«Чайный домик» с сюрпризами

Корреспондент «Реального времени» прошелся по комнатам реставрируемого деревянного дома Дружининой

«Чайный домик» с сюрпризами
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Корреспондент «Реального времени» побывал в доме Дружининой — в одном из немногих сохранившихся деревянных памятников архитектуры в стиле модерн, построенном в начале прошлого века, и выяснил, как дом преобразился за годы реставрации и когда казанцы смогут посмотреть на обновленный дом не только снаружи, но и изнутри. Экскурсию провела генеральный директор компании, восстанавливающей дом, Юлианна Семенова. Мы узнали и про дорогие изразцы, и про тайные двери, и про будущую чайную.

Стойкий «чайный домик»

Дом Дружининой — двухэтажное деревянное здание в Кошачьем переулке (ныне улица Зои Космодемьянской) — кажется «стиснутым» между многоэтажными каменными великанами, которые окружили его со всех сторон. И это выглядит весьма символично — еще несколько лет назад он мог быть сожжен до дотла, но волею судьбы все же сумел отстоять свое место в центре Казани рядом с современными дорогими ЖК.

В чем же примечательность этого дома? Точных сведений о его истории сохранилось не так много — достоверно известно, что он был построен в 1911 году и принадлежал Варваре Дружининой. Из-за восточных элементов в оформлении казанцы называли его «чайным домиком». Но его главная его особенность состоит в том, что дом Дружининой является одним из немногих сохранившихся деревянных объектов в стиле модерн.

В советские годы дом фактически превратился в «коммуналку» и со временем пришел в плачевное состояние. Татарстанские власти долго пытались найти инвестора, который взял бы на себя ответственность за восстановление памятника. Сначала им должен был стать «Свей» Рашида Аитова, которому в ту пору и принадлежал участок под домом Дружининой. По удивительному стечению обстоятельств после такого решения в доме произошел пожар, причем начался он как раз со стороны, граничащей со «свеевским» объектом. После этого застройщик перестал курировать дом Дружининой, что в конечном итоге жемчужине архитектуры пошло только на пользу. Учитывая, что сейчас «Свей» имеет на своем счету чуть ли не десяток долгостроев по всему городу, трудно представить, чтобы застройщик вел кропотливую реставрацию, которая к тому же не несет прямой экономической выгоды.

После неудачной попытки со «Свеем» нагрузку по восстановлению дома Дружининой решили дать ООО «Аврора», которое строит по соседству жилой комплекс с претенциозным названием «Падишах плаза». Несмотря на то, что сама «Аврора» не была в восторге от своего шефства над памятником, все же к аукциону концепция по реставрации объекта была разработана. Но неожиданно на торгах, которые прошли в 2013 году, победила группа компаний «7Я», которая продолжает восстановление дома Дружининой и по сей день. Мы отправились на площадку, чтобы выяснить, на каком этапе находится реставрация и какая судьба ждет дом после завершения работ.

Не реконструкция, а реставрация

Первое впечатление оказалось весьма приятным — основная часть фасадных работ уже завершена, поэтому дом выглядит так, будто наконец отмылся от многолетней сажи и грязи, выпрямился и посвежел. Уже во дворе можно почувствовать аромат молодой древесины, смешивающийся с легким запахом старины.

Экскурсию по дому Дружининой специально для нас провела генеральный директор компании «7Я» Юлианна Семенова.

— Мы находимся возле центрального входа. Это будут двухстворчатые дубовые двери. К сожалению, к моменту приобретения этого дома, они не сохранились. Но у нас остались фотоархивы, поэтому мы их полностью идентично исполним, — начала она с интонацией опытного гида.

Как рассказала Семенова, реставрировать дом в центре города было практически невозможно: из-за того, что улочки в этом месте слишком тесные, специальная техника не смогла бы подъехать к объекту, да и для жителей близлежащих домов это создало бы массу неудобств. Поэтому застройщик совместно с минкультом РТ решил, что будет лучше, если сначала реставраторы обследуют объект на месте, промаркируют детали, а затем перевезут их на производственную базу компании «7Я», которая имеет собственную столярную мастерскую, и основные работы будут вестись уже там. Процесс проходил под чутким руководством архитектора Бориса Лурье. По словам Семеновой, сейчас Лурье не может постоянно присутствовать на объекте из-за проблем со здоровьем, но у него есть команда молодых специалистов, которые помогают воплощать его замысел.

Семенова уверяет, что речь идет не реконструкции, а именно о реставрации, поскольку оригинальные конструкции и детали были максимально сохранены. Сначала вместе с ней мы обошли дом с внешней стороны — она подробно рассказала, что удалось сохранить, а что пришлось воссоздавать.

— Из утраченного — балкон. Его вообще у нас не было, потому что история дома такова, что практически сразу после революции его передали в коммунальное жилье. Он внутри перестраивался, каждый раз делались перегородки. Но, кстати, можно сказать большое спасибо людям, которые взяли и замазали настоящие двери того периода. Мы отбили штукатурку и под штукатуркой гипсовой обнаружили оригинальные двери. Сейчас мы их отшлифовали. Будут установлены, как от хозяйки, — с энтузиазмом поведала Юлианна Семенова.

Тут же она указала рукой на кронштейны и обратила внимание на то, что «родные» элементы можно отличить даже невооруженным глазом — они отличаются более темным цветом.

— Этот фасад был таким же ровненьким, но когда мы обшивку снимали, увидели следы того, что здесь исторически была веранда. Здесь у хозяйки была терраса в парковой зоне. Возможно, они здесь пили чай, общались, — рассказала Семенова, подробно останавливаясь на каждой детали фасада.

«Замечательные соседи»

Как удалось выяснить в ходе беседы, предыдущие претенденты на шефство над объектом до сих пор располагаются по соседству и продолжают участвовать в судьбе дома. Правда, это участие трудно назвать благожелательным.

— Из неприятного, конечно, сосед, который мало того, что «отжал» часть земли, так еще они из-за этого проезда все время со «Свеем» ругаются. Еще у нас получается такой бетонный монумент, — посетовала Юлианна Семенова, глядя в сторону «Падишах плаза». Чтобы поддержать атмосферу дома, реставраторы планируют отделиться от каменных строений живой изгородью — посадить кустарники, сделать брусчатку.

Что касается соседства со «Свеем», мы уже упоминали, что южная часть дома Дружининой, граничащая с объектом застройщика, горела. Здесь находилась черная лестница с входом для прислуги. Однако, по словам Семеновой, этот участок дома удалось сохранить, а зола, которая обволокла бревна, стала своеобразным консервантом, защищающим дерево от гниения.

Отметим, что именно с этой стороны особенно заметны перепады на земельном участке, образовавшиеся еще в XIX веке из-за насыпей. Чтобы не повредить сам участок, его границы и не допустить оползень, застройщику даже пришлось применить дорогостоящие сваи.

Белые стены, шпиль, окно и… унитаз

Когда мы оказались внутри дома, первыми бросились в глаза белые стены.

— Мы обработали их противопожарным составом на случай, если за время, пока мы доводим все до ума, кто-то захочет покуситься на него. Все-таки деревянный дом, денег в него вложено уже очень много, сил и стараний тоже, — пояснила Юлианна Семенова.

На полу у входа лежал шпиль, который также на время спрятали подальше. По словам Семеновой, кровля дома была очень сильно повреждена, но в Национальном музее РТ удалось найти архивные фотографии, где на крыше дома был запечатлен красивый резной конек. Предположительно, шпиль мог отчасти выполнять еще и роль громоотвода.

Если же вернуться к внутренней части дома, то на первом этаже располагались столовая и другие жилые комнаты. У центрального входа, рядом с дубовой дверью, которая должна появиться в скором времени, расположилось большое круглое окно.

— Это окно тоже было утрачено. У нас даже были очень долгие споры по этому окошку, потому что было предположение, что хозяйка с архитектором хотели его, но, когда они увидели, что из-за него угол теряет свою несущую способность, возможно, сами же его и заложили. Но, к счастью, современные технологии уже позволили нам укрепить его дополнительной шпилькой, — объяснила Юлианна Семенова.

Когда-то на первом этаже располагалась дубовая лестница, которую тоже планируется восстановить. Как рассказывает Семенова, одному из очевидцев, который в настоящее время живет в Санкт-Петербурге, посчастливилось побывать в этом доме в 1980-е годы. Он до сих пор вспоминает, красивые светильники и… унитаз, который отличался своей необычной конструкцией.

Дом с сюрпризами

На втором этаже, куда мы поднялись по временной лестнице, в свое время располагались спальные. По середине располагалась стена и образовывался коридор, который вел в разные комнаты. Что примечательно, двери этого этажа сохранились, и застройщик обещает отреставрировать и представить их по возможности в подлиннике.

Юлианна Семенова признается, что внутри еще предстоит выполнить очень много работы, потому что интерьеров как таковых не сохранилось. Однако зачастую сам дом дает реставраторам некоторые подсказки.

— Когда мы снимали слои, мы ориентировались по газетам, потому что тут было не менее 3, 4, а иногда и 5 ремонтов в некоторых комнатах. И на втором этаже именно в этой комнате мы обнаружили следы — солнце оставило рисунок как по трафарету. Возможно, это была ткань, натянутая на стены, через нее солнце прожгло и оставило нам какие-то намеки. Вообще все здесь было в дранке, часть стен отштукатурена. Мы применим такой состав, который позволит древесине лучшим образом сохраниться, скорее всего это будут какие-то гипсовые смеси, известковые, потому что они очень хорошо сочетаются с древесиной, — рассказал Семенова.

Еще одна особенность дома Дружининой — окна с цветными стеклами, проходя через которые солнечные лучи превращаются в мягкие сине-красные полосы. Это очередная задумка самой хозяйки.

Сейчас задача номер один, которая стоит перед реставраторами — закрыть теплый контур дома и подготовить его к зиме. Кроме того, планируется закончить фасад, установить все окна, двери, а зимой уже приступить к внутренним работам. Однако Семенова подчеркивает, что дерево — это материал, который требует к себе внимания, и возможно, что, когда в доме появится отопление, он подсядет и появится необходимость провести еще какие-то работы.

Хорошая чайная и бутик сувениров из плохого вложения для бизнеса

После завершения экскурсии Юлианна Семенова рассказала, что закрыть фасады и убрать леса планируется в конце августа — середине сентября. Возможно, тогда посмотреть дом Дружининой в обновленном виде приедет и президент РТ Рустам Минниханов.

Называть сумму, затраченную на реставрацию памятника, застройщик категорически отказывается, подтверждая лишь, что первоначальный лимит в 40 млн рублей уже давно превышен и в будущем потребуется еще немало денежных средств. В частности, отдельные статьи расхода составляет изготовление изразцов на печи и воссоздание скобяных изделий — оказывается, за этот вид работы не хочет браться ни один из местных мастеров. Семенова отмечает, что дороговизна обусловлена как раз тем, что реставрация в разы затратнее реконструкции.

— Пока мы даже не будем ничего называть, потому что с точки зрения бизнеса это плохое вложение. Но зато оно доставляет нам массу удовольствия. Сложности есть со снабжением и финансированием тоже: мы же это делаем все за свой счет, поэтому, может, кажется небыстрым, но зато мы стараемся сделать все основательно, — говорит Семенова и отмечает, что экономическая ситуация на рынке недвижимости не самая благоприятная.

Зашла речь и об использовании дома Дружининой после завершения реставрационных работ.

— Пока рабочая версия — сделать здесь хорошую чайную и мелкие бутики хороших качественных сувениров, то есть не дешевые магнитики, а привлечь сюда умельцев, казанских или республиканских мастеров, которые будут представлять здесь свой народный промысел, — поделилась Семенова. К слову, подвальное помещение, которое будет находиться недалеко от лестницы, будет использоваться в качестве кухни для будущей чайной.

«Несмотря на то, что в Казани многое потеряли, есть еще что можно сохранить»

Хотя застройщик и говорит о «плохом вложении» с точки зрения бизнеса, компания уже задумывается о том, чтобы взять шефство над еще каким-нибудь объектом, причем рассматриваются предложения как по деревянному зодчеству, так и по кирпичной реставрации. Для этого компания должна представить в обновленном виде дом Дружининой. Но уже сейчас, по словам Семеновой, минкульт РТ положительно оценивает работу застройщика.

В дальнейшем «7Я» планирует взаимодействовать с турагентствами и включить дом Дружининой в экскурсионные маршруты, в том числе для этого в доме будет создан бутик сувениров.

Семенова вспоминает, что участвовать в аукционе «7Я» решила спонтанно — компания давно хотела взяться за какой-нибудь интересный проект, который бы стимулировал собственное производство и являлся визитной карточкой.

— Все-таки центр опять начинает преображаться. Несмотря на то что в Казани многое потеряли, есть еще что можно сохранить и что будет являться украшением города.

1/27
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Гуландам Зарипова, фото Максима Платонова

Новости партнеров