«Салават купере»: «Подрядчики специально заводят своих поставщиков с дорогим материалом»

Строители соципотечного микрорайона решили включиться в биржевую систему стройматериалов по-своему

На сегодняшнем выездном совещании в микрорайоне «Салават купере» продолжились горячие споры о новой системе закупки стройматериалов. Но если, к примеру, «Ак Таш» занят поисками поставщика на такие относительно редкие материалы, как противопожарный клапан, то ПСО «Казань» отказывается брать бетон у поставщика, который успевает привезти его минута в минуту. Впрочем, еще ни один подрядчик не согласовал с ГЖФ услуговую часть, то есть количество средств, необходимых для оплаты труда работников.

Подрядчики Госжилфонду: «Я же не могу куда-то идти, залезать в долги»

Из-за проливного дождя выездное совещание в микрорайоне «Салават купере» проводили в штабе стройки, расположенном в 10-м квартале. Нужно сказать, что в этом были и свои плюсы — если в прошлый раз каждый подрядчик рассказывал только о своих проблемах, сегодня все они оказались за импровизированным круглым столом. Впрочем, темы для разговора были те же — налаживание новой системы работы через биржу и определение сроков сдачи объектов. Поскольку исполнительный директор Госжилфонда Талгат Абдуллин на совещание не приехал, собрание фактически вел первый заместитель исполкома Казани Азат Нигматзянов.

Первым делом заговорили о 13-м квартале, который имеет высокую степень готовности — очевидно, в этом году власти рассчитывают на сдачу прежде всего этого объекта. Правда, несмотря на то что и генподрядчик — «Ак Таш» во главе с Газинуром Ахметовым — активнее всех старается приноровиться к схеме закупки материалов через биржу, из-за пробелов в новой системе оплаты затягивается сдача и самого готового дома 13-2. По иронии судьбы, камнем преткновения стал противопожарный клапан, из-за которого ранее задержалось заселение дома 13-3. Конечно, в этот раз подрядчик не стал наступать на те же грабли и заказал клапан в строгом соответствии с проектом. Но по словам самого Ахметова, весь вопрос заключается в том, есть ли на бирже поставщик, готовый привозить необходимые материалы.

— На бирже поставщиков нет, нам приходится создавать компании, торговые предприятия свои. Вкладывать туда свои деньги. Потом если Талгат Мидхатович оплатит, нам вернут деньги. Вот другого варианта нет, — высказался Газинур Ахметов.

— Газинур Абдулович, по каким материалам каких поставщиков нет? По бетону поставщики есть, арматура есть, — начал перечислять заместитель исполнительного директора ГЖФ Джаудат Саляхов.

— Сейчас пойдут фитинги, тепловые узлы, водомерные, насосы. Это самый главный вопрос. Какая арматура? Мы бетон купили на свои деньги, чтобы завезти 1500 «кубов». А сейчас этот бетон не оплачивается. Я же не могу куда-то идти, залезать в долги, — справедливо заметил Ахметов и добавил, что кроме арматуры требуются еще и отделочные материалы, а это порядка 1000 наименований.

Напомним, что в прошлый раз в графике, представленном «Ак Ташем», было заявлено, что дом 13-2 может быть сдан уже в августе, но теперь речь идет уже о сентябре, поскольку вопрос с материалом пока окончательно не решен.

В ходе совещания прозвучало предложение подрядчикам обойти проблемные точки, заявившись самим в качестве поставщиков.

— На последнем совещании министр строительства (Ирек Файзуллин, — прим. ред.) сказал, что подрядчики специально заводят своих поставщиков с дорогим материалом, и арматуру, допустим, вместо 35 за 45 покупают. Президент сказал это проверить и прекратить, — пресек такие предложения Азат Нигматзянов. В ответ Ахметов заметил, что такие материалы по завышенным ценам не прошли бы.

Замкнутый круг нехватки стройматериалов и отсутствующих рабочих

Но, как выяснилось позже, остальные подрядчики пока осваивают новую систему не так активно, как тот же «Ак Таш». К примеру, ПСО «Казань» развернуло машину с арматурой, несмотря на то что стройматериалы привез выигравший на торгах поставщик. Объяснения заместителя гендиректора ПСО «Казань» Мурата Тазетдинова прозвучали не очень убедительно: согласно договоренности, поставщик должен приехать на стройплощадку в 11 часов, а приехал только в три, так что разгружать машину было некому, а тут еще из кладовки украли инструменты, так что работать «некем и нечем». Нигматзянов удивился, почему в три часа, в разгар рабочего дня, крановщика на стройплощадке уже не было. В ответ Тазетдинов заявил, что стройка стоит уже неделю.

— Вы же показали в субботу по видеоконференции, что работает 152 человека, — недоумевал Нигматзянов.

Тазетдинов нисколько не смутившись, подтвердил, что рабочие на стройке есть, но добавил, что без инструментов и материалов работать они не могут. Однако такая позиция подрядчика приводит к замкнутому кругу: строители не могут работать без стройматериалов, но если отпустить всех рабочих, принять тот самый материал просто некому. По словам Тазетдинова, подрядчику нужно содержать людей, которые будут принимать материалы, пересчитывать эту самую арматуру, а значит, услуговую часть нужно увеличить.

К слову, расчеты по услуговой части пока в Госжилфонд предоставил только «Ак Таш». Пока фонд этот отчет не согласовал. Поясним, что такое услуговая часть. Она включает средства, затрачиваемые подрядчиком на оплату труда рабочих, а также офисные расходы. Азат Нигматзянов подчеркнул, что, если предоставленные материалы будут согласованы и будет заключен соответствующий договор, остальные подрядчики пойдут по следам «Ак Таша» и уже будут знать, как формировать эту самую услуговую часть.

«Здесь идет какая-то гибридная смесь ресурсного метода с бухгалтерского отчета»

Еще одна проблема состоит в том, что подрядчики не знают, как им отчитаться по выполненным ранее работам, ведь Госжилфонд требует сделать это также по новой схеме, представив ведомости уложенных материалов и стоимость услуг.

— Тогда вся отчетность летит. Здесь идет какая-то гибридная смесь ресурсного метода и бухгалтерского учета, — отметил Нигматзянов. Что касается подрядчиков, они опасаются, что ГЖФ после такого пересчета может не выдать им денег, ссылаясь на то, что они еще не отработали авансы.

Поскольку у каждого из подрядчиков есть свои болевые точки и вопросы, которые можно решить только во взаимодействии с ГЖФ, было принято решение провести в четверг индивидуальные встречи с каждым подрядчиком уже в самом фонде.

В заключение «Сетевая компания» обратилась с вопросом о том, какие дома будут сдаваться в этом году.

— Три дома «Ак Таша» имеют очень высокую степень готовности, если все эти организационные моменты решатся. По «Грейту» я 10-5 вижу более или менее готовым, — ответил Нигматзянов.

Сам «Грейт строй» заявляет, что в скором времени могут быть достроены дома 10-2 и 10-7. Что касается ПСО «Казань», то среди его объектов наиболее высокой степенью готовности обладает дом 11-4. «Камгэсэнергострой», который заморозил 12-й квартал чуть ли не год назад, первым планирует сдать дом 12-2. «Народный дом», взявший на себя дом 12-1, честно признался, что в этом году достроить свой объект не успеет. При этом он не хочет зависеть от «Камгэса» и хочет наладить собственное электроснабжение.

Поскольку точной даты сдачи домов не могли назвать и сами подрядчики, Нигматзянов попросил озвучить количество людей, работающих на стройплощадке. Цифры оказались следующими: «Грейт Строй» — 7 человек, ПСО «Казань» — 150 человек, «Ак Таш» — 113 человек. «Камгэсэнергострой» — 11 человек. При этом в ПСО «Казань» не отрицают, что, если стройматериалы привезут сегодня, принять их опять будет некому.

Гуландам Зарипова, фото автора

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров