Нобелевская премия по экономике 2016: давайте заключать правильные контракты

Нобелевский комитет объявил лауреатов премии по экономике. В этом году она досталась британцу Оливеру Харту и финну Бенгту Хольмстрему за вклад в развитие теории контрактов. Экономический обозреватель «Реального времени» Альберт Бикбов считает вручение премии именно этим ученым вполне заслуженным, хотя абсолютное большинство ученых-экспертов ставили в своих прогнозах вовсе не на тех лошадок.

Тотализатор опять не угадал

Накануне, как обычно, делались прогнозы. В Высшей школе экономики был завершен прием заявок на конкурс предсказаний лауреата Нобелевской премии по экономике, проводимый факультетом экономических наук. В нем приняли участие экономисты из 25 городов мира. И там получился вот такой топ-10 по количеству упоминаний:

  1. Olivier Blanchard
  2. Paul Romer
  3. Robert Barro
  4. Daron Acemoğlu
  5. Edward Lazear
  6. Marc Melitz
  7. James Robinson
  8. 8-9. John List
  9. 8-9. Greg Mankiw
  10. Kenneth Rogoff

Большинство экспертов полагало, что премии удостоятся макроэкономисты. Макроэкономика сейчас злободневна после мирового финансового кризиса и слабого роста в ряде развитых стран.

Но были еще и тотализаторы зарубежные. В предсказании номинантов Нобелевской премии по экономике также давно практикуется авторитетнейшая компания Thomson Reuters. Эта медиакорпорация владеет проектом Web of Science, одной из наиболее полных баз научных публикаций в мире и одноименным индексом цитирования. Их топ-3 выглядел так:

  1. Olivier Blanchard
  2. Edward Lazear
  3. Marc Melitz

Как видите, и у нас, и за рубежом, первое место в прогнозах отдавалось Оливье Бланшару — старшему научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, Вашингтон, округ Колумбия, США. Главный экономист и глава отдела исследований Международного валютного фонда (МВФ) с 2008 г. по 8 сентября 2015 г. Внес значительный вклад в макроэкономику, в том числе в исследования факторов, определяющих экономические колебания и занятость. Действительно, очень достоин Нобеля. Лично мне очень нравится перечитывать время от времени ясный и толковый учебник промежуточного уровня от Оливье Бланшара по макроэкономике (Бланшар О. Макроэкономика, М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010).

Все, как и в прошлом году, когда Нобелевскую премию присудили малоизвестному широкой публике ученому Энгусу Дитону за работы по исследованию потребительского поведения и проблем бедности. О чем в интернет-издании «Реальное время» были публикации здесь и здесь.

Разве они еще Нобелевскую премию не получили?

В 2016 году лауреатами Нобелевской премии по экономике стали Oliver Hart (Оливер Харт) из Гарварда и Bengt Holmström (Бенгт Хольмстрём) из Массачусетского технологического института. Премии они удостоились за вклад в теорию контрактов (англ. Contract theory). Оливер Харт и Бенгт Хольмстрём получат 8 млн шведских крон ($931 тыс.). Церемония награждения пройдет в Стокгольме 10 декабря, в день кончины Альфреда Нобеля.

Эти ученые не самые популярные, но они очень уважаемые в узких научных кругах. Посмотрите, как отреагировал лауреат Нобелевской премии по экономике 2008 года Paul Krugman (Пол Кругман): «Харт и Хольмстрём настолько очевидны, что моя первая мысль была «разве они еще не получили?».

Но было и легкое недоумение. Так, Константин Сонин, профессор Чикагского университета и ВШЭ, отреагировал в своем блоге: «Это прекрасно и правильно, но не оригинально». И указал, что нобелевские премии по экономике Оливера Уильямсона (права собственности и структура фирмы), Роджера Майерсона (принципал-агентские отношения) и Эрика Маскина (основания неполноты контрактов) уже покрывали многое из этой темы. Но тем не менее, как справедливо заметил Сонин: «Харт и Хольмстрём стояли у истоков».

Первая работа Хольмстрема по теории контрактов появилась в 1979 году и до сих пор цитируется; некоторые работы Харта — в 1988 и 1990 году, его книга «Firms, Contracts, and Financial Structure» (Oxford: Oxford University Press) — в 1995 году. Их работы были известны уже 20 лет назад

В общем, ученый люд новых лауреатов в целом принял положительно.

Где используется теория контрактов?

Теория контрактов, являясь неотъемлемой частью институциональной экономики, входит в раздел современной экономической теории. В любом серьезном учебнике по институциональной экономике есть обязательные главы по теории контрактов.

Теория контрактов достаточно древняя — основополагающие работы по теории контрактов были написаны в 70—80-е годы. Теория контрактов базируется на тех же основных предположениях, что и неоклассическая экономическая теория, созданная в 1950—1960 гг. (а именно, предполагает рациональность экономических агентов и широко использует теорию экономического равновесия и теорию игр), однако существенно дополняет ее. Потому что теория контрактов рассматривает ситуации, когда нарушаются предположения о симметрии информации, совершенстве конкуренции и полноте контрактов и рынков, отсутствии транзакционных издержек. То есть теория контрактов усиливает позицию неоклассической экономической парадигмы, анализируя реальные экономические процессы и явления. Здесь не только чистая теория, но и разработки, касающиеся самой что ни на есть жизненной стороны дела.

Где используется теория контрактов? Положения теории контрактов могут применяться, в частности, в следующих теориях: регулирования естественных монополий, рационирования кредита, ценовой дискриминации второй степени, страховых и финансовых контрактов, аукционов, коррупции, трудовых контрактов и внутренних рынков труда, теории фирмы и вертикальной организации и т. д. Как видите, спектр применения очень разнообразен. По большому счету, на формальных и неформальных контрактах держится не только современная экономика, но и вся наша жизнь — отношения между родственниками, мужем и женой, друзьями. Все это неформальные контрактные отношения, которые подразумевают: права и обязанности, и последствия невыполнения обязательств. И здесь везде применима теория контрактов!

Что такое теория контрактов?

Теория контрактов — раздел современной экономической теории, рассматривающий определение параметров контракта экономическими агентами в условиях (как правило) асимметричной информации. Это когда происходит неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.

Контракт — добровольно заключаемое соглашение, основанное на взаимных обещаниях, к выполнению которых стороны могут быть принуждены в соответствии с нормами контрактного права.

Теория контрактов рассматривает ситуации, приближенные к жизни: например, агенты обладают разной информацией, могут нечестно конкурировать, сами контракты не полностью описывают взаимоотношения агентов, а их заключение — относительно затратная процедура. У этой теории — два аспекта. Она помогает понять, почему мы видим контракты именно такими, какими они сформировались, и определить ловушки, когда контракты составлены не оптимально. Кроме того, она дает направление движения для написания лучших контрактов, для организации лучших общественных институтов.

Пожалуй, наиболее простая и наиболее емкая модель в рамках теории контрактов — это простая модель, которая называется «принципал — агент», или «начальник — подчиненный». В этой модели действуют два лица, у каждого из которых есть определенные интересы или предпочтения. Например, начальник хотел бы, чтобы подчиненный работал побольше, при этом платить ему поменьше, подчиненный хотел бы, соответственно, побольше отдыхать и получать высокую зарплату. Налицо определенный конфликт. В такой ситуации перед начальником встает вопрос: каким образом он может создать для подчиненного стимулы действовать в собственных интересах?

Что же в такой ситуации, с точки зрения теории контрактов, можно сделать? Если бы усилие подчиненного можно было контролировать, то, опять же, проблема не возникла бы, несмотря на конфликт интересов. Начальник просто заставил бы подчиненного сделать то, что в его интересах. Однако в жизни это не так, и во многих ситуациях подчиненные действуют на свое усмотрение, при этом их действия имеют существенные последствия с точки зрения начальника.

Начальник может попытаться измерить показатели, которые дают ему информацию о действиях подчиненного, и, в зависимости от этих показателей, в большей или меньшей степени вознаграждать или, наоборот, наказывать подчиненного. Есть знаменитая теорема в теории контрактов, которая принадлежит именно Бенгту Хольмстрёму, — теорема достаточной статистики, которая говорит о том, что в классической постановке задачи с оппортунистическим подчиненным начальник должен использовать всю доступную информацию, помогающую ему судить о действиях подчиненного, и, наоборот, не включать в определение компенсации те факторы, которые не находятся во власти подчиненного, потому что это наложит на него только излишний риск и не поможет стимулировать его действия. Таким образом, Хольмстрёмом создана очень развитая теория, которая показывает, чего делать нельзя — какие показатели не стоит задавать, как не надо стимулировать. Таким образом, вознаграждение за работу привязано к наблюдаемым индикаторам эффективности. То есть оплата труда сотрудника происходит за результат именно его работы, а не за количество затраченных усилий (количество отработанных часов), как это часто принято. Отсюда и выросла система KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности, то есть показатели деятельности подразделения или предприятия, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических целей).

Еще одна из важнейших моделей теории контрактов — «неполные контракты». В контракте невозможно предусмотреть все возможные обстоятельства и исходы. Поэтому данная модель прописывает наиболее оптимальные условия распределения прав контроля между сторонами: какая сторона должна взять на себя полномочия по принятию решений в какой ситуации. По большому счету, модель неполных контрактов является моделью двустороннего оппортунистического поведения, в которой есть наблюдаемые, но не верифицируемые переменные. Например, стороны видят факторы, приводящие к выигрышу партнера, но невозможно определить их величину, поэтому такие факторы влияют на переговоры постфактум, но их нельзя включать в контракт. Пример ситуации: инвестиции в человеческий капитал — компания наняла работника и обучила его. При заключении контракта найма переговорные силы равны, но при перезаключении контракта переговорная сила фирмы снизилась, ведь работник стал обладать более богатыми компетенциями. Основная идея заключается в том, что контракт, который не может явно указать, что стороны должны делать в будущем, должны указать не только просто непредсказуемые обстоятельства, но и конкретную сторону, которая имеет право решать, что и как делать, когда стороны не могут дать согласие. Т. е., например, возможен арбитр, которому доверяют обе стороны, что предпочтительнее суда, ибо сделка не прерывается, важно завершить ее успешно.

Именно работы Оливера Харта в середине 1980-х по неполным контрактам пролили новый свет на суть права собственности и владения бизнесом, что серьезно повлияло на несколько отраслей экономики, а также на политическую науку и юриспруденцию. Благодаря этим исследованиям, экономисты пересмотрели инструментарий для оценки вопросов о том, какие типы компаний должны участвовать в сделках слияния, каково правильное соотношение долгов к собственному капиталу. В каких случаях государственные учреждения (школы, тюрьмы и др.) следует передать в общественную собственность или в частную собственность.

В целом, именно Оливер Харт и Бенгт Хольмстрём заложили основы теории контрактов. Поэтому Нобелевская премия по экономике здесь совершенно органичная и заслуженная.

Альберт Бикбов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Oliver Hart (Оливер Харт). Профессор экономики Гарвардского университета. Родился 9 октября 1948 года в Великобритании в семье известного врача-фтизиатра. Закончил Королевский колледж Кембриджского университета (бакалавр математики, 1969), Университет Уорик (магистр экономики, 1972) и Принстонский университет (PhD по экономике, 1974).

С 1974 по 1984 год работал в Великобритании (сначала в Черчилль-колледже Кембриджского университета, а затем в Лондонской школе экономики).

В 1984 году переехал в США, где сначала преподавал в Массачусетском технологическом институте, а с 1993 года — в Гарвардском университете. С 2000 по 2003 год возглавлял экономический факультет Гарварда.

Bengt Holmström (Бенгт Хольмстрём). Профессор экономики Массачусетского технологического института. Родился 18 апреля 1949 года в Хельсинки. Представитель шведского меньшинства в Финляндии. Хольмстрём получил степень бакалавра наук по математике в Хельсинкском университете в 1972 году, а магистерскую степень в 1975 году в Стэнфордском университете. Докторской степени был удостоен в 1978 году в Стэнфордской высшей школе бизнеса.

С1983 по 1994 год занимал должность полного профессора экономики в Йельском университете, с 1985 по 1994 год — профессор кафедры экономики и управления имени Эдвина Дж. Бейнеке при Высшей школе менеджмента Йельского университета. С 1994 года — профессор кафедры экономики и менеджмента, а с 1997 года — профессор кафедры экономики имени Пола Самуэльсона Массачусетского технологического института и MIT Sloan школы менеджмента. С 2003 по 2006 год был руководителем кафедры экономики Массачусетского технологического института.

«Лауреаты этого года развили теорию контрактов — комплексную основу для анализа многих проблем в структурах контрактов, вроде обусловленной результатами деятельности платы высшему менеджменту, отчислений и доплат по страховке, и для приватизации государственного сектора экономики», — говорится в заявлении нобелевского комитета.

Аналитика

Новости партнеров