«Социальный лифт» по-казански: город демонтирует так и не заработавшие подъемники надземных переходов

Построенные еще к Универсиаде подъемные платформы развалились якобы под напором вандалов

«Социальный лифт» по-казански: город демонтирует так и не заработавшие подъемники надземных переходов
Фото: realnoevremya.ru/Мария Горожанинова

Лифты как минимум на двух надземных переходах через оживленные автодороги Казани решено демонтировать. Экспертиза показала, что из-за ущерба, нанесенного вандалами, и плохого обслуживания восстановить их дороже, чем демонтировать. Интернет-газета «Реальное время» выяснила, что деньги на обслуживание лифтов выделяются с 2012 года, однако большинство их практически все время пребывало в нерабочем состоянии.

«Принято решение о нецелесообразности восстановления подъемных платформ»

Сегодня стало известно, что в Казани лифты на надземных переходах, установленные еще к Универсиаде-2013 и не работающие до сих пор, решено демонтировать. ИА «Татар-информ» опубликовало выдержки из ответа министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, направленного жителям микрорайона «Танкодром» на письмо с вопросом: «Когда же заработают подъемники у переходов на остановках «ул. Комарова» и «ул. Карбышева»?».

В документе говорится, что еще летом прошлого года (!) власти пришли к заключению, что восстанавливать подъемники экономически невыгодно. За подписью заместителя министра Алексея Фролова поясняется, что ремонт конструкций потребовал бы 13 млн 615 тыс. рублей из бюджета. «По итогам обследования, проведенного ГКУ «Главинвестройпроект РТ» установлено, что имеется коррозия незащищенных частей платформы и несущих конструкций шахты по причине поступления атмосферных осадков через разбитые стекла, двери, крыши подъемников и отсутствия технического обслуживания с момента приостановления монтажных работ в 2012 году по причине вандальных действий в отношении указанных инвалидных подъемников. Межведомственным актом рабочей группы при Кабинете Министров РТ принято решение о нецелесообразности восстановления подъемных платформ на остановках «ул. Комарова» и «ул. Карбышева». В течение текущего года запланирован демонтаж указанных подъемных платформ».

За подписью заместителя министра Алексея Фролова поясняется, что ремонт конструкций потребовал бы 13 млн 615 тыс. рублей из бюджета. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

В пресс-службе минстроя «Реальному времени» информацию подтвердили и рассказали, что постановление о демонтаже уже есть.

— Сейчас ГИСУ объявит торги. Демонтаж начнется после определения компании победителя, — рассказала Гульназ Минниханова, заведующая сектором взаимодействия со средствами массовой информации ведомства.

Однако речь идет пока только о подъемных платформах на двух переходах. Относительно судьбы других лифтов ничего не известно.

В одном «пакете» с развязками к Универсиаде-2013

Напомним, большинство лифтов появилось вместе с переходами к Универсиаде-2013. Они также попадали под программу «Доступная среда». Определить стоимость работ по их монтажу сейчас практически невозможно, так как их строительство в рамках госконтрактов проходило в «пакете» с развязками. Напомним, генподрядчиком строительства большинства транспортных развязок являлось ПСО «Казань», и в этом году в очередной раз разразился скандал вокруг развязок, большинство из которых так и не были приняты городом на баланс.

Однако если сами развязки свою функцию выполняли: автомобили по ним ездили и ездят, то вот лифты к Универсиаде так и не запустили. В апреле 2013 года корреспондент портала InKazan обнаружил лишь 1 лифт в рабочем состоянии из 15 проверенных. Стояли подъемные платформы и после студенческих игр.

Если сами развязки свою функцию выполняли: автомобили по ним ездили и ездят, то вот лифты к универсиаде так и не запустили. realnoevremya.ru/Марии Горожаниновой

В ноябре 2014 года ПСО «Казань» ответственность за неработающие лифты возложило на городские власти. Тогда Рустем Мифтахутдинов, начальник проектного отдела компании ПСО «Казань», поясняя порталу ProKazan ситуацию с неработающим лифтом возле развязки на Чистопольской, рассказал: "Эта тема каждую неделю обсуждается на совещаниях в Кабинете министров. Думаю, до конца года этот вопрос разрешится. Пока у нас нет договоренности с «Казэнерго» о подключении лифта". Но вопрос тогда так и не решился.

Вандалы и ЧП как причина закрытия лифтов.

Впрочем власти неоднократно жаловались, что подъемные платформы не работают не по вине заказчиков или подрядчиков. Власти были вынуждены закрыть их из-за вандалов. Действительно, лифты регулярно страдают от действий хулиганов. Разбивать их кабины начали еще на стадии строительства. Доставалось лифтам на Карбышева и Комарова, лифтам на Зорге. Но, пожалуй, самый громкий скандал произошел в работавшем лифте на площади Тукая у подземного перехода, когда две девушки использовали кабину лифта для инвалидов в качестве уборной, не стесняясь наличия камер видеонаблюдения.

К череде актов вандализма добавилась еще и травма, полученная жительницей Казани в лифте на улице Файзи, когда внутри кабины металлический лист рухнул на пассажиров и распорол руку 31-летней женщине.

По документам обслуживают с 2012 года

Однако все это время, несмотря на нерабочее состояние многих лифтов, были компании, в обязанности которых входило обслуживание лифтов и контроль их состояния. Тендеры на обслуживание лифтов появляются регулярно начиная с 2012 года. В конце 2012 года МКУ «Комитет внешнего благоустройства Казани» объявило тендер на содержание, техническое обслуживание подъемных платформ пешеходных подземных и надземных переходов. Стоимость контракта составила 581,8 тысяч рублей, исполнителем стало ООО «Волга Лифт». Контракт был заключен на 4 месяца — с января до начала мая 2013 года. Компания должна была заниматься 21 платформой в 10 подземных и надземных переходах. В обязанности компании входили еженедельный периодический осмотр в целях поддержания работоспособности, регулярное техническое обслуживание, аварийно-техническое обслуживание, уборка.

В апреле 2013 года с этой же компанией был заключен новый контракт — уже на 1,6 млн рублей. Контракт был заключен на 8 месяцев в отношении 30 объектов — по две платформы на каждом из 15 переходов, включая те самые неработающие и не обслуживавшиеся лифты в переходах на Комарова и Карбышева, а также на площади Тукая, на проспекте Победы в районе «Меги», на пересечении Сахарова и Бигичева.

Контракт на те же самые работы «Волга Лифт» получил и на весь 2014 год, стоимость увеличилась до 2,7 млн рублей, количество подъемных платформ увеличилась до 39 штук, а количество переходов — до 18.

ООО «Волга лифт» сейчас находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юрлиц. Компания зарегистрирована в марте 2010 года, учредители — Антон Панкратов и Искандер Абсалямов, последний же является и директором. На момент обслуживания платформ единственным учредителем и директором был Антон Панкратов, директор ООО «Татлифт-КМЗ» — дочерней компании московского ПАО «Карачаровский механический завод».

Если верить актам приемки работ по обслуживанию лифтов, они все работали, хотя жители города почему-то об этом не знали. realnoevremya.ru/Марии Горожаниновой

Исчезающие переходы и тайно работающие лифты

Параллельно с лифтами в казанских переходах стала происходить какая-то мистика. Во-первых, если верить актам приемки работ по обслуживанию лифтов, они все работали, хотя жители города почему-то об этом не знали. Более того, в актах даже строго зафиксированы и подсчитаны дни простоев отдельных платформ (но не уточняется, каких конкретно). К примеру, в феврале 2014 года в течение всех 28 дней не работали три подъемные платформы, еще 4 подъемные платформы не работали от 2 до 6 дней, а к октябрю уже шесть подъемных платформ не работали от трех до 31 дня.

Во-вторых, с 2015 года переходы с лифтами по документации стали пропадать.

В 2015 году Комитет внешнего благоустройства сменил подрядчика — им стало ООО «Казтехлифт». Первый контракт был заключен в декабре на 8 месяцев 2015 года. Стоимость составила 2,7 млн рублей. Однако количество платформ по сравнению с контрактом 2014 года уменьшилось с 39 до 32, а количество переходов — с 18 до 15. В том числе исчезли и лифты на Комарова и Карбышева. При этом стоимость обслуживания за каждый месяц увеличилась. На следующие два месяца исполнитель не изменился, но количество платформ вновь увеличилось — с 32 до 36. Стоимость работ составила 746 тысяч рублей.

На последние два месяца года был заключен еще более странный контракт: 36 платформ обслуживались оба месяца, а 8 платформ — лишь 1 месяц. Стоимость контракта составила 829 тысяч рублей, при этом сменился исполнитель — им стало ООО «Венец плюс». Общее же количество платформ увеличилось до 44, переходов — до 21.

В начале 2016 был заключен контракт на первые семь месяцев этого года. Срок выполнения работ истекает 31 июля. Исполнителем вновь стало ООО «Венец плюс», стоимость работ — 2,5 млн рублей. Количество переходов снизилось до 17, платформ — до 34.

В пресс-службе исполкома Казани оперативно дать объяснения всем странностям, а также прояснить судьбу городских лифтов на переходах не смогли. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

По сравнению с концом 2015 года из списка переходов, в которых обслуживаются подъемные платформы, исчезли переходы на Проспекте Победы около остановки «Академия правосудия», на пересечении Горьковского шоссе и улицы Восстания, два перехода на пересечении Амирхана и Чистопольской, а также на пересечении Амирхана и Четаева. В пресс-службе исполкома Казани оперативно дать объяснения всем странностям, а также прояснить судьбу городских лифтов на переходах не смогли.

Дмитрий Семягин, Максим Матвеев
Справка

ООО «Волга лифт» сейчас находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юрлиц. Компания зарегистрирована в марте 2010 года, учредители — Антон Панкратов и Искандер Абсалямов, последний же является и директором. На момент обслуживания платформ единственным учредителем и директором был Антон Панкратов, директор ООО «Татлифт-КМЗ» — дочерней компании московского ПАО «Карачаровский механический завод».

ООО «Казтехлифт» зарегистрировано в мае 2012 года, учредитель с 2016 года — Анатолий Зиндеев, руководитель — Денис Биктагиров. На момент исполнения контрактов компания принадлежала Лейсан Муллагалеевой, которая связана еще с несколькими казанскими «лифтовыми» компаниями — «Сигма лифт Казань», «Лифт групп сервис», «Спецлифтремонт», «Лифт монтаж Казань», «Объединенные лифтовые заводы — РТ».

Компания «Венец плюс» зарегистрирована в 1999 году. Учредитель — Ильдус Валиуллов, он же — генеральный директор. Валиуллов является совладельцем ООО «Дрожжановский кирпичный завод», дрожжановского «Завода блочных изделий» и елабужского ООО «Завод блочных изделий».


Новости партнеров