Алмаз Ахметшин: «Когда предложили возглавить инженерный центр «Генкомпании», согласился, не раздумывая»

Один из ключевых членов команды Ирека Файзуллина рассказал о том, почему ушел из минстроя

Алмаз Ахметшин: «Когда предложили возглавить инженерный центр «Генкомпании», согласился, не раздумывая»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Алмаз Ахметшин, один из ключевых членов команды главы минстроя РТ Ирека Файзуллина, покинул министерство и перешел в структуры Генерирующей компании. В своем интервью «Реальному времени» руководитель инженерного центра «Энергопрогресс» (филиал «Татэнерго») объясняет, почему ему близка энергетика.

«Когда поступило предложение возглавить инженерный центр «Энергопрогресс», согласился, не раздумывая»

— Это, наверное, одно из первых интервью с тех пор, как вы получили новую должность. Расскажите, почему вы решили покинуть министерство строительства?

— Покинуть, наверное, не совсем правильное слово. Люди, которые работают на госслужбе, должны быть готовы по команде перейти на новое место. Конечно, за время работы в министерстве был проведен огромный объем работы. Мне повезло поработать в период, когда проходила подготовка и проведение таких значимых мероприятий, как Всемирная Универсиада и чемпионат мира по водным видам спорта. Помимо строительства объектов, работа проводилась одновременно в нескольких направлениях под руководством президента республики. Это огромный опыт и моральное удовлетворение от работы в такой команде.

Когда поступило предложение возглавить инженерный центр «Энергопрогресс» и на его базе развить инжиниринговую компанию, я согласился, не раздумывая. Это новые вызовы, новые объемы, это интересно. И сегодня я очень рад, что сделал этот выбор. Здесь большой коллектив с устоявшимися традициями, большие задачи, которые стоят перед компанией. Возглавить ее в такой период, когда перед энергетикой стоит задача модернизации, — это большая честь. Необходимо отметить, что коллектив очень профессиональный: практически все работники с высшим образованием, в том числе 11 кандидатов наук, в ближайшее время один из наших сотрудников планирует защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. Работа в такой команде почетна и ответственна, но и налагает определенные обязательства, прежде всего, перед самим собой. И я уверен, что этот коллектив еще скажет свое слово.

Как я уже сказал, перед компанией стоит задача развития инжиниринговой составляющей, и в настоящее время в этом направлении проводится большая работа. Создано управление проектирования, которое на сегодняшний день ведет обширную деятельность по проектированию объектов тепло-, электро- и газоснабжения. Несмотря на свою немногочисленность по сравнению с коллегами «по цеху» в других отраслях, например, строительной, мы активно наращиваем эту компетенцию. Надо понимать, что проектировщик — товар штучный, тем более в такой специфичной отрасли, как энергетика. Здесь мы тесно сотрудничаем как с опытными специалистами, так и растим свои молодые кадры.

То же самое можно сказать и о строительстве. Один из главных объектов — строительство нового энергоблока на Казанской ТЭЦ1 общей установленной мощностью 230 МВт. Для этого мы привлекаем высококвалифицированных, проверенных большой стройкой специалистов. Проект возглавляет Юрий Михайлович Стрелков — опытный специалист, принимавший участие в строительстве крупных объектов энергетики по всей России. Начальников служб мы также привлекали из различных регионов РФ, в том числе из числа специалистов, участвовавших в строительстве таких крупных объектов, как «Танеко». В этом составе мы и дальше будем реализовывать новые проекты, выходить и на другие рынки, в смежных отраслях.

— И все-таки расскажите немного о себе: чем вы занимались до прихода в министерство, как пришли на этот пост?

— Закончил школу, поступил учиться в вуз на строителя, но с нашего курса начали забирать в армию всех студентов. Служил я командиром отделения энергообеспечения зенитно-ракетного дивизиона. Когда я увольнялся из армии, начальник службы энергообеспечения полка вручил мне в качестве большой награды удостоверение на допуск к работе в электроустановках напряжением выше тысячи вольт. Тогда я подумал: «Зачем мне это?», я ведь собирался стать инженером в строительной отрасли. Это было 30 лет назад. Сейчас я понимаю, что тогда закладывалось мое назначение в энергетики (смеется).

«Где бы я ни работал: и в экологии, и в ЖКХ, и в энергетике — моя деятельность всегда была связана со строительством». Фото Романа Хасаева

Уже после армии я окончил Казанский инженерно-строительный институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство», получил квалификацию инженера-строителя. Работал мастером, прорабом, начальником участка, был главным архитектором города Нурлата и Нурлатского района. Затем были строительный трест, производственное объединение ЖКХ республики. Сфера деятельности была та же, что и сейчас — и эксплуатация, и строительство. Мы являлись заказчиком по строительству всех объектов для ЖКХ: водозаборов, сетей водоснабжения, канализаций, очистных сооружений и т. д. — довольно трудоемких объектов со сложной инженерией.

Далее я продолжил деятельность в министерстве экологии, где также возглавил направление строительства. Работа была связана со строительством полигонов твердых бытовых отходов и мусоросортировочных линий, гидротехнических сооружений, с берегоукреплением. Также мы тесно сотрудничали с федеральным агентством водных ресурсов, защитили довольно много значимых проектов, которые были реализованы позже, в том числе по укреплению берегов реки Волги у Болгар и Свияжска, реки Казанки.

В ноябре 2010 года, в ходе подготовки к Универсиаде, меня пригласили в министерство строительства заместителем министра по строительству. Несмотря на высокие темпы подготовки к Универсиаде, работа не прекращалась и в рамках других программ — жилищного строительства, реализации проектов социального назначения и др.

Таким образом, где бы я ни работал: и в экологии, и в ЖКХ, и в энергетике — моя деятельность всегда была связана со строительством.

С новым проектом в «Алабугу»

— Возвращаясь к нынешним реалиям, в чем вы видите задачи инженерного центра, и на чем он будет зарабатывать?

— Рассматривая инженерный центр, говорить лишь о заработке неправильно. Перед нами стоит задача быть авангардом, вносить новые идеи и технологии. И для этого необязательно развивать все направления внутри компании. В отличие от многих конкурентов, специализирующихся на узкой задаче, «Энергопрогресс» отличается комплексным подходом к решению задач. Но и здесь, если это того потребует, мы можем привлекать наших партнеров, не развивая компетенцию у себя. К примеру, на открытии нового офисного здания совместно с нашими партнерами мы презентовали уникальную передвижную испытательную лабораторию, которая позволяет осуществлять комплекс работ по диагностике кабелей.

Мы также работаем с Энергоуниверситетом — нам повезло, что в Казани есть такой сильный коллектив. У нас уже есть совместные разработки, например, стенд для испытания различных видов опор. Такая схема сотрудничества позволяет реализовать полный цикл инжиниринга: от разработки идеи до ее воплощения через проектирование, строительство, с последующим сервисом.

— Вы говорили, что планируете выход и на другие отрасли…

— Мы не нацелены на работу только в энергетической отрасли. Как инжиниринговая компания, мы готовы к строительству любого промышленного объекта. Кстати, мировой опыт показывает, что 80% инжиниринговых компаний начинали свою деятельность в энергетике, а потом «переключались» и на другие отрасли: нефтепереработку, нефтехимию и т. д.

Есть мысли реализовать что-нибудь в других направлениях. С учетом того, как активно развивается территория, это могла бы быть, например, ОЭЗ «Алабуга».

— А в другие регионы идти планируете?

— Мы уже работаем там. Наши специалисты работают в Башкирии, в Нижегородской и Пермской областях, в Архангельске и т. д. Есть, кстати, опыт работы и за рубежом.

За консультацией в нашу химическую службу, возглавляемую Людмилой Михайловной Игнариной, можно сказать, в очереди стоят. Служба не только обеспечивает водно-химический режим оборудования, но и приносит существенный экономический эффект. К примеру, работы, проведенные в рамках программы импортозамещения в филиалах ОАО «Генерирующая компания» и ОАО «ТГК-16», позволили сократить ежегодные затраты на водоподготовку в два–три раза.

В наши лаборатории стекаются на анализ масла со всего Поволжья. Наши специалисты раскладывают их по 21 параметру, чтобы выявить, какие неполадки в оборудовании нужно вовремя устранить, чтобы обеспечить безаварийную работу объектов.

Всего в центре действуют 15 специализированных лабораторий по различным направлениям: электролаборатория, металлов и сварки, метрологии. Руководители этих служб — начальник службы метрологии М. З. Загидуллин, начальник службы металлов и сварки В. Д. Медведев и другие на протяжении долгих лет возглавляют свои направления и стали надежным тылом для наших заказчиков.

«Альтернативную и традиционную энергетику сравнивают с велосипедом и большим грузовиком»

— В последние годы происходит сокращение финансирования программ энергосбережения. На ваш взгляд, это правильно?

— Может быть, это и правильно: если программу постоянно финансировать, то энергосбережения, как такового, и нет. Я считаю, что на сегодняшний день программа многому способствовала, указав, в первую очередь, основной вектор движения. Дальнейшее ее поддержание зависит, в том числе и от самих субъектов экономики: от промышленных предприятий, от граждан.

Нужно сказать, тема энергосбережения будет актуальной всегда, просто параметры и критерии будут меняться. На любом этапе развития человечества были свои программы сбережения энергии: экономили дрова, уголь, газ. При этом появляются новые вопросы. Вот только один пример. В Германии фермеры используют ветровую и солнечную энергию, но в какой-то момент она становится ненужной, например, ночью. Куда ее девать? Государство приняло решение, что энергосистема должна закупать электроэнергию у каждого производителя, несмотря на объем производимой энергии. Таким образом, страны, которые по своему развитию опережают другие, также продолжают решать эти вопросы, только уже на другом уровне.

И решить эти вопросы в один момент невозможно. Не зря альтернативную и традиционную энергетику сравнивают с велосипедом и большим грузовиком. На велосипеде удобно прокатиться, да и выбросов в атмосферу никаких. Но как только нужно привезти какое-либо оборудование, заказывают привычные всем грузовики. Тоже можно сказать и об энергетике: крупные промышленные предприятия на сегодняшний день не могут позволить себе полное энергообеспечение от альтернативных источников.

Гуландам Зарипова, фото предоставлены инженерным центром «Энергопрогресс»

Новости партнеров