Медицина в Германии: дорогая страховка, долгие очереди и дефицит квалифицированных врачей

Заметки о здравоохранении в ФРГ

Считается, что в Германии лучшее медицинское обслуживание. Однако некоторые бывшие советские люди, переехавшие в европейскую страну, так не думают. Более того, оттуда лучших медиков переманивают другие государства. А их места занимают мигранты, не владеющие немецким. Экс-гражданка Белоруссии с татарскими корнями Марина Фортхофер-Сафиуллина, ныне живущая в Баварии, на себе и своих близких испытала все «чудеса» немецкой медицины. О некоторых случаях она поведала в своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени».

«Колхозные» клиники vs университетские

«Как вы застрахованы?» — этот вопрос звучит всегда, в любом кабинете любого немецкого врача, куда звонишь, чтобы попасть на прием.

В зависимости от ответа попадаешь на прием либо сразу завтра или даже сегодня, либо, например, через парочку недель, а то и месяцев.

«Как так? — спросите вы. — Это что еще за ответ такой волшебный?»

Немножко терпения. Через пару абзацев расскажу.

«Если уж совсем плохо, езжайте сразу в больницу», — посоветовала когда-то врач скорой помощи, прибывшая через 3,5 часа после вызова, когда мужу стало плохо. Врачей очень мало, поэтому можно запросто и не дождаться какой-то помощи. Мы тогда ее дождались, но оказалась эта дама неопытной и, я бы сказала, неталантливой. Расспросила меня, что обычно кололи моему мужу в сходных ситуациях, не прослушав даже стетоскопом, чтобы выяснить причину спазмов в животе. Вколола ему двойную порцию обезболивающего и двойную же снимающего спазмы, любезно поболтала с нами «за жизнь», дождалась, когда утихнет боль, которая с такой дозой утихла бы и у коня, и уехала, пожелав нам спокойной ночи.

«Если уж совсем плохо, езжайте сразу в больницу», — посоветовала когда-то врач скорой помощи, прибывшая через 3,5 часа после вызова. Фото bavariamed.ru

Я тогда всем знакомым рассказала, что лучше в экстремальных ситуациях не ждать, а ехать самим, причем лучше сразу в университетскую клинику. В ней собраны специалисты, на самом деле разбирающиеся в сложных ситуациях. А вот в наших «колхозных» больницах, коих по соседству даже две (в 15 и в 20 км от нас), сидят специалисты, которые «отвечают за все». Хотя известно, что невозможно все знать и уметь. И это довольно крупные учреждения, своего рода больницы областных центров, выражаясь российскими понятиями.

Итак, привозите вы своего больного в больницу. Там сидите часа 2—3. Все переполнено до безобразия, а врачей ужасно мало. А когда вы (больной) говорите, что сейчас упадете, тогда для вас найдут кушетку и, может быть, вами займутся. Между делом мимо вас провозят какого-нибудь молодого человека с многочисленными ножевыми ранениями, полученными в драке, от которого сильно несет алкоголем. Надо же его срочно оперировать, а то умрет от потери крови. Приоритеты — дело привычное.

Врачи-гастарбайтеры

Совсем свежий случай: пару недель назад муж подруги, спасая малыша, падавшего на огромные стекла, поднырнул под него, как подушка… Малыш немного порезал ножку. Наш герой почти отрезал большой палец, прямо до самого запястья, как-то чудом осталось все висеть. Так он и сидел в коридоре больницы, до обморока. Подруга моя в этой ситуации все забыла и повезла супруга в «колхозную» больницу. Те не стали браться, вызвали скорую помощь, отвезли в центральную клинику. Прооперировал хирург, отвечающий только «за руки», а после реанимационного отделения его положили в то отделение, где было свободное место, но где его целый день никто не замечал. «А он не наш больной», — отвечали ему…

Моя подруга в отчаянии спросила меня, «опытного знатока», как же так можно. Мой ответ: их слишком мало, у них слишком длинные смены, между сменами они еще должны быть готовы к срочному вызову и им ужасающе мало платят. Должна сказать, что многие врачи покидают страну в поисках лучшего места работы. В Швейцарии и Англии, говорят, платят значительно лучше. Немало здесь работает врачей-иностранцев, они согласны трудиться по 17 часов в сутки за небольшие деньги. В последнее время число таких медиков, плохо владеющих немецким, увеличилось.

Многие врачи покидают страну в поисках лучшего места работы. В Швейцарии и Англии, говорят, платят значительно лучше

Дочь одной хорошей знакомой отправляли домой два раза. Ей говорили: «У вас ничего нет. Подумаешь, болит живот, надо меньше есть». Оказалось, что острый аппендицит. И узнали только через три дня у третьего врача в той же больнице. Этот третий специалист, как выяснилось, просто нарасхват, к нему выстраиваются огромные очереди.

А того врача-женщину, которая неоднократно говорила, что мы притворяемся, уже лично знаю достаточно долго. Уставшая, с красными глазами, она уже давно не в состоянии диагностировать. Но вот «работает»…

Два раза приключилось какое-то дежавю. Первый случай: та же больница, где моему мужу много раз говорили: «Опять вы, у вас же ничего нет!». И несколько раз дело заканчивалось операцией. В самый первый раз через двое суток женщина-врач, родом из Ташкента, в томографе наконец-тоувидела трещины в кишечнике. Оперировали уже через полчаса. А в последний раз было почти поздно…

Расскажу и о втором дежавю. В 1969 году, когда я жила в Белоруссии, моя мама три раза за ночь на руках носила меня в больницу в одном городке. Телефона у нее не было, чтобы вызвать скорую. «Ну что вы ходите, женщина, у вашего ребенка ничего нет, идите домой спать!» — отвечали ей. Когда под утро она пришла в четвертый раз, была новая смена, со старым опытным врачом. «Немедленно на стол, у ребенка острый аппендицит!» На столе у них под руками этот затерпевшийся аппендикс лопнул. Но, как видите, я пишу в 2016 году, значит, спасли.

Та же больница, где моему мужу много раз говорили: «Опять вы, у вас же ничего нет!». И несколько раз дело заканчивалось операцией

200 евро в «Кассу здоровья»

Помните, в самом начале: надо записаться к врачу? И вот вы пришли наконец-то.

«Вашу страховую карточку, пожалуйста». Очень хорошо, если вы ее не забыли. Если забыли и вас не знают, то придется заплатить для начала своеобразный залог — гарантия того, что вы ее-таки принесете. Для начала любезная девушка-рецепционистка обязательно свяжется с вашей страховой компанией и попросит прислать по факсу подтверждение того, что вы застрахованы.

Поэтому логично было бы и начать с этого, между прочим, весьма важного вопроса: какие виды медицинского страхования существуют сегодня в Германии? Уже давно обнаружила, что далеко не все немцы знают ответ на этот вопрос.

Мне пришлось поискать ответ. Решение проблемы стоит пару сотен евро. Муж-баварец именно при выходе на пенсию вдруг стал платить на эти самые пару сотен больше, чем это было раньше. Все очень просто. Есть всего два вида страховки.

Первая: предписанная законом — так она на самом деле называется (gesetzliche Krankenversicherung). Каждый немецкий гражданин по закону должен быть застрахован в «Кассе здоровья» — так они любят себя по-новому называть. Изначальная идея Отто фон Бисмарка, который уже в 1883 году изобрел такой вид страхования, была социальна и гуманна. Каждый имеет право на медицинское обслуживание. Такая система есть далеко не во всех странах. Но сейчас ты обязан платить страховой взнос для того, чтобы иметь право пользоваться медицинскими услугами.

Любезная девушка-рецепционистка обязательно свяжется с вашей страховой компанией и попросит прислать по факсу подтверждение того, что вы застрахованы

Вторая — частная страховка. Было бы на самом деле просто, если бы не любовь немцев к порядку. Все должно быть разложено по ящичкам, полочкам, этажам и прочим систематизаторам. Немецкий язык и немецкое мышление абсолютно идентичны: все логично, но очень мелочно. Такая страховка делится на 1.1. обязательную и 1.2. добровольную.

Продолжение следует

Марина Фортхофер-Сафиуллина, фото klinikum-weiden.ru
Справка

Марина Фортхофер-Сафиуллина — музыковед, пианист, композитор.

  • Родилась в Белорусской ССР в татаро-белорусской семье. Отец — уроженец Татарстана.
  • В 1988 году окончила Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского (отделение музыковедения и композиции).
  • С 1988 по 1993 годы преподавала в Барановичском музыкальном училище, занималась с одаренными детьми музыкальных школ для расширения их музыкальных границ.
  • Замужем за гражданином Германии. С 1999 года живет в Баварии (ФРГ).
  • 15 лет работала органистом в местной протестантской церкви.
  • Занимается развитием одаренных детей при помощи музыки.
  • Несколько лет занимается альтернативными методами лечения.
  • Консультант по здоровому питанию, создает собственные творческие рецепты. Специалист по баварской кухне.
  • Также практикует Цигун и Тайцзицюань. Преподает Цигун.
  • Ведет видеоблоги на немецком и русском языках о музыке, философии, психологии, путешествиях, снах, о синтезе искусств.

Новости партнеров