Пушкин оставил на память казанцам столик

Пушкин оставил на память казанцам столик
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В начале сентября казанцы традиционно вспоминают Пушкина, пробывшего в нашем городе целых три дня. Это событие имело место быть в 1833 году. Связь с Пушкиным у казанцев образовалась через дружбу солнца русской поэзии с Евгением Боратынским, а посему вчера в доме-музее семьи Боратынских открылась выставка «Пушкин и Казань. Казанские коллекции в музеях России». На открытии выставки побывала корреспондент «Реального времени».

В белом зале

Под звуки дуэта гитаристов публика собиралась в святая святых Боратынки — в белом зале. Презентацию открыла директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова.

«Год назад открылся после реконструкции музей Боратынского, и вот сейчас открывается первая значимая выставка в этом замечательном белом зале главного дома усадьбы Боратынских. Каждая выставка — это труд огромного количества людей. Наш проект, связанный с пушкинской темой, музей Боратынского ведет более десяти лет. Мы работали в фондах многих российских музеев, занимались поисками коллекций, связанных с Пушкиным. Результаты этих поисков представлены сегодня в экспозиции выставки. Конечно, это только крупица того, что хранится в пушкинских музеях, но ценность представленной коллекции заключается в том, что эти предметы имеют непосредственное отношение к Казани и к Боратынским», — рассказала присутствующим Гульчачак Назипова, начиная презентацию выставки.

По словам директора музея Боратынского Ирины Завьяловой, в экспозиции новой выставки собраны экспонаты из четырех музеев — Национального музея РТ, всероссийского музея Пушкина в Санкт-Петербурге, государственного музея Пушкина в Москве и музея Тропинина и художников его времени.

Презентация выставки после того, как на ней прозвучали два действительно деловых выступления Назиповой и Завьяловой, сильно затянулась, было ощущение, что все это — большая импровизация, участники которой подчас забывают, по какому поводу собрались.

Попавшие на открытие выставки гости Казанского международного фестиваля мусульманского кино актер Юрий Назаров с супругой смотрелись своего рода «свадебными генералами», и хотя от души читали Пушкина (с Боратынским не получилось, путали текст), но чтение это, откровенно актерское, аффектированное, изрядно затянулось. Такие презентации — пример того, как можно наповал убить интерес к самому предмету.

Бонусом на открытии было присутствие барона фон Гревеница, потомка Пушкина, который с некоторых пор живет в Казани. Впрочем, барон ведет довольно-таки светский образ жизни и его часто можно видеть на разного рода мероприятиях.

…Пока взрослые откровенно скучали, слушая необязательные выступления участников презентации, по залу то и дело пробегал черноволосый и черноглазый малыш — сын барона фон Гревеница. Мальчик был непосредственен и весел, улыбаясь чему-то одному ему известному. «Племя молодое, незнакомое» — потомок Пушкина, в чьих жилах течет быстрая пушкинская кровь, чем-то неуловимо похожий на великого поэта. Такая вот связь времен.

В гостях у Гамлета-Боратынского

На выставке, которую без натяжек можно считать уникальной, много раритетов. Один из них — столик, за которым во время визита в Казань работал Пушкин. Таково предание семьи Боратынских. И хотя Пушкин никогда не был в Боратынке, семья потомков Евгения Абрамовича купила этот дом значительно позже, дух поэта витает в этой музейной атмосфере.

Александр Сергеевич посетил Казань 5—8 сентября 1833 года, целью приезда был сбор материалов для «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки». Пугачевский бунт, как известно, оставил след в казанском крае. Казанские встречи Пушкина — это Перцов и чета Фуксов, Леонтий Крупенников и, конечно, друг Евгений Боратынский, Гамлет-Боратынский как его называли.

Пожалуй, лучшего места, чем Боратынка с ее аутентичной дворянской атмосферой для выставки, посвященной Пушкину, найти было бы невозможно. Мы видим прижизненные портреты Пушкина и Боратынского, поэтессы Александры Фукс, с которой общался великий поэт, казанского губернатора Ираклия Боратынского. Есть в череде портретов и изображение «первого российского романтика» — казанского поэта с драматичной судьбой Гавриила Каменева. Если говорить о портретах, то один экспонат попал на выставку из частной коллекции — это портрет востоковеда Казем-Бека, его передали на время работы выставки потомки ученого. Они, кстати, были на открытии выставки.

Большой раздел экспозиции посвящен документам. Например, письмо Боратынского князю Вяземскому, написанное из Казани в 1831 году. Или указ Екатерины II, касающийся Пугачева. Здесь же прижизненные издания Пушкина и Боратынского, книги, которыми они пользовались.

«Наша память хранит с малолетства веселое имя — Пушкин», — писал об Александре Сергеевиче Александр Блок. И это «веселое имя» связано с Казанью. Об этой связи и рассказывает выставка, которая будет работать в доме потомков его друга два месяца.

В Казани «Пушкин длится», хотя выставка, которая открылась, будет непроста для восприятия, ее нельзя осмотреть набегом, она требует сосредоточенности и некоего напряжения, от чего мы, к сожалению, отвыкаем. Но Пушкин стоит наших усилий.

3/42
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Новости партнеров