Адмиралтейскую слободу хотят застроить современными ЖК и музеями после очистки «зловонной речушки»
Последний вариант проекта представил один из его идеологов Александр Дембич
На еженедельном «Архитектурном завтраке» в «Штабе» казанские градостроители рассказали о запланированной реконструкции Адмиралтейской слободы. По мнению специалистов, оживить эту часть города, заманив туда средний класс и местный бизнес, может активное строительство жилья. Новые ЖК в Адмиралтейской слободе появятся на месте закрытой ленто-прядильной фабрики и бывшей территории КВЗ. Также возведением жилых комплексов планирует заняться «Сувар», владеющий складским комплексом в слободе, и «Татфондбанк», в собственности которого находится территория бывшего завода медаппаратуры.
Запущенное состояние слободы сыграло на руку градостроителям
Главным спикером на «Архитектурном завтраке» в «Штабе», посвященном реконструкции Адмиралтейской слободы, стал известный казанский градостроитель Александр Дембич, который прежде чем приступить к детальному описанию проекта, провел краткий экскурс в историю этой части Казани.
Конечно же, в первую очередь, речь зашла о том, что Адмиралтейская слобода в свое время представляла из себя полноценный кораблестроительный завод, обладающий огромной инфраструктурой: ткацкие, канатные, сталелитейные, пороховые фабрики. Огромное количество производств собирало вокруг себя лучших инженеров и ученых. По словам градостроителя, промышленность в «Адмиралтейке» процветала вплоть до 90-х годов XX века, однако после глобальных перемен в стране слобода постепенно пришла в запустение. Она находится в крайне плачевном состоянии и по сей день, но Дембич уверен, что это лишь сыграет на руку градостроителям, которые будут реконструировать слободу, так как ее невостребованность среди строительных компаний позволила избежать сноса множества интересных исторических объектов.
Дембич уверен, что одним из основных препятствий для прихода инвесторов было состояние старого русла Казанки. Не стесняясь в выражениях, градостроитель сообщил, что сейчас русло представляет из себя «замусоренную, зловонную сточную канаву».
— В преддверии 300-летия Петровской верфи будут восстанавливаться некоторые объекты, так что было принято решение, что надо очистить старое русло. Правительство республики договорилось с правительством Российской Федерации, и нам выделили средства на экологическую очистку старого русла Казанки. В общей сложности это 400 млн рублей. В этом году уже 38 млн рублей будет освоено. И сейчас в нижней части русла идет работа: срезали кустарник, которым обросли берега, и чистят русло. В следующем году ожидается выделение порядка 100—150 млн. рублей, а в 2018 году оно окончательно будет очищено, — рассказал Александр Дембич.
«Маяки» для судов и бюджетный вариант «Корстона»
Сейчас население Адмиралтейской слободы составляет около 9 тыс. человек, что несомненно мало для территории таких размеров. При этом основная часть жителей — это люди пенсионного возраста. Молодые же предпочитают перебираться подальше от этого района. Александр Дембич уверен, что для того, чтобы оживить слободу, необходимо взяться за строительство нового жилья и создание инфраструктуры, что, несомненно, привлечет в «Адмиралтейку» средний класс и местный бизнес.
Ключом к развитию Адмиралтейской слободы является большой городской парк, общая площадь которого превышает 80 Га. По словам градостроителя, когда вместо «зловонной речушки» (старого русла Казанки, — прим. ред.) появится чистая проточная вода, по обеим сторонам которой расположится ухоженный парк, собственники земельных участков заинтересуются освоением территории. Дембич уточняет, что построить такой парк за бюджетные деньги слишком дорого и сложно, поэтому есть идея воспользоваться частно-государственным партнерством.
Один из новых ЖК может появиться на территории бывшей ленто-прядильной фабрики — инвестор уже приобрел землю, и часть цехов он планирует использовать под досугово-развлекательный центр. Еще один интересный объект — это льнокомбинат, который пока занят арт-резиденцией. Собственники планируют создать там многофункциональный центр с жильем гостиничного типа, выставочными залами и ресторанами. Александр Дембич заметил, что оба собственника готовы заняться обустройством территорий, прилегающих к их владениям.
Другой собственник, «Сувар,» имеет в слободе большой складской комплекс, на месте которого планируется построить среднеэтажное жилье. Взамен компания готова создать в парке детскую игровую зону, а также обустроить фрагмент берега вдоль реки.
«Татфондбанк», которому принадлежит территория бывшего завода медаппаратуры, пока не спешит реализовывать свои планы по строительству жилых домов и развлекательных объектов в слободе, однако Дембич надеется, что после расчистки старого русла Казанки дело сдвинется с мертвой точки. Отметим, что взамен инвестор, как и «Сувар», готов заняться обустройством небольшой части берега.
Еще один жилой комплекс с высотными домами (до 30 этажей) может появиться недалеко от Петровской верфи. По словам Александра Дембича, из ЖК будет открываться прекрасный вид, и вместе с тем новые дома станут своеобразным маяком для судов.
Последний объект — это Петрушкин двор, на территории которого сейчас работает небольшой торговый центр. Градостроители считают, что его можно превратить в конференц-отель, который будет вполне успешным, несмотря на присутствие в Казани таких «гигантов», как «Корстон» и «Ривьера». Секрет успеха прост — скромный ценник.
По Волге пойдут старинные корабли?
Также градостроители озабочены привлечением туристов в Адмиралтейскую слободу. Одной из значимых точек притяжения является старинный Зилантов монастырь. Как сообщил Александр Дембич, огромное количество туристов желает посетить это место, однако не все турфирмы готовы включать Зилантов монастырь в свои маршруты. Дело в том, что прежде, чем попасть на объект, гостей приходится провозить мимо крайне депрессивных пейзажей.
Вторая туристическая точка — это музейный комплекс Петровская верфь. Нацмузей уже разработал музейную экспозицию, и ее главным элементом должно стать воссоздание процесса строительства судов начала XVIII века. Помимо этого есть идея разместить рядом с музейным комплексом реально функционирующую верфь, которая бы занималась строительством действующих исторических судов. К слову, энтузиасты, готовые реализовать эту идею, уже нашлись и пока дожидаются своего часа.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.