Сакина Шаймиева, «В тени Минтимера»: «Избрание мужа президентом я восприняла спокойно, без лишних эмоций»

Сакина Шаймиева, «В тени Минтимера»: «Избрание мужа президентом я восприняла спокойно, без лишних эмоций»
Фото: realnoevremya.ru/Михаил Козловский

Редакция «Реального времени» на своих страницах публикует выдержки из переизданной на днях Татарским книжным издательством работы супруги первого президента и госсоветника РТ, Сакины-ханум Шаймиевой «В тени Минтимера». Сегодня рассказ об избрании Минтимера Шаймиева президентом РТ.

Карьера мужа

Тем временем карьера мужа успешно развивалась. Я была уверена, что какие бы высокие должности Минтимер ни занимал, он всегда с этим справится. И все же, когда его назначили министром мелиорации и водного хозяйства, это стало для меня шоком. Во-первых, ему тогда было всего 32 года. А в моем представлении министр должен быть пожилым и солидным, в возрасте порядка 50—60 лет.

И действительно, при утверждении на эту должность вновь возник вопрос о его молодости. Из Москвы позвонили в обком партии, спросили, не слишком ли он молод, да и не имеет специального образования для этой должности. Но к тому времени у Минтимера уже был опыт успешно работающего хозяйственника. Сам факт награждения его орденом Ленина красноречиво говорил об этом. Я думаю, что это обстоятельство тоже способствовало тому, что Минтимер был утвержден министром мелиорации и водного хозяйства ТАССР. Он долго проработал на этой должности, добился небывалых для того времени результатов. Муж всегда умеет и любит работать, применяя при этом новые и неординарные методы. Можно считать это и недостатком, и достоинством, но он всегда очень много работает. В молодости его рабочий день был по 16—17 часов. И сейчас он работает по 11—12 часов в сутки. Даже в выходные дни работает с документами.

Работая в министерстве мелиорации и водного хозяйства, Минтимер Шарипович поднял отрасль, сделал ее образцовой. Через пять лет его уже знали в Союзе. А через десять лет работы показатели по нашей республике превысили аналогичные данные самых крупных регионов страны.

За 13 лет, которые Минтимер Шарипович проработал министром, я несколько раз выезжала с ним для участия во всесоюзных семинарах-совещаниях. К нему всегда подходили другие министры, мужчины солидного возраста и немалого опыта, и спрашивали, как это у него так хорошо получается. Запомнилась поездка в Ташкент. До этого я ни разу не была в Средней Азии. Тогдашние министры, собиравшиеся со всего Союза на это большое совещание мелиораторов, говорили: «Какой вы все-таки мудрый человек, Минтимер Шарипович! А мы-то, старые дураки, не догадались взять своих жен». Мне это было особенно приятно. Я тогда буквально восторгалась древней культурой Востока.

Там же мы впервые встретились с писателем Михаилом Жванецким. Минтимер Шарипович ему очень понравился, ведь они разговаривали на одном языке — языке юмора. Мой муж любит хорошую шутку и сам умеет вовремя и к месту пошутить.

Чуть-чуть неловко в этом признаться, но я восхищаюсь своим мужем. Его организаторский талант, острый ум, уникальное чувство юмора, о котором только что писала, позволили ему сделать блестящую карьеру, а нам вместе пройти непростой путь от рядового инженера до президента.

За 13 лет, которые Минтимер Шарипович проработал министром, я несколько раз выезжала с ним для участия во всесоюзных семинарах-совещаниях

Говоря о муже, я всегда скромничала. Сегодня же с гордостью могу сказать, что я рядом с выдающимся человеком, государственным деятелем, чей талант, кипучая энергия, величайшая мудрость и колоссальная работоспособность сделали его известным не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Именно эти качества Минтимера Шариповича позволили за последние десятилетия, во время его работы первым заместителем Председателя Совета Министров ТАССР (1983 г.), секретарем Татарского обкома КПСС (1983-1985 гг.), Председателем Совета Министров ТАССР (1985-1989 гг.), первым секретарем Татарского обкома КПСС (1989-1990 гг.), уверенно стоять на своей позиции и вносить свою лепту в развитие промышленности, сельского хозяйства и культуры республики. После избрания Председателем Верховного Совета ТАССР в 1990 году он смог успешно решить многие политические проблемы, стоявшие перед республикой. Результаты его работы можно увидеть везде: в Казани, во всех городах и районах республики.

В знаменательном 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. А 12 июня 1991 года Минтимер Шаймиев был избран Президентом Республики Татарстан.

Президент

Избрание мужа Президентом я восприняла как-то спокойно, без лишних эмоций. Минтимер Шарипович прошел до этого большую жизненную школу, всегда был на руководящих должностях. Да и время было смутное. Было непонятно, что это за должность, что и как будет. В нем же был сконцентрирован огромный потенциал человека работающего, думающего, а главное, любящего свой народ, свою республику. Я верила, что какие бы высокие должности он не занимал, со всем справится.

Но после первых двух сроков президентства я была против его последующих переизбраний. Минтимер Шарипович даже прозвал меня «домашней оппозицией». Но при этом он сказал именно то, что примирило меня с его переизбранием: «Над всеми другими чувствами у меня всегда преобладает чувство ответственности перед народом за доверие…»

Мне очень приятно, что наш народ всегда относился и относится к нему, своему Президенту, с большим пониманием и оказывает огромную поддержку.

В знаменательном 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. А 12 июня 1991 года Минтимер Шаймиев был избран Президентом Республики Татарстан

При общении с людьми я часто слышу слова о том, что они гордятся своим лидером. А я, супруга Президента, была для своего мужа источником вдохновения, силы, стойкости, успехов и побед. И я тоже горжусь Минтимером. Как жена Президента, я всегда восхищаюсь его силой воли, умением анализировать, наконец, его самоконтролем, который позволяет ему в самые сложные минуты выходить к народу спокойным и уверенным. Вероятно, он рожден служить народу. Знаменитый американский президент Авраам Линкольн, говоря о демократии, подчеркивал, что настоящая демократия — это власть народа, из народа и для народа. Мне кажется, это как нельзя лучше подходит к Минтимеру Шаймиеву. Молюсь, чтобы вокруг него было больше единомышленников.

Фото Михаила Козловского

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров