скандал с незаселением соципотечного дома в Зеленодольске, как в редакцию «Реального времени» обратились жители одного из казанских домов. Как заявляют жители соципотечного дома № 6 по ул. Глушко, несмотря на то, что здание было сдано лишь в 2011 году, оно уже близко к аварийному состоянию. В то же время в ГЖФ и исполкоме Казани считают, что во всем виновата управляющая компания, которая не вовремя убирает снег. Довершает чудовищную ситуацию открытый еще в 2012 году детский сад «Фиолетовая корова», дети которого вынуждены ходить в него, несмотря на начавшую осыпаться кирпичную кладку. Газета попыталась разобраться в причинах проблемы и обнаружила их в далеком 2010 году.

2011 год: «Дом сдан по графику, с хорошим качеством, с хорошим благоустройством»

Итак, начнем все с самого начала. 30 сентября 2011 года мэр Казани Ильсур Метшин в торжественной обстановке присутствовал при сдаче новенького симпатичного дома по программе соципотеки по ул. Глушко. Дом № 6А-2 (далее — дом № 6) на 394 квартиры состоял из пяти секций высотой в 17 и 18 этажей. Заказчиком строительства выступила «ЖИК». Строило дом ОАО «Казаньцентрстрой» (КЦС), любимая подрядная организация казанской мэрии. Дом № 6 стал 14-м по счету, сданным в 2011 году. «Дом сдан по графику, с хорошим качеством, с хорошим благоустройством. Мы научились строить так, что не новоселы ждут дом, а дом ждет новоселов», — гордо заявлял тогда градоначальник. Первый этаж, отметил он, будет отдан под детский сад — он открылся в декабре 2012 года.

На кадрах фоторепортажа, размещенного на официальном сайте мэрии Казани можно увидеть радующихся новому жилью детей из многодетной семьи Вадима Прохорова, пустующие еще детские площадки, улыбающегося Ильсура Метшина. Казалось бы, живи и радуйся, дом великолепный, для детей уже через год построят детский сад «Фиолетовая корова» на 65 мест с катком, где мальчиков будут учить играть в хоккей, а девочек — фигурному катанию.

Но уже через год — то есть еще до того, как детсад в декабре 2012 года открыл свои двери, дом № 6 по ул. Глушко, в прямом смысле слова, начал расползаться по швам… А еще через 4 года — осенью 2016 года — посыпалась и кирпичная кладка. К тому моменту жильцы дома уже полтора года воевали с УК «Жилище и комфорт» за то, чтобы та подала в суд на застройщика «Казаньцентрстрой».

Всего 3 месяца прошло с дня заседания по проблеме дома в минстрое РТ, которое должно было заставить УК подать в суд, а застройщика выполнить свои гарантийные обязательства. Но все требования жильцов в итоге увязли, как это нередко бывает, в судах. Судебные заседания, которые сейчас переносятся с недели на неделю и с месяца на следующий (к «Казаньцентрстрою» предъявили претензии и УК — на 2,5 млн рублей, и сам минстрой РТ — на 25,6 млн рублей), и вялотекущий арбитражный процесс разрушения дома, разумеется, остановить никак не могли.

День первого кирпича, только по счастливому совпадению не упавшего никому на голову, жители дома, наверное, не забудут никогда — 10 октября 2016 года.

«Казни» Минниханова: кризис соципотеки РТ 2010 года привел к спешке в строительстве в 2011 году

Что привело к таким печальным последствиям? Похоже, что принцип домино. На самом деле все началось еще 6 лет назад, когда президент РТ Рустам Минниханов констатировал в 2010 году «срыв плана по вводу социального жилья». Продолжилось катастрофическим снижением выручки и прибыли у «Казаньцентрстроя» и чехардой смены директоров в компании, где за 6 лет сменились три начальника. И, вероятнее всего, попыткой мэрии и стройиндустрии Казани наверстать упущенное за 2010 год — в 2011 году в экстренном порядке сдать дома, не только выполнив, но и перевыполнив планы по соципотеке.

Напомним, тогда, в далеком 2010 году, президент РТ в «еженедельном режиме устраивал элите публичные выволочки: и за «карманные тендеры», и за аффилированных поставщиков (знаменитые «абдуллинские окна»), и за фирмы-однодневки, бросающие объекты на полдороге. «Я просто не знаю, как вас казнить», — заявлял в сердцах Минниханов. В результате кризиса в системе соципотеки республики составили новый регламент взаимодействия сторон процесса. Все полномочия по выбору подрядчиков и контролю хода строительства отошли исполкому. Ранее, до 2011 года, подрядчиков выбирали по тендеру ГЖФ, теперь за подрядчиков отвечала сама казанская мэрия. Но в вотчине Ильсура Метшина этим не ограничились, сделали оргвыводы и, отстранив куратора стройкомплекса Казани Эмиля Хуснутдинова (к слову, УК ЖИК, которая управляет домом на Глушко, не чужая для него компания. Ее контролирует его партнер по бизнесу Ирина Надеждина), поставили рулить процессом Азата Нигматзянова, который возглавлял «Казаньцентрстрой» до 2010 года (собственно, само возведение дома № 6 по ул. Глушко началось при нем).

К осени 2011 года в мэрии рапортовали о грандиозных успехах — введено, мол, 246 тыс. кв. м жилья по соципотеки из 248 тыс. кв. м. Где-то в этих цифрах затаились и квадратные метры злополучного дома, построенного в очевидной спешке.

Иски на банкротство

Что же происходит в самом КЦС? Вместе с ухудшающимися экономическими показателями, по меньшей мере с весны 2016 года, в Арбитражный суд РТ поступают иски о банкротстве компании «Казаньцентрстрой».

Так, ООО «Ника» требует признать должника несостоятельным — а все потому, что КЦС оказался должен компании смешную сумму в 1,5 млн рублей. И никак не может расплатиться. В КЦС заявляют, что последний платеж в счет погашения задолженности перед заявителем был совершен 04.07.2016. В сентябре 2016 года вроде планируется поступление денежных средств на расчетный счет заявителя за выполненные подрядные работы, которые будут направлены в счет погашения задолженности. Но звоночек все-таки тревожный.

«Они, что, ждут, когда обрушится такой огромный дом?»

Отметим, что и ранее у соципотечных домов наблюдались проблемы. Так, десять новеньких многоэтажек даже были включены еще летом 2015 года в программу капремонта. Тогда основные претензии были к технологии трехслойных ограждающих конструкций. Но в том скандальном списке не было дома на Глушко. Несмотря на то, что он вот уже 4 года расходится по швам.

Жильцы требуют от КЦС устранить строительные недоделки в рамках пятилетней гарантии, которая истекает в этом году. Понятно, что КЦС может тянуть до последнего: во-первых, гарантийный срок к концу 2016 года истечет, во-вторых, теоретически (пусть и маловероятная) существует вероятность признания застройщика банкротом.

И дом, где ежедневно учатся фигурному катанию и хоккею десятки детей, не говоря уже о сотнях жильцов самого дома, довольно быстро, по мнению жителей, может докатиться до аварийного состояния.

Все это время актив жильцов дома не сидел сложа руки. Как рассказала корреспонденту газеты «Реальное время» представительница инициативной группы жильцов Надежда Щукина, первые проблемы начались через год после сдачи дома — в 2012 году. И сначала жильцы дома обратились по поводу устранения недоделок (трещин, торчащей арматуры и т. д.) в УК «Жилище и комфорт». Те — отказались. По вполне понятным вроде бы причинам: недоделки были такого уровня, что УК не желало брать на себя ответственность за их устранение, отмечает Щукина. И даже текущий ремонт, который намечается в этом году, в УК делать отказываются:

— Потому что, если бы они его сделали — потом за него пришлось бы отвечать. А у нас уже на входной группе здания перемычки лопнули (когда трещина идет, ставят такие перемычки). В итоге трещины увеличиваются. Это надо остановить, укрепить. И это должны сделать застройщики, заказчики, ГЖФ, который их нанимал. Они, что, ждут, когда обрушится такой огромный дом? Может, конечно, сам монолит не обрушится — но уже сейчас трещины идут по всей стене из облицовочного кирпича. Кирпичи могут просто попадать кому-то на голову! — заявляет Щукина.

Последние полтора года, после того, как жильцам стало очевидно, что без застройщика проблему не решить, люди никак не могли заставить свою УК подать на застройщика в суд — в УК говорили: «Подавайте сами!». Но что значит «сами», удивлялись жильцы, мы платим деньги вам, вы нас должны обслуживать, а значит, и подавать в суд на застройщика.

Как казанскую мэрию заставил решать вопрос звонок из путинского ОНФ

В итоге жильцам пришлось пройти все инстанции: от мэрии Казани до минстроя РТ. Что же говорят в казанской мэрии? Щукина была в мэрии, говорила с первым заммэра Казани Рустамом Нигматуллиным, который, в свою очередь, говорил с Азатом Нигматзяновым. Последний, вроде бы, пообещал «вам все сделают, деньги в размере 4 млн рублей на дом есть».

— И что толку? Бесполезно! Никто ничего не делает…

Дело сдвинулось с мертвой точки после звонка в путинский Народный фронт, представители которого позвонили уже не казанским, а республиканским властям. И только после звонка летом этого года прошло заседание в минстрое. Как раз тогда жильцы узнали о том, что «Казаньцентрстрой» вроде как банкротить начали!».

28 июня 2016 года первый замминистра строительства РТ Алексей Фролов собрал у себя весьма колоритную группу людей. Как сообщается в протоколе совещания (есть в распоряжении редакции), для решения проблемы по устранению дефектов строительства в период строительной гарантии дома № 6 по ул. Академика Глушко. На встречу были приглашены: замначальника госжилинспекции РТ Ирек Шайдуллин, помощник прокурора Советского района Руслан Давлетшин, руководитель «Общероссийского народного фронта» в РТ Равиль Хуснуллин, директор УК «Жилище и комфорт» Александр Блохин и, наконец, председатель совета МКД по ул. Глушко, д. 6 Надежда Щукина.

В результате, очевидно, бурного заседания минстрой заставил УК заключить договор со спецорганизацией для инструментального обследования дома и подготовки проектных решений для устранения выявленных замечаний, а также подготовить иск к застройщику в Арбитражный суд. А ГЖФ Талгата Абдуллина минстрой предложил обеспечить устранение строительных недоделок подрядной организации «в рамках действия гарантийных обязательств».

«Вертикальные трещины между стеной лоджии и фасадом…»

В итоге месяц спустя, когда исследования провели специалисты ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность», на свет появился впечатляющий документ: «Технический отчет по результатам обследования строительных конструкций по объекту». Документ на 200 страниц (имеется в распоряжении редакции «Реального времени»), в основном — фотографии с указанием значительных строительных недоделок. Существует четыре категории технического состояния конструкций — от нормативного (1) до аварийного (4). Вердикт по дому № 6 — ограниченно-работоспособное техническое состояние (ОРТС), то есть остается последний шаг до «аварийного техсостояния», когда эксплуатация здания запрещается.

Что такое ОРТС? Это значит, что у дома № 6 «имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости)». Ремонт требуется как для несущих и ограждающих конструкций, так и для второстепенных — полов, окон и проч.

Среди мрачных фотоснимков можно найти фото коммуникаций, проложенных через перекрытия без гильз. Налицо также сетки трещин в примыкании стены к перекрытию. Наклонные трещины в подвалах. Разрушенные дверные проемы на входе в венткамеру. Коррозия полосы заземления. Остатки арматуры. Сколы на ребре колонн. Замоченные поверхности стены и пола. Отрыв входной группы от наружной кладки облицовочного слоя (немаленькая такая трещина). Вертикальные трещины между стеной лоджии и фасадом, диагональные трещины, отрыв вентиляционного канала от фасада здания, трещины в облицовке и отмостке, разрушенный отделочный слой и так далее. «Выпучивание кирпича в верхней части кладки с отрывом от раствора — на 18-м этаже». Интересно, до сих пор этот кирпич «выпучивается» или он был тем самым, который вечером 10 октября чуть не убил случайного прохожего?

Дела сутяжные

— После того, как мы провели независимую экспертизу — ее данные показали, что вина лежит на застройщике. Щели ужасные, дыры кругом. Теперь требуем, чтобы застройщик по гарантии сделал нам ремонт дома. Сейчас начался суд. Пока очередное заседание запланировано на ноябрь, — говорит Щукина. — Похожие проблемы были в доме № 4, там вообще балконы рушились. Но им там все сделали почти сразу же, восстановили. Наверное, ждут, когда и у нас что-нибудь обрушится! А чего ждать? У нас вчера (10 октября 2016 года) кирпич упал! Кладка начала разваливаться!

Похоже, что впечатлились не только в УК, тут же подавшей на «Казаньцентрстрой» в суд и требующей взыскать с ответчика 2,5 млн рублей — стоимость устранения строительных недостатков, но и в минстрое. Минстрой, ставящий в 2011 году КЦС даже в пример остальным нерадивым строителям, самолично подал в арбитражный суд РТ на нее иск. Прошло 5 лет, и минстрой РТ требует взыскать с «Казаньцентрстроя» 25,6 млн рублей штрафных санкций, обязав исполнить гарантийные обязательства по устранению выявленных недостатков в доме № 6 по ул. Глушко.

«Вы вообще понимаете, что в нашем доме есть детский сад?!»

Неизвестно пока, чем закончатся эти процессы (понятно только, что к КЦС подано исков уже по меньшей мере на 30 млн рублей), зато известно, что тот самый детсад «Фиолетовая корова» с катком — функционирует. А значит опасность того, что дети могут оказаться под «кирпичным дождем» будет существовать, пока либо застройщик не пойдет на мировую, либо его не заставят исправить недостатки судьи.

— Мы тоже обращали внимание мэрии на детсад «Фиолетовая корова». Мы говорили им: «Вы вообще понимаете, что в нашем доме есть детский сад?!». И в детский сад не только дети из нашего дома ходят, туда со всего города ходят! Мы пока панику не сеяли, родителям ничего не говорили. Думали, сами справимся. Но, может, и родителей теперь придется подключать? — размышляет Щукина.

Вот так срыв плана по вводу социального жилья в 2010 году, экстренная попытка наверстать упущенное и перевыполнить план в 2011 году, финансовый кризис и падение прибыли в одной отдельно взятой строительной компании и бюрократия в мэрии Казани привели к тому, что родителям с детьми ходить в свой детский сад теперь придется не только глядя по сторонам, но и обязательно смотря вверх — не отвалилось ли чего еще от дома, сданного когда-то с таким пафосом по программе соципотеки.

Я думаю, это из области «давайте поговорим»

В мэрии Казани «Реальному времени» ситуацию прокомментировали достаточно лаконично: «Строительством дома занимался Государственный жилищный фонд при президенте РТ. Вопросы о строительных недоделках необходимо адресовать непосредственно данной организации».

Корреспондент «Реального времени» на горячей линии ГЖФ поинтересовался, о каких недоделках идет речь. Выяснилось, что трещины в стене, скорее всего, связаны с неправильным ведением строительных работ.

А вот на замечание, что, согласно экспертизе, входная группа отходит от стен, нам ответили, что входные группы жителей волновать не должны — за них отвечает управляющая компания, пусть она и решает данную проблему вместе с подрядчиком.

— Если в течение 5 лет вы обнаруживаете дефекты, вы приглашаете управляющую компанию и подрядчика и составляете акт о недоделках. В течение 5 лет они обязаны были устранять эти дефекты. Если 5 лет прошло, гарантийный срок истек. Тогда подрядчик ничего делать не будет, придется покупателю самому устранять эти недоделки, — рассказали на горячей линии.

В качестве аргумента мы попытались привести протокол совещания в минстрое, в котором указано, что Госжилфонд должен устранить недоделки до 17 июля 2016 года. Но оказалось, что на горячей линии о документе не знают.

— Этому документу надо было дать ход. Если гарантийный срок истек, документ потерял свою силу. Надо было по свежим следам, на второй-третий день официально представить в Государственный жилищный фонд и за подписью принимающего документы надо было получить номер входящего. Тогда документ получил бы дальнейшее движение.

Также корреспонденту «Реального времени» удалось побеседовать о ситуации с домом на Глушко с Талгатом Абдуллиным и Азатом Нигматзяновым. Диалог получился достаточно говорящим:

Талгат Абдуллин: Не дом разрушается, во-первых. На крыльце, где пристроенная часть, которая стоит на ленточной части, там трещины есть.

Азат Нигматзянов: Управляющая компания зимой вывалила снег и за счет замачивания грунтов эта часть начала чуть-чуть отходить. Его просто закрыть надо и все.

Абдуллин: Там нет практически аварийной ситуации.

Нигматзянов: Есть заключение экспертизы государственной о том, что управляющей компании надо снег вывозить почаще и все. И закрыть эту вещь. Она всегда будет так чуть-чуть ходить.

Абдуллин: Я думаю, это из области «давайте поговорим». Ничего не будут делать, там управляющая компания должна делать нормально работы.

Нигматзянов: Там управляющая компания такое исковое заявление подала.

Редакция направила запросы в УК ЖИК и «Казаньцентрстрой». Телефоны КЦС не отвечали. На момент публикации ответы не поступили.

Сергей Афанасьев, Гуландам Зарипова, Лина Саримова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров