Бюджет Татарстана: рекордный профицит помогли обрести выросшие акцизы на татарскую водку и топливо
Исполнение консолидированного бюджета Татарстана за 7 месяцев 2016 года получилось с большим «плюсом»
Опубликованные результаты исполнения консолидированного бюджета Татарстана оказались чересчур уж положительными. Рекордный профицит, рост собственных доходов — все это, конечно, хорошо, но, как считает экономический обозреватель электронной газеты «Реальное время» Альберт Бикбов, радоваться пока рано — впереди еще 5 месяцев. Но все равно, в нашем бюджете даже по итогам года ожидается ситуация гораздо лучше, чем в прошлом году. Так что секвестра можно не опасаться.
Налоги с граждан и акцизы спасают доходы бюджета Татарстана от падения
Доходы консолидированного бюджета Татарстана за 7 месяцев 2016 года составили 145,1 млрд рублей, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2015 года на 2,4 млрд рублей или на 2%. Казалось бы, динамика вялая, но если посмотреть на составные компоненты такого увеличения, то откроется совсем иная, более эмоциональная картина. Как известно, доходы консолидированного бюджета Татарстана состоят из двух основных составляющих: собственные доходы бюджета Татарстана и межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции) из бюджета Российской Федерации. Начнем с последнего.
Объем межбюджетных трансфертов из РФ был снижен по сравнению с прошлым периодом на 5,8 млрд рублей или -29%, что можно объяснить тем, что в I квартале 2015 года было произведено срочное финансирование мероприятий по подготовке и проведению XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани. На эти цели были предусмотрены ассигнования из бюджета РФ в размере 3 млрд рублей (постановление от 18 марта 2015 года №248). Так что после ухода «спортивной составляющей» 2015 года «ручеек» федеральных субсидий заметно истощился. Да и остальная экономия федерального бюджета на традиционных межбюджетных трансфертах из-за сложной финансовой ситуации в целом по стране вылилась в экономию (без спортивной составляющей) еще на 2,8 млрд руб.
Казалось бы, такое масштабное «пересыхание» должно было бы здорово осложнить жизнь татарстанским казначеям, но все оказалось иначе — собственные доходы татарстанского бюджета продемонстрировали отличную положительную динамику, что с лихвой позволило компенсировать секвестр поступлений из Москвы.
Собственные доходы консолидированного бюджета Татарстана (без межбюджетных трансфертов из Москвы) выросли по сравнению с 7 месяцами 2015 аж на 8,6 млрд рублей или на 7%. С учетом того, что в плачевном состоянии находятся практически все бюджеты регионов нашей федерации, доходная часть бюджета Татарстана выглядит как пасторальная цветущая картинка!
И все это в условиях экономического шторма в начале года — экстремально низких цен на нефть в январе 2016-го! Как видите, бюджет Татарстана оказался относительно устойчив к такому сильному потрясению.
Основной налог Татарстана — налог на прибыль — снизился на на 2,4 млрд руб. или -5,0 % и составил нарастающим итогом за 7 месяцев 2016-го сумму в 44,0 млрд рублей.
На снижение поступлений налога на прибыль оказало влияние сокращение платежей по ряду крупнейших организаций нефтедобывающей и химической отраслей.
Поступление налога на доходы физических лиц в январе-июле 2016 года возросло по сравнению с январем-июлем 2015 года на 13% (+3,9 млрд руб.) и составило 34,9 млрд руб., что произошло за счет увеличения заработной платы на ряде крупных предприятий республики, роста численности работников на новых производственных объектах в рамках реализации инвестиционных программ, выплаты дивидендов, а также в связи с введением квартальной отчетности.
Как видите, снижение корпоративного налога на прибыль на 2,4 млрд руб. было перекрыто увеличением НДФЛ на 3,9 млрд руб. Граждане спасают бюджет республики!
Отличная положительная динамика по акцизам — +6,6 млрд руб. по сравнению с прошлым периодом (+56%) — обусловлена целым рядом факторов*:
- Наибольшее увеличение поступлений в абсолютном значении — на 3,6 млрд руб. или в 1,4 раза отмечается по акцизам на алкогольную продукцию, спирт этиловый из пищевого сырья и спиртосодержащую продукцию — в связи с ростом производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов.
- Отмечается рост платежей по акцизам на средние дистилляты, дизельное топливо и бензин автомобильный за счет увеличения с 01.04.2016 г. ставки акцизов на дизельное топливо и средние дистилляты на 27,5%, а также за счет увеличения с 01.04.2016 г. ставки акциза на автомобильный бензин класса 5 на 34%, на бензин, не соответствующий классу 5, на 24,7%.
* данные взяты с официального сайта ФНС
Расходы снизились, но надолго ли?
Расходы бюджета за 7 месяцев 2016 года оказались меньше по сравнению с аналогичным периодом 2015-го на весьма значительную сумму — на 5,5 млрд рублей или на -4%.
Понятно, если доходы бюджета растут (+2,4%), а расходы, наоборот, снижаются (-4%), то неизбежным следствием является профицит бюджета. Доходы, таким образом, превысили расходы. По итогам 7 месяцев 2016 года бюджетный профицит составил 10,5 млрд рублей. Это существенно больше по сравнению с тем же периодом 2015 года, когда профицит бюджета был 2,9 млрд рублей. При этом не забывайте, каким экстремально сложным для экономики был январь 2016-го!
В Татарстане все хорошо, ведь в целом по России по исполнению консолидированного бюджета за 7 месяцев 2016 наблюдается огромный дефицит (1,5 трлн руб. или 11% от запланированных годовых доходов). Так что у нас пока ну просто благостное течение дел!
Но даже при текущем профиците бюджета продолжаются заимствования по бюджетным кредитам из Москвы. Согласно долговой книге Республики Татарстан, объем внутреннего долга у нас составил на 1 августа 2016 года 96,6 млрд рублей (где 86,2 млрд рублей — бюджетные кредиты из Москвы, а 10,4 млрд рублей — гарантии в иностранной валюте за ОАО «КАМАЗ»).
Хочется обратить внимание на такую деталь — задолженность по бюджетным кредитам перед Москвой выросла на 0,8 млрд руб. в апреле 2016 (впервые с июня 2015-го). А в июне 2016 дополнительно заняли еще 4,1 млрд руб. Вроде бы и не так уж намного, но все же долги приходится наращивать, чтобы закрыть следующие расходы:
- Нужно не забывать, конечно, и про ожидаемый дефицит бюджета 2016-го, а он достаточно большой — 12,1 млрд рублей. То, что у нас рекордный бюджетный профицит в середине года, пока еще ничего не значит.
- Возврат ранее взятых федеральных бюджетных кредитов. В 2016 году необходимо вернуть 2,2 млрд рублей.
Увеличение задолженности по бюджетным кредитам вряд ли можно рассматривать как негативный фактор, ведь они берутся на 3 года по ставке 0,1% годовых, что при нынешней инфляции можно расценивать, как подарок. Так что смысл и логика в действиях татарстанского минфина имеются. Главное — не подойти к ограничениям, заложенным Бюджетным кодексом РФ (не более 100% от доходов). Весь госдолг РТ по состоянию на 1 августа 2016 года составил 45,7% от запланированных годовых доходов бюджета, что не является критичным уровнем.
Есть еще один путь — сокращать расходы. Но!
Сокращать расходы очень трудно — мешают первоочередные и социально значимые расходы, которые просто невозможно не финансировать в полном объеме. В плановом бюджете на 2016 год они составили 74,7% от общего объема расходов.
Если смотреть на исполнение бюджета, то первоочередные и социально значимые расходы — это здравоохранение, социальная политика и образование, которые профинансированы на уровне или даже выше прошлогоднего уровня.
Что касается не первоочередных расходов, к каким относятся расходы по статье «Национальная экономика» и ЖКХ (связаны в основном с расходами инфраструктурного характера), здесь финансирование хуже уровня прошлого года. Но поскольку расходы такого рода не обладают ритмичностью (то есть равномерностью ежемесячного финансирования), то, возможно, ближе к зиме ситуация выправится.
Консолидированный бюджет РТ за январь-июль 2016 и 2015 годов (в млрд рублей) по фактическому исполнению
СТАТЬИ | 7 месяцев 2016 | 7 месяцев 2015 | АБС. ИЗМ. | ОТН. ИЗМ. |
1. Доходы бюджета | 145,1 | 142,7 | +2,4 | +2% |
1.1. Собственные доходы бюджета | 130,7 | 122,1 | +8,6 | +7% |
1.1.1. Налог на прибыль | 44,0 | 46,4 | -2,4 | +5% |
1.1.2. НДФЛ | 34,9 | 31,0 | +3,9 | +13% |
1.1.3. Налог на имущество | 17,9 | 18,4 | -0,5 | -3% |
1.1.4. Акцизы | 18,4 | 11,8 | +6,6 | +56% |
1.1.5. Налог на совокупный доход | 5,8 | 5,4 | +0,4 | +7% |
1.1.6. Доходы от использования госимущества | 2,3 | 2,0 | +0,3 | +15% |
1.1.7. Штрафы, санкции | 2,2 | 2,3 | -0,1 | -4% |
1.2. Безвозмездные поступления (трансферты) | 14,4 | 20,2 | -5,8 | -29% |
2. Расходы бюджета | 134,6 | 140,1 | -5,5 | -4% |
2.1. Образование | 44,2 | 44,4 | -0,2 | 0% |
2.2. Национальная экономика | 34,4 | 39,7 | -5,3 | -13% |
2.3. Здравоохранение | 34,4 | 39,7 | -5,3 | -13% |
2.4. Социальная политика | 15,6 | 14,6 | +1 | +7% |
2.5. ЖКХ | 6,7 | 7,9 | -1,2 | -15% |
3. Профицит бюджета | 10,5 | 2,6 | +7,9 |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.