Победить пробки на Компрессорном: трамвай до Дербышек, перехватывающая парковка и заработок на аренде
Сергей Саначин не увидел ответа на вопрос о развитии транспортно-пересадочного узла на Сибирском тракте
Накануне в Казани в рамках Летней школы урбанисты из разных городов предложили три варианта развития транспортно-пересадочного узла «Компрессорный», право судить о целесообразности которых предоставили экспертам-урбанистам. Корреспондент «Реального времени» ознакомился со всеми предложенными вариантами и стал свидетелем того, как участники Летней школы защищали перед более опытными коллегами свои проекты, но все равно не смогли удовлетворить запросы одного из самых известных градостроителей Казани — Сергея Саначина.
Необходимость в ограничении и важность появления новых идей
Итогом международной летней школы «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Компрессорный», которая прошла на этой неделе в Казани, стали три предложенных урбанистами варианта развития территории. Изначально ожидалось, что закроет мероприятие мэр города Ильсур Метшин, но планы изменились и участников школы снова приветствовал почетный гость, вице-мэр Казани Рустам Нигматуллин.
— Хочу просто поблагодарить всех за работу. На самом деле, неважно, у кого идея признана экспертами передовой, более отвечающей насущным проблемам — все это идет, в первую очередь, в общую копилку идей. И любые мысли вокруг любой проблемы, может быть, не сейчас, но в последующем, порождают решения и в других местах в том числе, — обнадежил участников школы спикер.
Нигматуллин продолжил, что важно проникновение идеологии в массы, в человеческое сознание.
— На самом деле, пока основная масса населения не готова понять, что нам придется себя в чем-то ограничивать. Я имею ввиду в каком-то трафике — не в перемещении себя лично, как человека, а в перемещении совместно с автомобилем или каким-то другим видом транспорта.
После этого выступил независимый консультант в области транспортного планирования, транспортной экономики, реструктуризации транспортных систем, управления проектами Владимир Деполо, который рассказал о том, как достичь модели эффективного ТПУ. После практически получасовой лекции он дал несколько советов молодым урбанистам. В частности, как вариант он предложил для развития территории перенести производственные объекты. Кроме того, необходимо наладить диалог с общественностью и обсуждение с профессионалами, провести дополнительный анализ прилегающих застроек.
Доцент кафедры градостроительства и планировки сельских населенных пунктов, заместитель директора Института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина рассказала, что советские города были спроектированы исходя из норматива 180 автомобилей на 1000 жителей. Предполагалось, что этот перспективный план осуществится только в настоящее время. Однако на данный момент этот норматив уже превышен более, чем вдвое.
— Нам ставится задача уйти от автоориентированного развития транспортной системы в мультимодальную. Это все новые вызовы для России, Татарстана, Казани. И, соответственно, требуются специалисты другого уровня, те, кто способен решать такие задачи, — уверена Набиуллина.
По ее словам, специалисты КГАСУ по заданию министерства строительства РТ в настоящее время разрабатывают транспортную схему Муслюмовского района, генплан Елабуги с разработкой транспортной схемы, а также специалисты участвуют в разработке генплана Казани. В свою очередь, Летняя школа хороша тем, что позволяет наладить взаимодействие между специалистами.
Трамвай до Дербышек, перехватывающая парковка и рост арендных ставок
Дальше началось самое интересное, а именно — презентация проектов развития территории. Первой выступила мастерская №3 под руководством Егора Котова, научного сотрудника, руководителя аналитического центра Высшей школы урбанистики имени Высоковского. Концепцию представляла участница группы Мария Латыпова, которая рассказала о том, какие вопросы были выявлены в ходе анализа территории. При этом проблемы оказались не только транспортного характера, но и территориального. Больше всего ребят удивил тот факт, что кадастровые участки узла в районе торгового центра «Megga Мебель» не соответствуют существующим объектам.
Среди других проблемных вопросов — сложность связи территории: низкая безопасность пешеходов, отсутствие инфраструктуры, низкий уровень комфорта мультимодальных пересадок, сложности в организации улично-дорожного движения.
В своем проекте группа предлагает перехватывающую парковку, на которой будут также размещаться такси и остановки. Так как этот транспортный узел принято называть «воротами в город», ребята решили разместить там скульптуру, которая станет визуальным ориентиром при въезде в город. Из других предложений — размещение терминала автовокзала и автостанции.
Нашли они и свое решение транспортного коллапса.
— Наша основная, ключевая идея — собрать общественный транспорт в центральном узле, потому что проблемой является именно пересечение общественного транспорта и индивидуального. Тем самым мы предполагаем, что это позволит нам развести потоки и уменьшить конфликт на данной территории, — рассказала Мария.
В центральной части собираются сделать остановку трамвая, разводящего и транзитного автобуса, а также три пешеходных перехода, которые будут связаны с подземным пешеходным переходом через железную дорогу. Существующий переход предлагается расширить и сформировать там вело-пешеходный мост. Предполагается также отмена левого поворота по Сибирскому тракту.
В случае реализации этого проекта скорость движения общественного транспорта увеличится на 5 км/ч, а выбросы углекислого газа снизятся за счет снижения задержек при въезде и выезде из города, организации перехватывающей парковки, пересадки людей на общественный транспорт и за счет запуска трамвая в поселок Дербышки. Предварительная стоимость реализации проекта оценена в 240 млн рублей.
Оставшиеся 10 минут, выделенные на презентацию, отдали на вопросы от слушателей. Отвечая на вопрос одного из экспертов, ребята пояснили, что они также рекомендуют ограничить парковку на тротуарах перед торговыми центрами. Кроме того, на этой территории необходимо повысить качество офисных пространств, за счет чего можно будет поднять ставки аренды, привлечь туда новых арендаторов и в целом повысить таким образом качество среды. По словам Котова, в центре пересадочного узла они предлагают убрать существующие постройки и заменить их самим транспортно-пересадочным узлом. Однако, по мнению одного из экспертов, основной акцент в проекте сделан на расширение транспортных возможностей, в то время как внимание стоило бы уделить в первую очередь пассажирам. На это Котов ответил, что никакие локальные меры не позволят снизить интенсивность использования автомобиля, это можно будет решить только в рамках комплексной политики города по увеличению стоимости использования автомобиля в центре и для этого в проекте заложена перехватывающая парковка.
Другой эксперт заметил, что смысла строить еще одни рельсы для трамвая до Дербышек нет необходимости, так как на данный момент туда уже ходят поезда.
Распутать трамвайный узел и уповать на мост через Казанку
Мастерская № 2 под руководством профессора кафедры менеджмента и логистики на транспорте Иркутского национального исследовательского технического университета, директора лаборатории ИрНИТУ Александра Михайлова предложила ликвидировать трамвайные нерегулируемые пересечения, заменить их на регулируемый перекресток в зоне улицы Журналистов и организовать два регулируемых Т-образных пересечения. Трамвайные кольца, согласно проекту, нужно заменить на платформы в границах основного направления со стрелочными переводами. Для обеспечения работы перекрестка предлагается режим регулирования. В итоге получается удобный узел с комфортным общественным пространством внутри и временем на пересадку от 2 до 3 минут, включая паркинг. Пересадочную парковку предлагают разместить рядом с остановочным павильоном.
Приглашенные эксперты активно интересовались проектом и задавали множество вопросов: подразумевается ли щадящая реконструкция территории или же она рассчитана на существенные изменения вследствие увеличения численности населения Казани, или как можно действительно разгрузить транспортный узел.
На это был получен ответ, что речь идет именно о реконструкции только этого участка, поскольку изначально им было дано определенное техзадание и дополнительными данными по численности населения Казани группа не обладала. В свою очередь, в целях улучшения пропускной способности как вариант рассматривается разрешение ездить автобусам по трамвайным путям, а действительно решить проблему и разгрузить узел позволит появление новых связей через Казанку.
Зеленый свет красным автобусам и почему Саначину не понравились все три решения
Руководителем мастерской № 1 была архитектор, доцент кафедры «Градостроительство и планировка сельских населенных пунктов» КГАСУ Юлия Закирова. В презентации группа предложила дать зеленый свет красным автобусам (именно так назывался проект) и заняться развитием общественного транспорта, связав обе стороны проспекта Ямашева. Помимо этого планируется обеспечение связи с рекреационной зоной. Реализация проекта включает три этапа и представляет собой, в первую очередь, физическое разделение общественного транспорта и автомобильного. Схема движения автомобильного транспорта не меняется, но на выезде вблизи Компрессорного завода транспорт уходит вниз, а на наземном уровне остается только общественный. Там же на развороте у него находятся отстойники. Движение всех трамвайных путей продолжается в сторону депо, а троллейбусы перенаправляют в сторону Республиканского онкологического диспансера. Также предусмотрены парковки.
Отдельное внимание было уделено экологическому эффекту от реализации проекта. На пользу пойдет переход с индивидуального транспорта на общественный. Если на него будет привлечено хотя бы 500 человек, то выбросы в атмосферу снизятся на 48 кг/км от бензиновых легковых автомобилей и на 7 кг/км от дизельных легковых автомобилей. Но для этого нужно синхронизировать расписание пригородных маршруток с городскими и решить вопрос с грузовым транспортом, а если быть точнее — запретить его движение в час пик.
— Почему вы считаете, что в вашем узле будут пересаживаться люди? — после выступления спросила одна из экспертов.
Девушка пояснила: на данный момент в Казани автомобильная проблема не решена и людям будет проще оставить свою машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.
В дискуссию вступил и казанских градостроителей Сергей Саначин, чье резюме прозвучало, как приговор для всех трех мастерских.
— Предыдущие две группы ушли от вопроса о роли узла, мотивируя это тем, что: а) такая задача не ставилась, б) это не проект планировки и в) у нас не было количественных данных о пассажиропотоке. Но что мы видим и без этого? Мы видим, что этот узел не что иное, как пересечение одного из важнейшего городского кольца с одной из важнейших радиальных магистралей.
По его словам, «проблема пересадки, скажем, с кольцевого направления на радиальное — это одна из отвратительных ситуаций в нашем городе».
— Это уже не есть узел: остановка, близкая к улице Журналистов, остановка, близкая к заводу, у Ветеринарного института и около архива — это не узел. И решение этого вопроса я ни у одного коллектива не увидел. Много всего очень воздушного, а ответа на главное, что находится в названии семинара, я не вижу, — категорически заявил Саначин.
Подробное обсуждение проектов экспертами было запланировано уже после презентации мастерских. Тогда же предполагалось подведение итогов Летней школы.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Мероприятие организовано в рамках программы развития ООН/Глобального экологического фонда и Минтранса России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» совместно с Мэрией города.