Большие дороги — для масштабного проекта

Строительство объектов инфраструктуры на территории Камского промышленного кластера потребует более 100 млрд рублей

Следующие пять лет для «Нижнекамскнефтехима» и других предприятий Камского инновационного территориально-производственного кластера «Иннокам» обещают стать самыми решающими. Их ждет активная реализация крупнейших инвестиционных проектов. Только НКНХ, согласно своей стратегии развития, планирует освоить на площадке, где будет возведен олефиновый комплекс, порядка $4 млрд. Как известно, предприятия Камской агломерации образуют тесный взаимосвязанный технологический комплекс, включающий четыре промышленных округа: Нижнекамский, Набережночелнинский, Елабужский и Менделеевский. Однако темпы развития промышленных объектов агломерации пока сдерживает недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Решением этого стратегически важного вопроса сейчас плотно занимается руководство ГК «ТАИФ».

В начале 2016 года президент РТ Рустам Минниханов представил правительству страны концепцию создания в Татарстане инновационного территориально-производственного кластера «Иннокам», в котором предприятия Нижнекамского промышленного узла играют роль «первой скрипки». Поскольку уже много лет нефтехимия, сосредоточенная на Нижней Каме, является «точкой роста» экономики республики.

Создание уникального промышленного кластера и реализация масштабных инвестпроектов его участников в перспективе позволят более полно раскрыть промышленный и инновационный потенциал «Иннокама», а реализованные амбициозные проекты компаний, являющихся неотъемлемой его частью, будут иметь огромное значение не только в масштабах Татарстана, но и всей России.

В новой стратегии развития «Нижнекамскнефтехима», рассчитанной до 2026 года, главным проектом выступает олефиновый комплекс. О его строительстве задумались еще в 2008 году. Дело в том, что имеющиеся у компании производственные мощности уже максимально использованы и дальнейшее развитие возможно лишь на основе новых базовых мощностей. Этот фактор стал основополагающим. Согласно проекту, комплекс позволит втрое — до 1,8 млн тонн — увеличить производство этилена, в три раза увеличить производство полимеров и до 1 млн тонн нарастить выпуск каучуков. Реализация проекта состоит из двух этапов, каждый из которых предусматривает строительство завода по производству этилена мощностью 600 тыс. тонн продукции в год и интегрированных в него заводов по выпуску пластиков.

Безусловно, столь бурное развитие компании и многократное увеличение объемов выпуска товарной продукции к 2026 году требует и наличия соответствующей инфраструктуры с точки зрения логистики. Та, что существует сейчас, уже несколько лет не справляется с нагрузкой, возрастающей ежегодно как из-за растущего числа автомашин, так и из-за увеличивающегося объема товарной продукции и сырья, перевозимых по ней.

В решении вопросов по строительству новых транспортных развязок, железнодорожных путей и узлов, понимая особую значимость нового этиленового комплекса, руководство ТАИФа в лице генерального директора Альберта Шигабутдинова, председателя совета директоров ПАО «Нижнекамскнефтехим» Владимира Бусыгина и топ-менеджеров компании искало поддержку в различных госструктурах, в федеральных министерствах и ведомствах. В 2015 году проект олефинового комплекса, являющегося составной частью Камского кластера, был включен в республиканскую «Стратегию-2030».

В июне прошлого года ее в качестве закона, принятого к исполнению, утвердил Госсовет РТ, а проект олефинового комплекса мощностью 1,2 млн тонн этилена в год был рассмотрен на заседании Совета безопасности при президенте Татарстана. Выступая на этом заседании с докладом о стратегии развития ГК «ТАИФ», генеральный директор Альберт Шигабутдинов обратил внимание членов Совета на проблемы, связанные с инфраструктурой Камского промышленного узла, подчеркнув, что их решение требует поддержки правительств республики и РФ.

И наконец, 24 июня нынешнего года на заседании президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России глава правительства Дмитрий Медведев сообщил, что концепция «Иннокама» и его «дорожная карта» утверждены.

280 миллионов рублей от ТАИФа — на ремонт дорог промзоны Нижнекамска и не только

Как отметил в интервью нашему изданию в апреле текущего года председатель совета директоров НКНХ Владимир Бусыгин, первым шагом стало предложение включить в федеральную программу несколько масштабных инфраструктурных проектов. Первый касается строительства мостового перехода через Каму в районе села Соколка и участка федеральной трассы М-7 в объезд Нижнекамска и Набережных Челнов общей протяженностью 84 км. Второй связан с расширением пропускной способности Камского железнодорожного узла, реконструкцией моста через реку Зай и расширением пропускной способности автодороги Нижнекамск — Чистополь. В третьем проекте речь идет о реконструкции и строительстве автодорог в Нижнекамске и Нижнекамском муниципальном районе, в том числе и реконструкции автодорог, ведущих на промышленную зону и Базу строительной индустрии (БСИ).

Помимо автодорог развития требуют и железнодорожные пути. Их также не оставят без внимания: в ожидании масштабной реконструкции — железная дорога на участках «Круглое поле — Агрыз» и «Круглое поле — Биклянь», по которым «Нижнекамскнефтехим» получает значительную часть сырья для своих производств и оправляет готовую продукцию в разные точки страны.

Большой ремонт трех участков дорог промышленной зоны, уже стартовавший в рамках реализации инфраструктурных проектов, в самом разгаре. С ходом его проведения ознакомились генеральный директор «Нижнекамскнефтехима» Азат Бикмурзин, мэр Нижнекамска Айдар Метшин и журналисты.

Общая протяженность трассы, подлежащей реконструкции, — 10 км: участок №1 — односторонняя дорога на подъеме от кольца БСИ до проходной завода изопрена-мономера «Нижнекамскнефтехима»; участок №2 — дорога от кольца «Соболеково» вдоль «Нижнекамскнефтехима» до «южной» автодороги; участок №3 — односторонняя дорога от проходной ЦГФУ НКНХ на спуске вдоль трамвайных путей до кольца БСИ.

Генеральный директор ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азат Бикмурзин сообщил на встрече с журналистами, что «текущий год для предприятий группы компаний «ТАИФ» станет периодом реализации целого ряда масштабных инвестиционных проектов, требующих многомиллиардных вложений, таких как: комплекс глубокой переработки тяжелых остатков нефти на «ТАИФ-НК», модернизация Нижнекамской ТЭЦ-1 «ТГК-16», реализация «Нижнекамскнефтехимом» проекта олефинового комплекса. (Сейчас ведется активная работа с лицензиарами и проектантами, поставщиками оборудования).

Кроме того, только в этом году «Нижнекамскнефтехим» в рамках реализации стратегии развития планирует освоить более 20 млрд рублей на наращивание мощностей производства синтетических каучуков, освоение выпуска новой марки каучука — ДССК. На очереди — запуск в работу модернизированного производства альфа-олефинов. Помимо этого, НКНХ ведет реконструкцию стратегически важного природоохранного объекта — биологических очистных сооружений. Несмотря на эти все задачи, понимая важность момента — необходимость уже сейчас решать инфраструктурные транспортные проблемы, генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Кашафович Шигабутдинов одобрил выделение «Нижнекамскнефтехимом» около 120 млн рублей на полный цикл работ по восстановлению дорог на промышленную зону в районе БСИ.

Эти дороги являются не только основным связующим звеном между городом и промышленным узлом, где помимо НКНХ расположены другие крупные промышленные предприятия, но также служат логистическими артериями для перевозки грузов. Поэтому высокое качество дорог обеспечит гарантию своевременной их доставки как потребителям, так и предприятию. Обновленное дорожное полотно, без сомнения, сделает более комфортной и быстрой доставку работников на промышленную зону и домой. Эти пути за 40 лет эксплуатации пришли в полную негодность, и ездить по ним было практически невозможно. Капитальный ремонт дорог, предусматривающий полную замену полотна и наложение двух слоев асфальта, ведется с применением самых современных технологий, что обеспечит долгий срок службы и позволит впоследствии избежать образования колеи.

На ремонтируемых участках снимут верхний слой покрытия дорог. Чтобы исключить его «волнистость», будет уложен выравнивающий слой асфальта, а сверху — еще два слоя асфальтового покрытия общей толщиной 12 см. Ремонтные работы ведутся в две смены, в круглосуточном режиме и без выходных. Задача, поставленная перед подрядной организацией, — завершить реконструкцию всех участков ко дню рождения Нижнекамска, празднование которого намечено на 20 августа.

Восстановление трех участков автодорог одновременно поможет разгрузить и городские магистрали, и, что немаловажно, решить проблему пробок в часы пик на «соболековской» трассе, которая находится на обслуживании у «Нижнекамскнефтехима». Эта дорога, ведущая в промышленную зону, была спроектирована еще в 1960-х годах в ходе строительства градообразующих предприятий, ее полную реконструкцию НКНХ проводил в 2004-2005 гг., но сегодня она уже не справляется с потоком автотранспорта. Ежедневно в часы пик количество автомашин на «соболековской» автодороге достигает 3 тыс. единиц. По ней на территорию промышленной зоны и обратно в город добираются более 30 тыс. человек.

Ремонт дорог промышленной зоны — не единственный подарок, сделанный компанией к грядущему 50-летию Нижнекамска. В этом году город уже получил 160 млн рублей, из которых 70 млн рублей предназначены на благоустройство и ремонт внутриквартальных дорог, а еще 90 миллионов — для масштабной реконструкции и обустройства набережной у реки Камы. К юбилею города она, благодаря поддержке ГК «ТАИФ», преобразится до неузнаваемости и обещает стать не только излюбленным местом отдыха горожан, но и новой визитной карточкой Нижнекамска.

Безусловно, все эти планы и задачи по обеспечению развитой инфраструктуры Камской промышленной зоны, которые сегодня целенаправленно решает «Нижнекамскнефтехим» при поддержке руководства ТАИФа, станут благом не только для самого промышленного гиганта и других предприятий, но и сыграют роль в развитии Нижнекамска. Впрочем, быть всегда готовым прийти на помощь городу для «Нижнекамскнефтехима», можно сказать, предначертано судьбой. Решением общегородских социальных задач предприятие занимается практически с самого своего основания и не случайно носит статус градообразующего.

«Это почерк «Нижнекамскнефтехима» и группы компаний «ТАИФ»

На состоявшейся встрече генерального директора НКНХ и мэра Нижнекамска со СМИ Айдар Метшин подчеркнул особую значимость поддержки, оказываемой городу как ГК «ТАИФ», так и градообразующим предприятием: «Два года назад мы актуализировали закрепление дорог за промышленными предприятиями, и хочу сказать еще раз большое спасибо «Нижнекамскнефтехиму». Главная дорога на промзону — «соболековская» — даже при такой напряженной эксплуатации по содержанию всегда находится в отличном состоянии. Это почерк «Нижнекамскнефтехима», ГК «ТАИФ». И вот это очередное конкретное дело — пример, который характеризует взаимодействие города и промышленности».

Глава НМР отметил, что в дальнейшей перспективе есть планы по реконструкции «соболековской» автодороги, и большой объем работ предполагает, что быстрым ремонт не будет. Для увеличения пропускной способности этого пути необходимо будет выделить отдельную полосу для автобусов, что позволит избежать заторов и пробок. Но, прежде всего, предстоит провести все необходимые расчеты и выполнить детальный проект реконструкции этой дорожной артерии, связывающей город с промышленной зоной и являющейся практически основным выездом по направлению из Нижнекамска в сторону Набережных Челнов, Альметьевска и других городов республики.

В дороги «Иннокама» вложат свыше 100 млрд рублей

Согласно утвержденной правительством РФ программе по реализации проекта комплексного развития Камской агломерации «Иннокам», вложить в который планируется 750 млрд руб., дорожную инфраструктуру Нижнекамского муниципального района ждут серьезные преобразования. По предварительным подсчетам, на эти цели потребуется свыше 100 млрд рублей.

К примеру, чтобы расширить число транзитных направлений, предстоит связать выезд из Нижнекамска с проспекта Мира с направлением в сторону Чистополя, привести в надлежащее состояние все транспортные составляющие, которые связывают промышленный комплекс с городом. Ставка по разгрузке Набережночелнинского моста через Каму делается на строительство моста в сторону села Соколка и выходом на федеральную трассу М-7. Кроме того, он поможет сократить время в пути по направлению в Казань и другие регионы страны не только по доставке товарной продукции резидентов Камской агломерации своим потребителям, но и для граждан и в принципе улучшит транспортную доступность этого района Татарстана. Протяженность новой трассы составит более 80 км. Построить мост с предварительной стоимостью 15-16 млрд руб. и отводящие от него транспортные пути предполагается к 2020 году.

Руководству Нижнекамска для осуществления всех вышеперечисленных задач, касающихся развития дорожной инфраструктуры района, предстоит провести огромную работу с государственными структурами на различных уровнях: начиная с разработки проекта с включением этапов его реализации в бюджеты города и района, тесного сотрудничества с проектными институтами, различными государственными министерствами и ведомствами, до поиска надежных подрядных организаций, которым предстоит в ближайшие несколько лет освоить гигантский фронт работы. Источники финансирования и методика выделения межбюджетных трансфертов правительством РФ пока не утверждены. Но, безусловно, реализация проектов по развитию дорожной инфраструктуры будет проходить в рамках государственно-частного партнерства. И по традиции поддержку Нижнекамску будут оказывать его крупные промышленные предприятия.

"Реальное время", фото предоставлены пресс-службой ПАО "Нижнекамскнефтехим"

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров