Имам-хатыб из Финляндии: «Община приросла невестами из Татарстана»

Почему уменьшается татарская диаспора в Финляндии? Где делают «финскую» халяльную еду? Насколько активна радикальная ячейка в этой стране? Имам-хатыб мусульманской общины Финляндии Рамиль Беляев постарался дать ответы на эти и многие другие вопросы специально для читателей «Реального времени».

Как появились финские татары?

— Рамиль хазрат, скажите, насколько крупная в Финляндии татарская община?

Она небольшая: количество людей составляет всего лишь около 600 человек. Когда татары переехали в Финляндию (это было в начале прошлого века), то максимальная численность общины составляла примерно тысячу человек.

— Чем же вызвано такое сокращение численности?

— Дело в том, что рождаемость в последние лет 10—20, а то и 30 была не такой активной, как это было раньше. Ситуация в последние 10 лет складывается таким образом, что когда умирает около 10—15 человек, рождаются примерно два-три ребенка. Такая проблема реально существует. Руководство общины уделяет большое внимание решению этого вопроса.

— Насколько тесны связи финских татар с татарстанскими?

Связи татар Финляндии с Татарстаном начали складываться с конца 60-х годов прошлого века. Тогда в Хельсинки в первый раз приехали татарские артисты. С этого времени до сегодняшнего дня поддерживается тесная связь. Вообще, контакт налажен на самом высоком уровне: руководители республики трижды посещали татарскую общину в Финляндии. Первый визит состоялся в 1999 году, когда в общину приезжал Минтимер Шаймиев. Рустам Минниханов дважды посетил общину.

«Контакт налажен на самом высоком уровне: руководители республики трижды посещали татарскую общину в Финляндии. Первый визит состоялся в 1999 году, когда в общину приезжал Минтимер Шаймиев. Рустам Минниханов дважды посетил общину». Фото prav.tatarstan.ru

— А, собственно, как татары оказались в Финляндии?

Если говорить вкратце, то можно начать с того, что татары Нижегородской губернии, которые вели торговые дела в Петербурге в начале XlX века, как и многие представители этого класса, искали новые возможности. Когда Финляндия стала частью Российской империи, татары очень сильно заинтересовались этим регионом, тем более, что княжеству были предоставлены широкие полномочия. Впервые татары отправились в Финляндию в 1860-е годы. В 1870 году окончательно завершились работы над строительством железной дороги между Хельсинки и Петербургом, и это дало возможность путешествовать беспрепятственно.

К началу XX века в Финляндии образовалась небольшая община. Следует отметить, что к этому моменту военные татары уже создали там базу для ведения религиозно-культурной деятельности. К началу революционных перемен в России в Финляндии уже проживало несколько семей, которые имели свои магазины. Они таким образом смогли развить свой бизнес. Когда начались глобальные перемены, связанные с революцией 1917 года и отделением Финляндии, татары решили остаться в этой новой стране. Они призвали своих родных, знакомых, друзей последовать их примеру. Процесс переселения завершился примерно к началу Советско-Финской войны.

— Увеличилось ли количество татар после развала Советского Союза?

Община приросла невестами из России, в основном, из Татарстана. На сегодняшний день община в точности не знает, сколько вновь прибывших татар живут на территории Финляндии, так как зачастую эти татары плохо владеют родным языком.

«Татарских приходов два, а если брать полностью мусульманские, то их очень много. Сейчас на территории Финляндии проживает порядка 80 тысяч мусульман, и их количество продолжает расти из-за притока беженцев». На фото dumrf.ru мечеть в финском городе Ярвенпяя

Радикальные течения в Финляндии и крупнейшие диаспоры

— Много ли мусульманских приходов в Финляндии?

— Татарских приходов два, а если брать полностью мусульманские, то их очень много. Сейчас на территории Финляндии проживает порядка 80 тысяч мусульман, и их количество продолжает расти из-за притока беженцев, которые, к слову, подают на воссоединение семьи — приглашают своих жен, детей. Через лет 10—15 количество мусульман на территории Финляндии может увеличиться до 100—120 тысяч человек. Если говорить о количестве мусульманских организаций, которые имеются в Финляндии, то они исчисляются несколькими десятками.

Самая большая диаспора сомалийцев, потом идут турки, арабы, боснийцы, мусульмане из Косово, также есть большая диаспора курдов, появилась диаспора уйгур из Китая…

— Есть ли в вашей стране радикальные течения? Многие ли подались в ИГИЛ (запрещенная в России организация. — прим. ред.)?

Лично я с какими-либо проявлениями экстремизма или радикализма не сталкивался. Могу отметить, что мусульман все-таки в большинстве своем представляют беженцы, а их волнуют совершенно другие вопросы — это интеграция, изучение языка, нахождение своего места в новой стране. Все-таки новая страна — это чужой язык, чужая культура, чужая религия. Это очень большой процесс, который занимает огромное количество времени. Некоторое время назад финская пресса писала о нескольких гражданах, выехавших на подконтрольные ИГИЛ территории.

— Не так давно случился крайне неприятный инцидент: финские власти отобрали у россиянки троих детей, обосновывая это тем, что женщина в воспитательных целях шлепнула своего ребенка...

Знаете, я хорошо знаком с финской системой и могу совершенно точно сказать, что без веских причин детей из семей не забирают. Сначала подается сигнал о том, что есть какая-то проблемная семья, в которой что-то происходит. Ее берут на контроль — встречаются, разговаривают. Если на этом этапе проблема не решается, тогда вводится более усиленный контроль, в частности, привлекают психологов. Когда отбирают ребенка — это самая крайняя мера, к которой прибегают, если есть реальная угроза для его здоровья: как физического, так и психического. Причем, нет никакой разницы какой национальный состав у этой семьи, и какую религию она исповедует — ко всем абсолютно одинаковое отношение.

Скорее всего, проблема здесь не решилась на первых двух этапах, и в конце концов власти пришли к такому решению. Вообще, на мой взгляд, этот вопрос намеренно был раздут в российских СМИ.

«На территории столичного региона Финляндии порядка 20 магазинов предлагают мясную продукцию халяль — некоторые животные забиты в Финляндии, часть мяса привозная — Латвия очень активна, Новая Зеландия. Также очень много колбасной продукции привозится из Швеции». Фото ufavesti.ru

«Халяльные яйца и халяльная «Кока-кола» — это спекуляция чистой воды»

— Как в Финляндии решается вопрос с халяльной продукцией?

Этот вопрос в Финляндии решался частным способом, то есть татары сами ходили на бойни и резали животных с упоминанием соответствующей формулировки. Но вопрос о массовой халяльной продукции стал более актуальным с начала 2000-х годов из-за увеличения численности мусульман. Требовались специализированные магазины. Один из первых магазинов, торговавших свежим мясом, открылся в Хельсинки в начале 2000-х, в районе Серняйнен .

А современное состояние халяльного бизнеса очень положительное. Там уже есть большая конкуренция — ниша заполнена и даже перенасыщена. На территории столичного региона Финляндии порядка 20 магазинов предлагают мясную продукцию халяль — некоторые животные забиты в Финляндии, часть мяса привозная — Латвия очень активна, Новая Зеландия. Также очень много колбасной продукции привозится из Швеции. Были даже попытки самим делать халяльную продукцию такого плана, но они отклика не нашли. На высоком уровне об этом думали, но отказались от этой идеи, потому что покупать быстрее и дешевле.

Ассортимент действительно широкий: начиная от халяльных сосисок, заканчивая какими-нибудь замороженными изделиями.

— А продукты из разряда халяльной кока-колы распространены?

— Это спекуляция чистой воды и маркетинговый ход. Я видел в Петербурге халяльные яйца… Я к этому очень скептически отношусь, нельзя перегибать.

Лина Саримова

Новости партнеров