Медицина в Германии: страховые заветы Бисмарка, врачи-альтруисты, безработные халявщики и обнаглевшие зеки

Заметки о здравоохранении в ФРГ. Часть 2

Про недовольство коренных жителей Европы эмигрантами различных мастей известно, пожалуй, многим. Одна из причин заключается в том, что «местные» вынуждены платить из собственного кармана за «понаехавших», в том числе и обеспечивать их медицинскими услугами, которые стоят недешево. Колумнист «Реального времени» Марина Фортхофер-Сафиуллина, проживающая в Баварии, продолжает рассказывать о здравоохранении в ФРГ. В продолжение к предыдущей публикации в своей новой колонке она рассказывает о том, как изначально хорошая затея Отто фон Бисмарка работает сегодня.

Наследие «железного канцлера»

По законодательству страны, «все жители Германии должны иметь медицинскую страховку». Именно в ФРГ существует старейшая в мире социальная система страхования по болезни.

Напомню, что в 1883 году был принят «закон Отто фон Бисмарка», который включал в себя:

— обязательное медицинское страхование;
— пенсионное страхование и страхование на случай инвалидности;
— также страхование от несчастного случая.

Один из трех ключевых «принципов ответственности правительства», о которых говорил Бисмарк, назывался «солидарность» и буквально был сформулирован так: «Правительство отвечает за тех, кто нуждается в помощи».

Интересно, что изначально обязательная медицинская страховка распространялась именно на работающих с нижним уровнем достатка и на определенные слои государственных служащих. То есть на тех, кто не смог бы себе позволить в случае болезни обратиться к врачу. И только с течением времени ее действие расширилось на большинство населения страны.

Частнопрактикующие врачи с амбулаторными услугами дополняли больницы со стационарными отделениями, которые тогда «по закону» не были заинтересованы в материальном выигрыше. Чего не скажешь о большинстве больниц в сегодняшней ФРГ! Только крупные клиники со статусом университетских исследовательских центров финансируются государством и более свободны в выполнении своих врачебных действий, я бы даже сказала, своих прямых обязанностей, связанных с клятвой Гиппократа.

Финансирование «страховых касс» происходило из сложения взносов работонанимателей и работодателей, но дополнительно туда поступали правительственные гранты. Высота взноса обязательного страхования зависела от доходов каждого застрахованного.

Люди с более высокими доходами выбирали для себя путь частного страхования: в этой системе высота взносов определялась состоянием здоровья человека, желавшего застраховаться, и не зависела от уровня доходов, то есть не увеличивалась, если повышались доходы.

Такая система солидарного медицинского страхования есть сегодня далеко не во всех «богатых» странах.

В США всеобщая обязательная медицинская страховка — тема, на которой сломал зубы не один президент. Бараку Обаме весьма серьезно досталось от оппонентов «всех лагерей» за желание провести в жизнь эту социальную идею солидарности здоровых с больными…

В общем и целом система медицинского страхования «функционирует» в Германии до сих пор именно так, как ее задумал Отто фон Бисмарк.

Каждый житель сегодняшней Германии обязан платить страховой взнос, чтобы иметь право пользоваться медицинским обслуживанием. Без страховки тебя не примет ни один врач, ни одна больница. Конечно же, можно прийти с большим кошельком и сразу все оплатить. Как правило, это возможно без проблем.

Бесплатно лечат только альтруисты, которые иногда, в свободное от основной работы время, занимаются бездомными. Для этого они создают маленькие амбулантные кабинетики для бездомных и «нелегальных» больных — в больших городах. Очень редкое явление, но есть…

Халявщики или несчастные люди?

Наверняка уважаемый читатель спросит: «А как же безработные или беженцы, или заключенные?» Как они платят и платят ли?

А вот здесь-то и лежит причина постоянного хронического социального «кипения под крышкой». За них платит государство, то есть налогоплательщики. А они, налогоплательщики, часто возмущены тем, что система солидарности используется обманщиками всякой масти.

Безработные платили взносы во все социальные кассы, пока у них была работа. Поэтому тот факт, что государство платит за них медстраховку, как правило, воспринимается большинством все же как «акт справедливости». В последние годы время оплаты пособия по безработице, а как следствие и медстраховки, сократилось.

Когда не удается вовремя найти работу, а таких случаев просто очень много, тогда есть еще пособие по бедности и еще пара актов солидарности. Но и они тоже достаточно быстро заканчиваются — вот тогда лучше не болеть. Сначала такого человека и его семью заставят расстаться со всей собственностью, если она у него была, прежде чем ему заплатят какой-нибудь взнос хоть куда-нибудь, потом многие оказываются на положении бездомных и нелегальных жителей своей собственной родины. Не у всех есть силы сражаться в случае падения…

«Математика — вещь простая. Богатые не платят за обязательные страховки. Средних осталось мало. Бедные — их много, но платят они все равно относительно мало». Фото bilder.t-online.de

Как немецкий пирог превратился в штрудель

Представление из старых времен о Германии, как о стране с кисельными берегами молочных рек, уже многие годы не соответствует с реальностью.

Коренные жители ФРГ понаблюдали в течение пары десятилетий, как слоеный пирог достатка населения с толстым коржом среднего достатка и двумя тонкими — — бедным и богатым коржиками — превратился в совершенно другой пирог, уже как бы и не слоеный. Хозяева маленьких фирм — со средним достатком — несут на себе как честные налогоплательщики тяжелейший вес «солидарно»-социальных платежей, давно с ним не справляются, постепенно просто исчезают с лица земли германской, а с ними — и бывший настоящий социальный мир. Бедных становится все больше.

Богатые владельцы больших фирм, целых фирменных империй находят возможности, много возможностей, не платить социальные взносы, одновременно пользуясь всеми прелестями социального государства, хорошей инфраструктурой, функционирующими в общем и целом институтами, которыми так славится ФРГ. Владельцы таких фирм и отдельные очень состоятельные люди относятся к тонкому слою тортика достатка — это «взбитые сливки».

Какое отношение это имеет к медицинскому страхованию? Математика — вещь простая. Богатые не платят за обязательные страховки. Средних осталось мало. Бедные — их много, но платят они все равно относительно мало. И доказано, что они чаще болеют.

Это было бы все равно не так страшно, как на первый взгляд кажется. Страшнее именно несолидарное использование солидарных по своей сути систем.

«Все эти члены семьи застрахованы без взносов — вместе с папой (или мамой), если коротко и по сути. И все они пользуются услугами врачей, которые им оплачивает солидарная обязательная страховая фирма». Фото iwkoeln.de

Когда было много работы и мало рабочих рук, пригласили гастарбайтеров. Они приехали работать и привезли с собой семьи, как правило, состоящие не только из жены и детей, но еще и массы других родственников.

Вот здесь выползает «семейное страхование» — потрясающая система, о которой я расскажу обязательно. Очень социальная идея, но только когда ею пользуются с потенциальной честностью. Все эти члены семьи застрахованы без взносов — вместе с папой (или мамой), если коротко и по сути. И все они пользуются услугами врачей, которые им оплачивает солидарная обязательная страховая фирма.

Потом было объединение двух Германий. В систему медицинского страхования попала целая страна, жители которой никогда не платили в кассы ФРГ (ни в пенсионные, ни в медицинские). Да, они платили: в своей стране, в другие системы. Но от них социальным системам ФРГ не досталось ничего. Конечно же, кассы «похудели» серьезно.

Обнаглевшие зеки

Заключенные в немецких тюрьмах застрахованы государством на случай их болезни. В каждой тюрьме есть свой «собственный» врач, который в случае отсутствия подменяется дежурными врачами из других мест.

Недавно познакомилась с врачом-женщиной, выходцем из Советского Союза, проработавшей в тюрьме в соседней деревне более 20 лет. Про нее мне когда-то даже рассказывали: женщина с железными нервами, зашивавшая на крыльце здания без наркоза ухо пострадавшему в тюремной драке заключенному. Она справлялась с огромными мужиками без всякого страха. И вот та же самая врач рассказывает мне, что она уходит на пенсию, которую заработала уже пару лет назад, но оставалась работать по просьбе начальства. Уходит, потому что больше не может переносить наглость сегодняшних заключенных. Они хотят за счет государства сделать себе новые зубы, новые спины, новые суставы и прочее.

«У них нет никаких проблем со здоровьем, но они знают, что могут все это получить», — говорила врач.

Много нелегально перешедших границу, которые должны заплатить штраф, у них нет 500 евро, их сажают в тюрьму. Они устраивают театральные представления, чтобы получить статус неизлечимых психических больных, с приступами эпилепсии и прочими изобретениями. Им вызывают скорую помощь, много раз, каждый вызов — 500 евро… Этот врач возмущается бездействием и апатией тюремного начальства, которое ничего не предпринимает против такой наглости.

«У нас такие законы», — отвечают ей ее начальники.

Выходца из Средней Азии заботит, куда придет вся эта «ужасающая процессия». Она жила с удовольствием в этой стране, в которой когда-то искала и нашла спасение от войны на ее родине, — и сожалеет о таком ее развитии.

Продолжение следует

Марина Фортхофер-Сафиуллина
Справка

Марина Фортхофер-Сафиуллина — музыковед, пианист, композитор.

  • Родилась в Белорусской ССР в татаро-белорусской семье. Отец — уроженец Татарстана.
  • В 1988 году окончила Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского (теоретико-композиторский факультет).
  • С 1988 по 1993 годы преподавала в Барановичском музыкальном училище, занималась с одаренными детьми музыкальных школ для расширения их музыкальных границ.
  • Замужем за гражданином Германии. С 1999 года живет в Баварии (ФРГ).
  • 15 лет работала органистом в местной протестантской церкви.
  • Занимается развитием одаренных детей при помощи музыки.
  • Несколько лет занимается альтернативными методами лечения.
  • Консультант по здоровому питанию, создает собственные творческие рецепты. Специалист по баварской кухне.
  • Также практикует цигун и тайцзицюань. Преподает цигун.
  • Ведет видеоблоги на немецком и русском языках о музыке, философии, психологии, путешествиях, снах, о синтезе искусств.

Новости партнеров