Как ты там, фанат? Как влияет на посещаемость клубная работа с болельщиками

Недавно игрой нашей сборной открылся очередной новейший стадион. Краснодар по достоинству оценил сооружение и сходу заполнил его под завязку. К сожалению, такой эффект открытия держится на наших стадионах недолго. Такую специфичность специалисты связывают с плохо налаженным клубным маркетингом и работой с болельщиками. Спортивная редакция «Реального времени» разбирается, на каком уровне находятся эти направления в российских клубах.

Стадион есть, а посещаемость?

Как известно, через несколько лет в нашей стране пройдет чемпионат мира по футболу. К этому событию построено и строится огромное количество новых стадионов. «Казань Арена», «Арена ЦСКА», «Арена Открытие» и т. п. уже возведены, а «Крестовский» и стадионы в Саранске, Ростове на Дону и Волгограде совсем скоро сдадут в эксплуатацию. Проблем с качеством и количеством инфраструктурных объектов в ближайшие годы в нашем футболе быть не должно.

В связи с этим оптимистичные прогнозы дал и министр спорта (и президент РФС) Виталий Мутко, который полагает, что в перспективе посещаемость футбольных матчей в России возрастет. Наши руководители, конечно же, частенько лукавят в отношении вопросов, касающихся их непосредственной зоны ответственности. У президента Российского футбольного союза такие моменты случаются нередко. Касаемо посещаемости футбольных матчей здесь так же может преобладать фактор защиты своих интересов спортивными чиновниками. Так, к примеру, проанализировав посещаемость чемпионата России нынешнего сезона, мы пришли к выводу, что в этом году уже в нескольких турах было замечено снижение показателей, а именно — по количеству присутствовавших.

На качественный скачок в вопросе о заполняемости трибун должно было существенно повлиять введение в эксплуатацию сразу нескольких стадионов наших ведущих клубов страны. К таковым я бы отнес следующие команды: «Зенит», ЦСКА, «Краснодар», «Локомотив», «Рубин» и «Спартак». Большинство из команд параллельно с чемпионатом России ежегодно представляют нашу страну в еврокубках. Примечательно и то, что именно у этих коллективов хорошо развита клубная инфраструктура, имеется комфортабельный, уютный стадион.

В этом году, наряду с «Краснодаром» на новый стадион переехали московские армейцы, которые, в отличие от подопечных Галицкого, уже успели сыграть на нем пару матчей. Первая встреча на «Арене ЦСКА» собрала аншлаг, на футбол пришли посмотреть 26 420 человек, что при общей вместимости в 30 000 зрителей явилось отличным результатом. Однако уже в следующем матче картина чуть прояснилась, в данном случае эффект нового стадиона сработал наиболее ярко.

Показатели самого «Краснодара» тоже не впечатляют. До переезда на современный стадион краснодарцы умудрились слегка растерять свою аудиторию по сравнению с предыдущим сезоном. Причем эту печальную тенденцию в сторону снижения они ежегодно повторяют с 2014 года. Хорошо налаженная система маркетинга и многочисленные программы лояльности болельщиков уже должны давать плоды, а значит любопытно будет поглядеть, как пойдут дела у краснодарцев с переездом на новую арену.

Единственные команды, у которых наблюдается стабильный рост по заполняемости, это, безусловные лидеры по работе с болельщиками, «Зенит» и «Спартак». Если у москвичей дела пошли в гору после введения «Открытия Арены», то вот старенький «Петровский» каким-то волшебным образом умудряется повышать заполняемость, даже несмотря на аншлаги в предыдущие сезоны. Так, например, в этом сезоне на домашние матчи «Зенита» пришло на 10% больше зрителей, чем в прошлом году. Возможно, такой расклад связан с повышенным вниманием к построению новой команды, потерявшей перед началом чемпионата своего лидера бразильца Халка.

По остальным новым стадионам ситуация не многим лучше, и в целом заполняемость стадионов по сравнению с предыдущим годом упала. Если в том сезоне средняя посещаемость к девятому туру составила 12 564 зрителя, то в этом году этот показатель снизился до уровня в 11 518 зрителей. Конечно, свое влияние оказал и выход в Премьер-лигу «Оренбурга» со своим «пятитысячником». Но все же еще большую роль начинает играть относительное ухудшение жизни россиян, для которых просмотр на бесплатном канале обходится выгоднее, чем поход на стадион.

Социальные сети как показатель

Наиболее красноречиво выглядят данные по подписчикам в официальных сообществах и пабликах на различных сайтах социальной направленности. Для сравнения мы выбрали пять самых многочисленных социальных сетей в интернете. Места в таблице расставлены в соответствии с положением команд в турнирной таблице РФПЛ нынешнего сезона.

Несмотря на то, что принято не доверять опросам ВЦИОМ, количество подписчиков на социальные сети недвусмысленно намекает нам, что «Зенит» на сегодняшний день является самым популярным футбольным клубом России. Питерский клуб первым из российских команд приблизился к отметке в три млн подписантов по суммарному показателю по всем пяти соцсетям. Интересно, что «Зенит» единственный клуб, у которого подписчиков на мировом уровне (Facebook) оказалось больше, чем на «внутреннем рынке» («ВКонтакте»).

В тройку самых популярных попали два московских клуба, «Спартак» и ЦСКА. И здесь цифры тоже опровергают слухи об отсутствии болельщиков у армейского коллектива. Возможно такая статистика связана с плохим финансовым состоянием у болельщиков именно ЦСКА? Надо разобраться, Евгений Леннорович! Еще один интересный момент, на этот раз про «Спартак, на официальном сайте красно-белых я не заметил ссылки на «Инстаграм», возможно с этим и связано довольно существенное отставание «спартачей» от «Зенита» в этой соцсети.

Другие клубы имеют гораздо меньше подписчиков, чем эти три команды. «Локомотив» и «Рубин», в распоряжении которых целые отделы пиарщиков, ведущих качественно свою работу, уступают почти в три раза лидерам этого «хит-парада». У казанцев выделим хороший показатель подписантов на «Ютюб», это во многом связано с «РубинТВ», который делает шикарные видео, а москвичи упор делают на «Инстаграм», видимо уповая на интерес московских болельщиц.

Совсем на плохом уровне работа ведется в трех клубах, двое из которых идут на нижних строчках турнирной таблицы. «Уфа», «Арсенал» и «Оренбург» в пяти самых популярных соцсетях имеют меньше 100 тысяч подписчиков, что естественно не делает чести этим клубам. Представители их маркетингового отдела особо плохо работают на мировой рынок. На страницах двух клубов в «Фейсбук» подписаны чуть больше тысячи человек, а «Арсенал» и вовсе не стал заморачиваться с регистрацией в этой соцсети. В целом, такой низкий показатель я связываю прежде всего с тем, что эти команды располагаются в провинции, где люди не очень активны на таких сайтах.

В целом работа по социальным сетям ведется всеми клубами и это вполне разумно. Бесплатные средства продвижения бренда активно используются по всему миру. Кстати, количество подписок на официальной странице «Реал Мадрид» в «Инстаграм» — 38,8 млн — в шесть раз превышает общее количество подписчиков всех наших команд во всех пяти популярных соцсетях (6 млн 871 тысяча)… Эта разница показывает нам, что наши клубы работают преимущественно лишь на внутренний рынок, выстраивая работу только с российским потребителем. Это выглядит справедливо, у нашей страны численность населения почти на 100 миллионов больше, чем в той же самой Испании. Однако, с другой стороны, соцсети отчетливо дают понять, насколько выгодно выйти на международный уровень, если иметь правильно выстроенную систему привлечения иностранных пользователей интернетом.

Работа с болельщиками. Чем занимались клубы в перерыве на игры сборных

Несмотря на постоянные высказывания клубов об активной работе с болельщиками, этот перерыв, связанный с играми сборных, получился очень скучным на события, прежде всего, больших команд. По некоторым командам даже задаешься вопросом, а для народа ли ведут они свои страницы в соцсетях и вообще играют в футбол. Особо циничным показался лично для меня «Локомотив», который в последнее время больше всех кричал о развитии отношений с болельщиками. Когда у команды непростые времена, то настроение может поднять парочка интересных, социальнонаправленных мероприятий с участием клуба. Но «железнодорожники» проигнорировали эти «выходные дни» и предпочли сосредоточиться исключительно на себе.

А вот казанский «Рубин», наоборот, активно набирал «лайки» со стороны своих фанатов, словно извиняясь за неутешительное начало в чемпионате. Во-первых, «рубиновцы» продолжили традицию встречаться с представителями вузов, что несколько лет назад было очень популярно в городе. Во-вторых, клуб проводил интересные мероприятия, такие как тестирование Рифатом Жемалетдиновым и Максимом Канунниковым нового футбольного стимулятора. Кроме того, футболисты Бергстрем и Ахметов поучаствовали в снятии видео под названием «Мяч», суть которого заключалась в чеканке мяча и показе своего футбольного мастерства. Наконец, вчера мы взяли эксклюзивное интервью у Сергея Рыжикова, которое вы скоро прочтете на сайте «Реального времени». За этот перерыв на матчи сборных маркетинговому отделу «Рубина» смело ставим «отлично». Осталось защитить эти успехи и на футбольном поле в матче Волжского дерби против самарских «Крыльев».

Конкурс по чеканке мяча запустили и ростовские коллеги казанцев, но здесь «набивать» и снимать видео должны болельщики, а не футболисты. Эта акция пошла довольно активно, ведь билеты на матчи «Ростова» в городе ценятся на вес золота. Подобные конкурсы провели еще несколько клубов Премьер лиги. Так, «Спартак» и «Зенит» объявили о розыгрыше пяти билетов на ближайший матч своей команды, победителю надо лишь нарисовать наиболее красочный баннер болельщика. Два клуба организовали для своих фанатов встречи с футболистами. В этом деле вновь отличился «Зенит», а также ЦСКА, которые организовали автограф-сессии с Фернандесом и Головиным.

Вообще, в этот перерыв наиболее хорошо поработали провинциальные клубы. Особенно отличился «Урал», игроки которого в день учителя пошли в школу и организовали проведение уроков физкультуры. Кроме этого, клуб Григория Иванова пригласила на тренировку своих болельщиков, которые наградили Романа Павлюченко призом как «лучшего игрока сентября». Грозненский «Терек» организовал встречу с защитником клуба Родолфо в знаменитом бойцовском клубе «Ахмат», где был проведен очередной показательный бой, только «Матч ТВ» не было… Кроме того, представитель «Уфы» стал победителем в международном киберспортивном турнире, что пока редко встречается у нас, но широко распространено среди мировых футбольных грандов.

В целом клубные отделы по привлечению болельщиков и маркетинговые службы работают не очень здорово. Единственными кто идет на уровне европейских команд являются московский «Спартак» и питерский «Зенит», которые и по посещаемости делят между собой первые строчки. Связано ли это с работой специализированных отделов или это исключительно игровые причины — непонятно, но анализ данных показывает, что увеличение поддержки на трибунах тесным образом сопровождается укреплением подписной базы в соцсетях и количеством программ лояльности.

Предстоящий год в нашем футболе станет решающим. Мы принимаем Кубок конфедераций, а затем и чемпионат мира. На каком уровне поддержки пройдут эти матчи, зависит только от нас, но если клубы не будут работать над привлекательностью походов на стадион, то ничего хорошего не выйдет.

Зульфат Шафигуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Спорт

Новости партнеров