«Соцгород — настоящий памятник советского градостроительства. И будет жаль, если Казань его лишится»
Казанский краевед — о спорах вокруг памятника «Сталину»-Серго и жемчужине соварха
На днях в региональной и федеральной прессе с подачи местных журналистов прошла громкая новость, что в Соцгороде Казани якобы до недавних дней стоял памятник И. В. Сталину, переделанный ввиду смены идеологической парадигмы под Орджоникидзе. Накануне памятник разрушили. Казанский журналист и краевед Лев Жаржевский, проживший в этих местах не один год, решил откликнуться на эту дискуссию. В своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», он подробно рассказывает о строительстве Соцгорода и приводит свои доказательства того, что стояла там статуя Серго, а не Кобы.
В советском градостроительстве были интересные страницы, связанные со строительством т. н. социалистических городов — комплексно застроенных жилых кварталов для работников вновь построенных индустриальных гигантов. Этот выпуск заметок я хотел целиком посвятить истории казанского Соцгорода. Но приходится начинать с неприятного — с глупостей, распространяемых дружными усилиями отдельных историков-профессионалов и виртуозов клавы.
Соцгородской балаган: Сталин, Орджоникидзе и доценты с кандидатами
Хорошо понимаю репортеров, поставляющих фейковые сюжеты своим изданиям. Но не могу понять людей, одновременно считающих себя историками и сочиняющими те самые сюжеты. В январе прошлого года читатели одного казанского портала увидели вот такую новость:
«Фото: в Казани обнаружили уцелевший памятник Сталину» — это заглавие сюжета.
Он находится в Соцгороде на улице Белинского.
В Казани сохранился единственный в городе памятник «вождю народов» Иосифу Сталину. Об этом рассказал историк Раис Сулейманов. Монумент руководителю советского государства находится в одном из дворов на улице Белинского Авиастроительного района.
До недавнего времени на постаменте была табличка, что памятник посвящен наркому тяжелой промышленности Григорию (Серго) Орджоникидзе, соратнику Сталина, с которым они были внешне похожи.
После XXII съезда КПСС, который состоялся в октябре 1961 года, в рамках борьбы с «культом личности» было принято решение вынести тело Сталина из мавзолея и похоронить. Тогда же начался демонтаж памятников вождю по всей стране. Однако этому памятнику повезло. Его не снесли, а слегка «переделали под Орджоникидзе»: вместо «сталинской трубки» в левую руку вставили бинокль и изменили надпись на постаменте.
По словам Сулейманова, до 1962 года это был памятник Сталину, причем серийный, и стоял он у здания народного суда Ленинского (ныне Авиастроительного) района.
По словам Сулейманова, в прошлом в Казани были и другие памятники вождю. Так, в Кремле находилась скульптурная композиция «Сталин с Лениным на лавочке». Однако после начала борьбы с «культом личности» из этой композиции вначале «удалили Сталина, а затем и памятник Ленину убрали».
Заметим, что эксперт Института национальной стратегии дипломированный историк Раис Сулейманов обходится без этих интеллигентских «скорее всего» и «по моему мнению». Нет, он точно знает, что тут был памятник Сталину, знает про трубку, бинокль и надпись.
В апреле того же года на сайте «Русская народная линия» появляется материал кандидата исторических наук И. Е. Алексеева про тот же памятник. Вот цитата из него:
«Существует версия, отстаиваемая историком-краеведом, членом Совета «Русского Собрания города Казани», лауреатом Макарьевской премии Анатолием Елдашевым о том, что на самом деле этот монумент является переделанным в эпоху борьбы с «культом личности» и переустановленным памятником Иосифу Сталину. Если это так, то памятник «Орджоникидзе-Сталину» имеет еще большую историческую ценность, ибо по сути дела является единственным дожившим до наших дней в Казани (и, вероятно, во всем Татарстане) монументов советскому генералиссимусу».
В нынешнем июле журналистка из того же издания решила освежить в памяти читателей новость полуторагодовой давности. Вот как она это сделала. Под заголовком «Корреспондент обнаружил в Соцгороде заброшенный сквер с уникальным памятником Иосифа Сталина, которого переделали в другого человека» читаем, в частности, вот это:
«…корреспонденты обнаружили в Авиастроительном районе удивительный сквер. Выглядит он заброшенным и даже разваливающимся, но его уникальность от этого только увеличивается. Все дело в том, что в этом, как выяснилось, безымянном сквере с 1950-х годов стоит единственный сохранившийся памятник Иосифу Сталину. С ним связана удивительная история: еще год назад на постаменте была табличка — памятник посвящен наркому тяжелой промышленности Григорию (Серго) Орджоникидзе. Почему не Сталину? Просто так вышло, что один и тот же памятник «переписывали» на двух разных людей.
Как рассказал историк Раис Сулейманов, после XXII съезда КПСС в 1961 году, в рамках борьбы с «культом личности», было принято решение вынести тело Сталина из мавзолея и похоронить. Тогда же начался демонтаж памятников вождю по всей стране. Кстати казанский памятник, причем серийный, раньше стоял у здания народного суда Ленинского (ныне Авиастроительного) района.
Однако казанскому памятнику повезло. Его не снесли, а слегка «переделали под Орджоникидзе»: вместо «сталинской трубки» в левую руку вставили бинокль и изменили надпись на постаменте. Сейчас «отец всех народов» представляет из себя печальное зрелище: надпись исчезла, левая рука сломана, торчат прутья. Удивительно, что единственный сохранившийся памятник Сталину в Казани сейчас в таком состоянии».
И эксперт, и лауреат весьма далеки от предмета своих писаний. Раис Равкатович Сулейманов не мог видеть памятник до 1961 года просто потому, что родился на двадцать с лишним лет позже, а Анатолий Михайлович Елдашев — по причине иногородности: в то героическое время он был бугульминским школьником. Что касается автора этих строк, то в 1961 году ему было 17 лет и жил он не в Кобыльих выселках, а на Девятке. А на Лядова, 9 жил его покойный старший брат. Так что и Соцгород вообще, и сквер с памятником Серго в частности мне знаком более чем полностью, и никаким Сталиным до 1961 года там не пахло.
Читатель может сказать: здесь слово против слова, хотелось бы каких-то доказательств. Нет ничего проще. Посмотрите снимок 1952 года. Стоит не Сталин, а Серго. И между прочим, с пресловутым биноклем.
А в соседнем Нижнем Новгороде у входа на авиазавод «Сокол» до сих пор стоит целый, невредимый и довольно ухоженный памятник Г. К. Орджоникидзе — копия казанского.
Есть и еще парочка Серго из Нижегородской области, все — в приличном состоянии.
Уверен, что поток «новостей» такого пошиба не иссякнет и после моей публикации: их сочинителей не сеют, не сажают — они сами растут. Но неплохо бы использовать весь этот псевдоисторический балаган с пользой: восстановить памятник человеку, чрезвычайно много сделавшему для создания тяжелой промышленности всей страны и для авиастроения в частности. Тем более, что наличие точно такого же памятника у соседей существенно облегчит задачу.
Все написанное выше не более чем повод для разговора о Соцгороде. О нем и поговорим.
Соцгород: история планировки
Подчеркну, что речь пойдет не о строительстве авиазаводов. И даже не совсем о строительстве Соцгорода. Речь пойдет именно об истории его планировки.
В историко-градостроительном значении под Соцгородом понимается квартал №1 поселка завода №124/27. В планировочных документах он назывался также Северный город, Соцгород Авиакомбината, Авиагород, пос. им. Серго Орджоникидзе. До самого последнего времени ни книги, ни материалы периодики не давали внятного представления об истории планировки этого замечательного района Казани — настолько они были скудны и отрывочны.
Положение изменилось с выходом в свет книги известного градостроителя и краеведа С. П. Саначина «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани», где многие вопросы казанского соварха впервые рассмотрены с небывалой до того полнотой.
Главка о Соцгороде поначалу производит впечатление нагромождения названий поселков, проектных организаций и властных инстанций. Но когда пытаешься упростить написанное ради удобочитаемости, то понимаешь, что без потери информации это невозможно. Поэтому читателю «Реального времени» предлагается максимально близкий к оригиналу текст.
Проектирование района, прилегающего к авиазаводу №124, имело длительную историю. В 1931—1934 годах Гипрогором был составлен проект, в котором он трактовался одним из крупнейших районов Большой Казани как сателлит города. Авиагорода. В 1933 году Гипрогор разработал схему планировки уже самого «Соцгорода Авиакомбината» как самостоятельной единицы. В Казани отмечали несогласованность в работе по планировке Казани и Авиагорода. Предлагали не отрывать последний от Большой Казани и часть его разместить на территории южнее железной дороги. Вплоть до прекращения строительства там корпусов Фабрики кинопленки №8, до увязки его с новой планировкой. Вследствие этого строительство в 1934 году шло только в первом, начатом освоением квартале Авиагорода. В результате выезда на место правительственной Комиссии 15 декабря 1935 года было решено эту территорию не осваивать под строительство города, оставив на ней лишь небольшой аварийный поселок; основной же массив населения сосредоточить в Казани.
В 1936 году заводом №124 было предложено московскому Горстройпроекту (ГСП) составить схему планировки района на 20 тыс. жителей в порядке сравнения вариантов застройки Заречья у города Казани и района, примыкающего к заводу №124. Одновременно ГСП было поручено привести в порядок квартал №1, начатый в 1932 году строительством по проекту Гипрогора, и вновь запроектировать квартал №2 поселка. В процессе проектирования было выяснено, что продолжение строительства поселка запрещено Наркомхозом РСФСР, после чего ГСП проектирование прекратил. Управление строительства завода №124, настаивая на жилищном строительстве в этом районе, поставило этот вопрос перед СНК ТАССР. Совнарком Татарской АССР санкционировал (пост. №40 от 16.01.1938) дальнейшее строительство поселка при заводе, а Наркомхоз РСФСР 26 января снял запрет на строительство в кварталах №1 и №2. На строительство двухэтажных облегченных кварталов заводом получено разрешение СНК СССР.
В результате сложившегося положения к 1938 году территория поселка оказалась хаотически застроенной, причем застройка велась одновременно на 7 участках, изолированных друг от друга. Только к северу от железной дороги в районе завода имелось 4 строительных участка: 1) квартал №1, т. н. «северный город» (капитальная застройка); 2) поселок стандартных (брусковых) домов (район ул. М. Печорской); 3) поселок рубленых домов (район ул. Симонова); 4) поселок стандартных домов (пос. Свердлова).
К этому моменту завод №124 вновь поручил ГСП работу по составлению генпроекта прилегающего к заводу района, на основе вышеназванных решений. В августе 1938 года бригада ГСП на месте составила эскиз планировки и основные задания к проектированию, которые были утверждены УКСом и дирекцией завода, а также 1-м Главным управлением Наркомата оборонной промышленности. Эскиз планировки поселка был согласован со схемой планировки Большой Казани. И на основе утвержденных проектных заданий и эскиза планировки ГСП составил Генеральный проект планировки района. По существу это была работа по приведению в порядок существующей застройки с дополнительным проектированием сетевого обслуживания, благоустройства и транспорта. Любопытно, что первоначальная трамвайная линия — «челнок» — вела к заводоуправлению из Пролетарского района окружным путем с целью охватить все жилые кварталы и не разрезать пустырь с коллективными огородами жителей. Минуя железнодорожное полотно, она шла к началу нынешней ул. Челюскина, далее примерно по ул. Челюскина до ул. Айдарова и затем примерно по сегодняшнему направлению.
Таким образом, к лету 1938 года была наполовину застроена строчными (перпендикулярными к улице) домами северная часть квартала №1 (№4, №6, №10, №14 по улице ныне Лядова, №1 и №9 по Белинского и №6 по Челюскина; авторы проектов отдельных домов — Г. Н. Ману, Л. Б. Каток, С. П. Селивановский). В южной части уже стояла школа и несуществующий теперь детский сад. А на пустыре квартала №2 — Дом связи (теперь Молодежный центр им. А. Гайдара; ул. Копылова, 7) и баня (ул. Копылова, 7а). Участок восточнее квартала №1 осваивался заводом под парк культуры и отдыха.
«Главный» угловой дом квартала (заводской №8, корп. «В», ныне ул. Копылова, 5/1) проектировать начали еще в 1930-е годы. Сначала он был с арками и угловой башней без шпиля (арх. Л. Б. Каток, Москва), затем с бельведером и шпилем на башне (арх. Р. М. Муртазин, А. Н. Ожиганов, Казань, 1939). Но дом сопротивлялся. Окончательное решение получил в 1952 году с гостиницей, универмагом, рестораном, кондитерской, сберкассой, фотоателье и ателье мод (арх. Е. Н. Круковский, Москва). В планировке жилой части, как и в других домах квартала, применялись типовые проекты арх. М. О. Барща (Москва), полученные в апреле 1932 года и переданные в Казанский институт коммунального строительства для их переработки и привязки (проф. А. В. Крестин и Заварзин). Заселен в январе 1954 года.
Проект ГСП затрагивал три площадки:
- завершение застройки квартала №1;
- создание эскизного проекта застройки квартала №2;
- создание проекта свободной полосы между массивом существующего 2-этажного барачного поселка (в границах улиц ныне Копылова — Побежимова — Чапаева — Айдарова) и «челноком» трамвая.
Проект квартала №2 выполнен тоже в ГСП в 1938 году (арх. Л. Б. Каток). Между ним и поселком облегченного строительства с севера — непригодная для строительства овражистая территория, запроектированная как парк. Здесь же выстроено здание клуба (строителей). Реализации проекта этого квартала, однако, не происходило много лет. На разведывательных аэрофотоснимках немецкой разведки 1942 года на его месте все еще пустырь с четырьмя зданиями: школой, почтой, баней и прачечной. Застройка квартала №2 с сохранением принципиального решения планировки осуществилась только в 1945—1948 годах по проектам Гипронииавиапрома. Причем первенец квартала — 54-квартирный жилой дом был заселен в победные майские дни 1945 года. Отмечали своеобразие облика квартала, что «это не линия вытянутых в одну шеренгу домов-коробок, это подлинное творчество советских зодчих».
Через кварталы №1 и №2 идет ось с юга на север, на которой в квартале №1 — «центральная физкультурная база» и школа, а в квартале №2 — школа (ныне Республиканский центр усыновления) и сквозной сквер, обнесенный в 1948 году литой оградой с обелисками на входах.
Главная площадь и главная улица со всеми учреждениями внеквартального соцкультбыта организованы между кварталами №1 и №2. С площади устроен вход в парк. Трасса трамвая полностью переносится — через площадь и вдоль северной границы парка. Для кварталов многоэтажного и 2-этажного строительства за западной границей предусмотрено размещение сараев для скота.
Еще две жилплощадки завод №124 им. С. Орджоникидзе имел в Пролетарском районе за полотном железной дороги:
— поселок ИТР (инженерно-технических работников), построенный на месте существовавшей тут первое время жилищной коммуны «Цемент» иностранных строителей Авиастроя — ныне район улиц Коломенской и Ак. Королева (арх. Т. Н. Дружинина, Москва и А. С. Никущенко, Казань);
— квартал №25 в полосе между улицами Декабристов и 8-й Союзной, ныне — Восход (арх. Г. И. Спиридонов).
На этом заканчивается изложение главки из книги моего доброго товарища. От себя добавлю: Казани повезло. Ее Соцгород сохранился гораздо лучше многих соцгородов в России, да и по своей архитектуре это далеко не последний среди них. И властям города, и общественности стоит уже сейчас подумать над судьбой этих кварталов. Неважно, что Соцгород не включен в официальные списки памятников — это самый настоящий памятник советского градостроительства. И будет очень жаль, если город его лишится.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.