Павел Шмаков: «Финны действительно относятся к русским предвзято, но на это есть причины»

Известный российский и финский педагог рассуждает о российских родителях и отнимаемых у них властями Финляндии детях

На минувшей неделе стало известно, что 5 сентября в Финляндии в очередной раз ювенальные органы отняли у россиянки детей, после чего отдали их в приют. Речь идет о случае в городе Сейняйоки в провинции Южная Остроботния, где временно работает россиянка Виктория Медведева. Как сообщил финский правозащитник Йохан Бекмен, социальные службы отняли у нее троих детей — двух девочек 5 и 10 лет, а также мальчика 5 лет в связи с тем, что она якобы отшлепала одного из детей. Известный российский и финский педагог, директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков в своей авторской колонке «Реального времени» разбирает ситуацию.

«В Финляндии действительно о детях заботятся больше, но по-своему, по-фински»

В России совершенно другой менталитет, нежели в Финляндии. Есть такая очень любопытная вещь: туда едут чаще всего женщины, я скажу сейчас красивую фразу, которая на самом деле справедлива — во имя детей, потому что детям там лучше, о них заботятся и так далее. Но они едут туда, оставаясь при этом русскими, то есть сохраняя свой российский менталитет, что, в общем-то, тоже достаточно естественно. В итоге происходит противоречие: в Финляндии действительно о детях заботятся больше, но по-своему, по-фински. Это означает, что права ребенка для Финского государства не менее значимы, чем права родителей. У нас в России пока дети маленькие — мама всегда права.

Приведем пример: если ребенок побежит на красный свет светофора, нормальная российская мама, если ребенок маленький, не просто его остановит, но еще и нашлепает его по заднему месту, чтобы запомнил: нечего бегать на красный свет. Нормальная финнка, увидев такую реакцию русской матери, немедленно позвонит в полицию, потому что ребенка нельзя бить никогда, ни при каких условиях. Твое дело — воспитывать ребенка дома. Воспитывай столько, сколько надо, а если не смогла воспитать, то неси за это ответственность.

Поэтому когда российские мамы приезжают в Финляндию и пытаются воспитывать там детей российскими методами, вынося это на публику, происходят подобные вещи. Для русской мамы нет ничего страшного в том, чтобы шлепнуть ребенка, когда он однозначно не прав.

В новости об этом случае написано, что они бывали уже неоднократно, и примером тому является другой случай, произошедший год назад. Я пошел по этой ссылке и посмотрел. Там произошла очень понятная вещь: мама со своим «другом» пила на кухне, через некоторое время между ними произошла ссора и «друг» начал бить эту женщину. Понятно, что это за друг, которого ты приглашаешь домой при детях в вечернее время. Дело дошло до того, что она была вынуждена вызвать полицию. Ее от этого «друга», конечно, защитили, но при этом признали, что с детьми она обращается плохо, то есть она при них пьет.

Мне эта ситуация совершенно понятна. Просто мы в России привыкли не доверять нашей полиции. Здесь, если что-то случится, мы привыкли доверять своим друзьям. Проще соседа позвать, чем полицию — Бог знает, чем обернется общение с нашими полицейскими. А они доверяют своей полиции, и вот после того, как она сказала, что там пьянка и маленькие дети, у нас ничего бы не произошло — просто бы пожурили. А там забрали детей. Я не говорю, что они стопроцентно правы, я говорю о том, что в рамках своего менталитета они однозначно правы. Они считают, что ребенок — это что-то светлое и высокое, права которого не должны нарушаться ни в каких случаях, даже если ребенок маленький.

Я живу в Финляндии уже 16 лет: 11 лет я жил безвыездно и последние 5 лет я работаю в России, и каждые два месяца на несколько недель езжу к своим детям. Старшая учится в моей школе и ездит вместе со мной, средняя сейчас начала учиться в двух школах, а младшая ходит там только в первый класс

«Финны действительно относятся к русским предвзято, но на это есть причины»

Коротко ситуация такова: финны действительно относятся к русским предвзято, но на это есть причины. Я живу в Финляндии уже 16 лет: 11 лет я жил безвыездно и последние 5 лет я работаю в России, и каждые два месяца на несколько недель езжу к своим детям. Старшая учится в моей школе и ездит вместе со мной, средняя сейчас начала учиться в двух школах, а младшая ходит там только в первый класс.

Поэтому я хорошо замечаю такие вещи: во всех магазинах недалеко от границы есть объявления, что установлено видеонаблюдение. Объявления только на русском языке. Понятно, почему так происходит — наши воруют, и это правда. Люди, которые приезжают туда, обычно чуть богаче среднего россиянина, который не может уехать, но в то же время если что-то плохо лежит, они пользуются этим и воруют.

У русских, как и у любой нации, есть достоинства и недостатки. Среди достоинств — что у нас широкая душа, что в 12 ночи мы придем к соседу, если ему нужно помочь. Рубаха-парень — это по-русски. С другой стороны, мы пьем, воруем, матом ругаемся. Это же правда. И некоторые вещи, которые приходят в противоречие с финским менталитетом, они в Финляндии жестко пресекаются. Мне кажется нормальным, когда мы критикуем что-то происходящее в Финляндии с финнами. То есть мы живем в России, нам что-то не нравится и мы говорим, что там плохо. А они говорят, что это у нас плохо. Но когда наши русские мамы бросают свою родину и едут туда, где детям лучше, а потом ругаются, что их наказывают за то, что они бьют своих детей… Мне кажется, это не хорошо.

«О ситуации с этой женщиной сообщил финский правозащитник Йохан Бекман это человек неоднозначный и сложный. С одной стороны, он защищает русских, а с другой стороны, я неоднократно видел, что он явно сгущает краски». Фото mtv.fi

«В данном случае финны правы, но они правы в своей стране»

О ситуации с этой женщиной сообщил финский правозащитник Йохан Бекман — это человек неоднозначный и сложный. С одной стороны, он защищает русских, а с другой стороны, я неоднократно видел, что он явно сгущает краски. В СМИ написана следующая его фраза: у Виктории — якобы больные дети, и они не получают должного медицинского обслуживания. Это однозначно бред! В Финляндии медицинская помощь стоит на необычайно высоком уровне. Финляндия и Израиль — это два государства, максимально продвинутые в лечении рака, например. Там реально на ранних стадиях лечат рак, и люди не умирают.

Во всех приютах ситуация обстоит так, что там блестящее медицинское обслуживание. Разумеется, там нет материнского тепла. Но фактически там есть все, что может дать государство.

Так получилось, что у меня была следующая история. Старшую свою дочку я воспитывал один с 10 месяцев. Мы расстались со своей предыдущей женой, которая была наполовину финнка, наполовину русская, и ребенка оставили мне. Когда все это только начиналось — жена меня немного побила, я ушел со своей дочкой и провел ночь в приюте. Там были только женщины и я — один мужчина, который не бьет женщин, но был побит. Я был воспитан своей мамой так, что на женщин никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя поднимать руку. Мы переночевали в этом приюте, и я помню, какое там питание, медицинское обслуживание и какое там отношение к детям. Разумеется, нет материнского тепла. Это да. Но все остальное там на высшем уровне.

Поэтому здесь все очень сложно. Я считаю, ювенальная юстиция, которая есть в Финляндии, для России не подходит однозначно. Но для Финляндии это совершенно нормально и правильно.

Сам я к физическим наказаниям отношусь однозначно отрицательно. И в данном случае финны правы, но они правы в своей стране. И я понимаю наших российских мам, потому что они так выросли. У нас был «Домострой», другие правила игры. Но я сам так никогда не сделаю. И хочу, чтобы мои дети, когда вырастут, тоже так никогда не делали. При этом я люблю и уважаю свою страну. Там другие традиции и мне приходится их уважать при всем при том, что я с ними не согласен. Это как закон: мне могут некоторые законы не нравиться, но я их обязан соблюдать. То есть мне кажется смешным стоять на красный свет, когда на два километра в обе стороны на деревенской дороге нет ни одной машины, но я стою. Хотя и считаю это глупым.

Павел Шмаков

Новости партнеров