Агрызский район: подбрюшье Ижевска, центр пугачевских событий и родина мусульманских просветителей
Заметки татарстанских ученых о районе, отделенном от остальной республики Нижнекамским водохранилищем
Сотрудники Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Булат Хамидуллин и Лариса Айнутдинова продолжают знакомить читателей «Реального времени» с районами республики. Их турне по городам и весям региона проходит в рамках подготовки трехтомника «Населенные пункты Республики Татарстан». Их сегодняшняя колонка, написанная специально для нашего издания, рассказывает об Агрызском районе.
До Ижевска близко, до Казани далеко
В своих недавних публикациях в «Реальном времени» мы уже писали об Атнинском и Алексеевском районах Республики Татарстан. На этот раз мы посетим с вами самую северо-восточную окраину республики — Агрызский район, который в феврале 2017 года будет праздновать свое 90-летие.
Это единственный район Татарстана, не имеющий с республикой общей сухопутной границы. В Агрызе, административном центре района, вы чаще встретите людей из соседней Удмуртской Республики (расстояние до Ижевска — всего 42 км, можно добраться минут за тридцать), а гости из Казани там бывают достаточно редко, потому их и встречают очень радушно. Ведь дорога от Казани до района не близкая, почти 350 км. Мы выехали из Казани часа в четыре утра и уже около девяти были в районном центре, который как бы замыкает весь район в самой северной его точке.
Территориально район занимает достаточно большую площадь — 1796,6 кв. км. От крайней северной точки (город Агрыз) до крайней южной точки (село Красный Бор) расстояние составляет почти 100 км. В районе проживает 36244 человека: из них 19778 в городе, 16466 в селе (сведения на 2014 год). Как и большинство районов Татарстана, Агрызский район полиэтничен и поликонфессионален. В нем дружно живут татары (60%), русские (25%), марийцы (8%) и удмурты (7%). В состав района входит 72 населенных пункта. В некоторых из них имеется немало достопримечательностей, которые вызовут неподдельный интерес у всех, кто любит историю.
Здесь очень красивая природа: в отличие от многих иных районов Татарстана большое количество широколиственных темнохвойных лесов (леса составляют 21% от площади района) и рек. По южной границе района протекает Кама (Нижнекамское водохранилище), а главной рекой является Иж, протекающая в меридиональном направлении и впадающая в Нижнекамское водохранилище западнее села Салауши. В Иж, который из-за состава своей воды с 1978 года является памятником природы РТ, впадает более 10 малых рек — Агрызка, Бобинка, Варзинка, Кырыкмас, Чаж и др. 6% площади района составляет природно-заповедная территория, которая, в частности, включает природный комплексный заказник «Кичке-Тан» и памятник природы «Сложный бор» (хвойный лес южно-таежного типа из сосны, ели и пихты; находится на левобережном склоне долины Варзинки севернее села Балтачево).
«Кичке-Тан» — это необычайно красивое место, которое, несомненно, является достопримечательностью Агрызского района. Оно находится в юго-западной части района в долине реки Иж в ее нижнем течении. Здесь множество озер, а у подножий склонов имеются многочисленные родники. На территории заказника встречаются занесенные в Красную книгу РТ растения (пальчатокоренник кровавый, лилия-саранка, кубышка желтая) и птицы (выпь большая, лебедь-шипун, лунь полевой, орлан-белохвост, чеглок, перепел, журавль серый, зуек малый, кулик-сорока, улит большой, травник, хохотунья, сова болотная, сыч воробьиный, щурка золотистая, кедровка). Здесь обитают бобр, норка, ондатра, лось, кабан. А местные жители утверждают, что неоднократно видели медведей, которые достаточно близко подходят к населенным пунктам.
Административным центром района является город Агрыз. Первые письменные упоминания о нем относятся к 1646 году, как о части владений, принадлежавших князьям Яушевым. Сегодня Агрыз — это, прежде всего, крупный транспортный узел железнодорожных линий, имеющий стратегическое значение в масштабе всей России. Железная дорога Казань — Екатеринбург, которая соединила центр России с Уралом, была построена в 1914 году. С тех пор значительная часть жизни агрызцев была связана с железной дорогой. В годы Гражданской войны было построено паровозное депо, а также бронепоезд «Свободная Россия». В 1933 году основано вагонное депо (в 1942 году железнодорожники паровозного депо построили бронепоезд «В.И. Чапаев»). В Агрызе есть железнодорожная больница, дворец культуры железнодорожников, железнодорожные мастерские, и, конечно же, очень красивый железнодорожный вокзал. В 1980 г. был открыт Музей боевой и трудовой славы Эксплуатационного локомотивного депо станции Агрыз. А недалеко от вокзала находится еще один достаточно интересный объект — это водонапорная башня, построенная (к сожалению, мы не знаем год) еще на средства земства.
Центр мусульманского просвещения
Самая-самая широко известная деревня района — это Иж-Бобья, родина знаменитых татарских педагогов-просветителей Буби (Нигматуллиных). До революции здесь располагалось одно из самых прогрессивных в Российской империи татарских медресе. В 1881 году имамом Г. Нигматуллиным при мечети было открыто приходское медресе, которое с 1895 года, когда в нем стали преподавать его сыновья Губайдулла и Габдулла Буби, стало признанным всероссийским центром мусульманского новометодного образования.
В медресе учились и преподавали издатель Якуб Халили, писатели Даут Губайди, Наджип Думави и Садри Джалал, историк Джамал Валиди, археограф Зайнаб Максудова. В 1901 году по инициативе Мухлисы Буби в селе была открыта шестилетняя татарская женская школа, которая стала первым учебным заведением, готовившим учительниц для женских медресе и мектебов. В 1911 году медресе было закрыто, братья Буби в связи с обвинениями в пропаганде панисламизма и пантюркизма были арестованы, а их сестра Мухлиса переехала в Троицк.
Сегодня на территории села сохранился целый комплекс исторических зданий (архитектурные памятники конца XIX в.): дом братьев Буби; усадьба купца Мухаметзяна Ахметзянова (образец сельской усадьбы татарского купца, сочетающий эклектику классицистического направления с традициями народной архитектуры; в советское время до начала 1980-х годов здесь располагалась школа); магазин и амбар М. Ахметзянова; мечеть (построена в 1892 году на средства М. Ахметзянова, ведется реконструкция), гостиница Г. Губайдуллина (сейчас — мечеть); магазин А. Муратова. На сельском кладбище похоронены отец (Габдулгаллям) и мать (Бадрелбанат) братьев Буби, Габдулла Буби, купец-меценат М. Ахметзянов.
Здание дореволюционной мечети (при ней же функционировало и медресе) сохранилось также и в селе Биктово. Сегодня там располагается клуб.
«Сам Пугачев здесь точил саблю»
Если будете в Агрызском районе, обязательно посетите село Терси, известное как минимум со времен Казанского ханства. Оно было помещичьим, с 1560-х годов принадлежало татарским мурзам Яушевым, а в 1733 года наряду с другими селениями Терсинской волости было приобретено генерал-майором Кутлу-Мухаммадом Тевкелевым (по информации Шигабутдина Марджани, род князей Тевкелевых идет от хана Тевкеля), чье имение находилось именно в этом селе. Здесь же на сельском кладбище в 1756 году он был похоронен, а в дальнейшем похоронены и его потомки.
Фамильный мавзолей в советское время был разграблен и разобран, а камни пошли под фундаменты различных зданий, так как почти весь XVIII век терсинцы провели в борьбе против помещиков Тевкелевых и помнили об этом: восстания были в 1742—1744, 1764—1767 и 1773—1774 годы. Наиболее кровопролитными были события 1773—1774 гг. В 1773 году, еще до прихода пугачевцев крестьяне соседних деревень под предводительством Габделжалила Сулейманова (в войске Емельяна Пугачева он получил звание полковника Терсинской волости) объединились и выступили против Тевкелевых.
В июне 1774 года Е.И. Пугачев со своим войском прибыл в эти места и направился в Елабугу. Тогда многие терсинцы присоединились к повстанцам. А жизнь Г. Сулейманова прервалась в родном селе: в 1774 году он был казнен через повешение правительственными войсками. К сожалению, с тех времен до наших дней в Терси ничего не сохранилось.
В 5 км от Терси на реке Чаж находится крупное удмуртское село Сарсак-Омга, жители которого так же, как и их соседи принимали активное участие в Крестьянской войне 1773—1775 годов под предводительством Е.И. Пугачева. Через село проходил Елабужско-Сарапульский почтовый тракт, и с екатерининских времен до наших дней здесь сохранился мост (и это настолько удивительно, потому что поверх него проходит современный бетонный мост, проезжая по которому не возникает даже мысли, что это «два моста в одном»; надо сказать спасибо строителям, которые не стали разрушать старый мост). Местные жители говорят, что по легенде войска Пугачева останавливались около моста, а «сам Пугачев здесь точил саблю».
Также до наших дней в селе сохранился двухэтажный этажный дом 1896 года постройки (в народе улицу и дом называют «Таракановскими», по имени владельца магазина). В 1904 году в селе была построена деревянная церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь), которая была утеряна в советское время, а теперь восстанавливается.
Сегодня село активно развивается: в 1993 году средняя школа была преобразована в агролицей, который в 2006 году выиграл сразу 2 гранта — президента РФ и президента РТ, здесь работает школьный музей, посвященный истории села, а при доме культуры функционирует народный удмуртский фольклорный коллектив «Зарни сизьил» («Золотая осень»).
Село талантливых мастеров
Дальше наш путь следует в село Табарле. Наверное, именно про эту деревню написана самая объемная и содержательная книга из всех известных нам краеведческих книг о деревнях Татарстана (автором ее является уроженец деревни, историк Р.Ф. Марданов). В XIX веке это село было известно в округе своими мастерами-ремесленниками: медниками и лудильщиками, печниками, часовщиками, сапожниками, валяльщиками, портными, кузнецами, ювелирами и др.
В начале ХХ-го века здесь функционировали две мечети (здание мечети, построенное в 1844 году, сохранилось до наших дней), два мектеба (открыты в 1903 и 1908 годах). Здесь до наших дней сохранился двухэтажный дом купца второй гильдии Даута Юсупова.
Кладезь «пьяноборской культуры»
Замечательные виды на воды Нижнекамского водохранилища открываются в селе Красный Бор (до начала 1920-х годов. называлось Пьяный Бор). Красный Бор считается старейшим русским селом на территории района. Это еще и пристань. По сведениям 1887 года, в селе располагалось волостное правление (село являлось центром Пьяноборской волости Елабужского уезда Вятской губернии); функционировали церковь, церковно-приходская школа для мальчиков (вначале одноклассная, затем четырех- и пятиклассная), земская школа для девочек, хлебная пристань, контора пароходства, базар, и трижды в год проходила ярмарка.
До 1917 года здесь проживало более 2000 человек (сегодня — около 1500 человек). В 1901 году в селе проездом побывал писатель Антон Чехов с женой (народной артисткой СССР) Ольгой Книппер. На берегу сохранилось здание конторы пароходства (архитектурный памятник конца XIX — начала ХХ веков).
Это село оставило свой след и в исторической науке: в 1901 году сотрудником Императорской археологической комиссии Александром Спициным (после того как в 1880 году в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете поступила пожертвованная П.П. Пасынковым коллекция древних вещей, собранная в селе Пьяный Бор) в научный оборот был введен термин «пьяноборская культура», подробнее о которой вы можете почитать в работах археологов Владимира Генинга и Петра Старостина, в I томе «Истории татар с древнейших времен» и в IV томе «Татарской энциклопедии». Предположительно, это культура финно-угорских народов III-го века до н.э. — II-го века н.э. На территории РТ памятники этой культуры выявлены также в Менделеевском, Мензелинском и Муслюмовском районах.
Там, где кряшены вернулись в ислам
Хотелось бы рассказать еще о селе Шаршада, также связанном с именем князей Тевкелевых. Издавна эти земли принадлежали указанным князьям. В 1891 году на их средства в деревне была построена очень красивая мечеть, сочетающая в себе традиции татарского зодчества с мавританскими и древнерусскими мотивами. Выдавая замуж за генерал-майора Али Шейх-Али свою дочь Гульсум, Салим-Гирей Тевкелев отдал село с крестьянами в приданое. Здесь и располагалось одно из имений генерала, проживавшего в Санкт-Петербурге. К сожалению, до наших дней здания имения и мечети (сгорела в 2007 году) не сохранились, но осталось здание земской школы.
Побывали мы и в селе Крынды, в котором на западной стороне высокого холма располагается полуразрушенное здание Петропавловской церкви, построенной в 1871—1891 годы. В приходе церкви были село Крынды, деревни Турдали и Хороший Ключ, населенные русскими и татарами-кряшенами (в конце 1880-х годов многие кряшены отказались от православия и вернулись в ислам). Сегодня в Крынды живут татары, имеется две мечети. Несмотря на то что вокруг церкви в основном татарское население, хотелось бы верить, что этот красивый храм будет сохранен и восстановлен как исторический памятник.
«Гордость нашей страны»
Как мы с вами видим, Агрызская земля, несмотря на свою серьезную отдаленность от Казани, безусловно, заслуживает того, чтобы ее посетить и насладиться ее красотами, памятниками истории и культуры.
В конце статьи, как обычно, отметим знаменитых уроженцев Агрызского района. Их очень много. Заранее извиняясь перед читателем за неполноту информации, мы упомянем лишь некоторых из них. Это бывший замминистра здравоохранения РФ, замминистра финансов России Айрат Фаррахов; видный государственный деятель, премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков; бывший прокурор Тюменской области и заместитель Генпрокурора РФ, депутат Государственной Думы Эрнест Валеев; президент Федерации дзюдо РТ и начальник Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ генерал-лейтенант полиции Фаяз Шабаев; директор ГБУ «Хозяйственное управление при Кабинете министров Республики Татарстан» Марсель Багавеев; первый заместитель руководителя «Татмедиа», заслуженный работник печати и массовых коммуникаций РТ Эльвира Ахметова; главный врач Республиканского центра крови Рамиль Тураев; купец, меценат Мухаметзян Ахметзянов; педагоги-просветители Габдулла, Губайдулла и Мухлиса Нигматуллины (Буби); участница гражданской войны, соратник маршала В.И. Чуйкова, заслуженная учительница ТАССР Марьям Зайнуллина (Ибатуллина); являвшийся одним из активных участников создания Татарской республики, первый нарком земледелия ТАССР Юнус Валидов; народный комиссар здравоохранения ТАССР, первый директор Казанского медицинского института Салих Курбангалеев; Герой Труда, заслуженный деятель науки Татарской АССР Мухитдин Курбангалиев; участник финской и Великой Отечественной войн, кавалер орденов Отечественной войны Василий Шамеев; Герои Советского Союза Асаф Абдрахманов и Борис Шабалин; герои войны Рифкат Гайнуллин, Садык Латыпов, Ишай Миляев; Герои Социалистического Труда Латфулла Мусин и Дамир Нурутдинов; кавалер орденов Трудовой Славы 3-х степеней Халима Газизова; бывший глава администрации Агрызского района Рафис Саетов; более 30 лет проработавший председателем колхозов им. Наримана Нариманова и им. Карла Маркса Агрызского района Ахат Камалиев; на протяжении 31 года возглавлявший колхоз им. Жданова Агрызского района Зуфар Маннапов; лауреат Гос.премии РТ, заслуженный работник сельского хозяйства РТ Равиль Хабибуллин; заслуженный агроном РТ Фоат Хабибуллин; педагоги Кутдус Абдрахманов (выпускник и преподаватель медресе «Буби») и Шафкат Халиков (отличник народного просвещения СССР, заслуженный учитель Татарстана); директор Музея народного образования РТ Хава Атряскина; известные ученые, кандидаты и доктора наук Абдулхак Аминев (бывший ректор Елабужского пединститута), Фирая Ахметзянова, Луиза Байрамова, Джемал Вазеева, Ибрагим Валидов, Венера Макарова (автор диссертации о Хасане Сарьяне), Марсель Миннебаев, Рагде Халитов, Ахтям Шамсутдинов; историк, археограф, текстолог, автор многих книг (в том числе по истории Агрызского района) Раиф Марданов; писатели, поэты, драматурги и журналисты Данис Абдуллин, Лябиб Айтуганов (отец Миляуши Айтугановой), Юнус Аминев, Гульзада Ахтямова, Захира Байчурина, Мансур Валеев (Вали-Баржылы), Габдулла Гали, Тази Гиззат, Люция Гиззатуллина, Даут Губайди, Тахир Закиров, Харис Закиров, Шагида Максудова (ее отец мулла — главный герой романа «Идел кызы» Гарифа Ахунова); Роза Мулланурова, Чингиз Мусин, Гаяз Ризванов, Якуб Халили, Фердинант Шаехов (Фазыл Шаех); писатели и дипломаты Юлдуз Халиуллин и Сабир Шарипов; певец Булат Балтанов; заслуженная артистка Удмуртии Анна Прокопьева-Гордеева (Анна Кенак)…
Агрызский район и его люди — татары и русские, удмурты и марийцы — это гордость нашей страны!
Использованы фотографии Л.М. Айнутдиновой, Б.Л. Хамидуллина, Р.Н. Шакирова, а также музеев Агрызского района.
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Агрыз
- Биктово
- Биктово
- Биктово
- Варклед-Бодья
- Варклед-Бодья, удмуртский фольклорный коллектив «Инвис»
- Иж-Бобья
- Иж-Бобья
- Иж-Бобья
- Иж-Бобья
- Иж-Бобья
- Иж-Бобья
- Иж-Бобья
- Иж-Бобья
- Иж-Бобья
- Иж-Бобья
- Иж-Бобья. Дом купца Ахметзянова
- Кичкетан
- Кичкетан
- Кичкетан
- Кичке-Тан (заказник)
- Кичке-Тан (заказник)
- Кичке-Тан (заказник)
- Красный Бор
- Красный Бор
- Красный Бор
- Красный Бор
- Крынды
- Крынды
- Мордва
- Мордва
- Нижнее Кучуково
- Нижнее Кучуково
- Нижнее Кучуково
- Сарсак-Омга
- Сарсак-Омга
- Сарсак-Омга
- Сарсак-Омга
- Сарсак-Омга
- Сарсак-Омга
- Сарсак-Омга
- Сарсак-Омга
- Сарсак-Омга
- Сарсак-Омга
- Старая Чекалда
- Старая Чекалда
- Старая Чекалда. Здание бывшей церкви
- Старая Чекалда. Здание бывшей церкви
- Табарле
- Табарле
- Табарле
- Табарле
- Табарле
- Табарле
- Табарле
- Терси
- Терси
- Шаршада
- Шаршада
- Шаршада
- Шаршада
- Шаршада
- Ямурзино
- Ямурзино
- Ямурзино
- Ямурзино
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Айнутдинова Лариса Махмутовна
- Кандидат исторических наук, доцент. Руководитель центра регионоведения и социокультурных исследований Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ.
- Исследовательские интересы: история Татарстана XIX—XXI веков, регионоведение, энциклопедистика, науковедение.
- Автор более 100 научных публикаций, в том числе монографий «Либеральное движение в Казанской губернии: 1900 — 1917 гг.» и «Казанская научная пресса», учебного пособия «Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX — начале XX вв.», справочника «Ученые Татарстана — доктора наук», более 600 статей в 6-томной «Татарской энциклопедии».
Булат Лиронович Хамидуллин — историк, писатель.
- Член правления Союза писателей РТ, кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, выпускающий редактор журнала «Поволжская археология».
- Автор идеи иллюстрированных книжных серий «История татар» (2002 г.) и «История татар в лицах» (2010 г.), книг «Из глубины столетий», «Народы Казанского ханства», «Хазары и их вассалы глазами современников» и др.
- Автор более 200 публицистических и научных статей, в т.ч. для Большой российской энциклопедии.
- Лауреат международной премии им. Кул Гали (2000 г.), заслуженный работник культуры РТ (2011 г.).