Дело «черных» риэлторов: как казанский опер обокрал Следственный комитет

Советский райсуд Казани рассматривает дело о загадочной пропаже сертификата в 1 млн рублей, изъятого следствием у «черных» риелторов

Дело «черных» риэлторов: как казанский опер обокрал Следственный комитет
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Накануне в Казани на три месяца продлили срок домашнего ареста 31-летнему экс-оперативнику УБОП МВД по РТ Юрию Козлову. Его судят за превышение должностных полномочий и незаконное присвоение вверенного ему чужого имущества. По данным следствия, местом преступления стал кабинет следователя СУ СКР по РТ, откуда осенью 2014 года вынесли сертификат Сбербанка на 1 млн рублей и, заменив подделкой, обналичили. Раскрыть это преступление помогли ныне осужденная риелтор Марина Скрипаль и детектор лжи.

Потерпевшая в «клетке»

Потерпевшую Марину Скрипаль в Советский суд доставляет конвой. В декабре 49-летнюю женщину приговорили к 8 годам колонии, признав причастной к вымогательству, мошенничеству с оформлением кредитов и завладению чужими квартирами путем спаивания, обмана и угроз. В зале суда Скрипаль водворяют в «клетку»(фото на постере). Тогда как подсудимый Юрий Козлов спокойно занимает место рядом со своим адвокатом и на протяжении всего заседания старательно отворачивается от камеры корреспондента «Реального времени».

В начале заседания осужденная Скрипаль попросила назначить ей государственного адвоката для защиты ее интересов. Но после возражений гособвинения и защиты получила отказ. Судья Сергей Жиляев пояснил ей: право на госзащитника имеют подозреваемые и обвиняемые, а потерпевшая может нанять договорного адвоката.

В ходе следствия Марина Скрипаль рассказывала, что 25 июня 2014 года после продажи квартиры родственников вложила свободный миллион рублей в сберегательный сертификат Сбербанка. Через три месяца должна была получить уже 1 014 834 рубля. Но через пару недель Скрипаль задержали, а сертификат при обыске изъяли, и, пока она находилась в СИЗО, сертификат на предъявителя был погашен, а деньги еще 16 октября 2014 года забрала некая Пояркова, которую наняли для подобной услуги по телефону. А в январе 2015-го следователь, возвращая дочери Скрипаль часть изъятого имущества, вернула по описи и папку с бумагой «Сбербанка», которая оказалась цветной ксерокопией. Но выяснилось это лишь в мае 2015-го, когда дочку Скрипаль в банке с подделкой задержала полиция.

Только через полгода по подозрению в причастности к этому преступлению был задержан Юрий Козлов, который вскоре написал явку с повинной. А поначалу полицейские пытались убедить потерпевшую, что ее сертификат изначально был «липой», а как доказать обратное, если экспертиза изъятого никем не проводилась? Тут помогла иная экспертиза: всех оперативников и следователей прогнали через «детектор лжи». Так еще в августе 2015 года было получено заключение эксперта, который, ссылаясь на психофизиологические реакции Козлова, сделал вывод о деталях исчезновения сертификата. «Такие же данные эксперт получил при проверке на полиграфе еще двух сотрудников полиции и одного свидетеля — судебного пристава», — заявила корреспонденту «Реального времени» Марина Скрипаль, когда судья удалился в совещательную комнату для решения вопроса о продлении домашнего ареста Козлову.

«Изъяли по наитию, а украл по глупости»

Домашний арест Козлову продлили до 12 октября, причем по просьбе защиты суд смягчил установленный запрет: если раньше обвиняемому была разрешена часовая прогулка в своем дворе, то теперь он сможет бывать на воздухе по два часа каждый день. Гулять Козлов обещал со своим маленьким ребенком.

Основная часть заседания была посвящена допросу бывших коллег подсудимого. Замначальника отдела УБОП МВД по РТ Евгений Рафиков рассказал суду, что 8 июля 2014 года лично руководил обыском в квартире Марины Скрипаль, в котором участвовали еще трое полицейских. Причем Козлова среди них не было.

— В первую очередь изымались деньги и другие материальные ценности — все, что могло послужить для обеспечения компенсации ущерба по экономическому преступлению. Эта бумага (сертификат «Сбербанка» на предъявителя — прим. ред.) была изъята по наитию. Я не банковский служащий и раньше просто не держал в руках таких документов. И до момента его пропажи (то есть почти год — прим. ред.) даже не знал о существовании такого сертификата, — уверял суд Рафиков.

По словам этого свидетеля, все изъятые в квартире Скрипаль документы были упакованы, опечатаны и доставлены в кабинет ведущего дело следователя в здании Следкома по РТ на улице Исанбета. Сотрудники УБОП обеспечивали оперативное сопровождение этого дела: одни доставляли свидетелей и подозреваемых, другие собирали доказательства, третьи изучали, описывали и фотографировали изъятые документы. Последнюю часть, объяснял суду Рафиков, поручили оперативнику Ефремову, однако помощь ему время от времени оказывал и ныне подсудимый Козлов.

— Когда вам стало известно, что к хищению сертификата причастен Козлов? — поинтересовался гособвинитель, помощник прокурора Советского района Айдар Шараев.

— Узнал со слов самого Козлова. В процессе проведения следственных действий я с ним разговаривал, и он пояснил, что попал в такую неприятную ситуацию, что появились какие-то материальные затруднения. И он по глупости и непониманию совершил то преступление, — сообщил Рафиков.

Это вам не сейф в швейцарском банке

Допрос оперативника Владимира Ефремова был еще любопытней. С его слов выходило, что изучением изъятых документов полиция занималась даже в отсутствие следователя. Когда ведущая дело сотрудница Следкома РТ отправилась в плановый отпуск, коробка с не приобщенными к делу вещдоками перекочевала в один из пустующих кабинетов. Там-то, по словам Ефремова, они с Козловым то вместе, то по одному продолжали знакомство с изъятыми документами.

И доступ в кабинет, где таким странным образом хранился изъятый сертификат на 1 млн рублей, имели и общественные помощники полиции, и даже обвиняемые в преступлениях. «Я один раз в этом кабинете обнаружил пластиковые стаканчики — такие как в сухпайках для арестованных», — пояснил суду оперативник, давая понять, что в версию о коллеге-преступнике не очень верит. «Работали с ним с ноября 2013 года, раскрываемость у него одна из лучших в отделе была», — характеризовал Козлова напарник.

Адвоката защиты и судью в показаниях этого свидетеля заинтересовал вопрос: каким образом Козлов был привлечен к оперативному сопровождению расследования, если поручение было адресовано Ефремову. «Ну, у меня не всегда была возможность… Есть такая практика у нас», — неуверенно объяснял Ефремов. «То есть мне, допустим, поручено уголовное дело, а я по тем или иным причинам не могу и прошу другого судью: «Проведи за меня заседание, допроси свидетелей», так что ли?» — изумился Сергей Жиляев. «Нет, не так, я не просил Козлова: «Веди за меня дело». А так, по небольшим вопросам просил помочь», — отвечал свидетель.

Чем этот вопрос важен для защиты, «Реальному времени» пояснил адвокат Равиль Байкеев. По его словам, действия Козлова следствие квалифицировало неправильно: во-первых, раз изучение и хранение изъятых документов ему никто официально не поручал, то и присвоения вверенного имущества (статья 160 УК РФ) с превышением должностных полномочий (статья 286 УК РФ) быть не может. А судить уволенного из полиции, по мнению защитника, стоит лишь за кражу (статья 158 УК РФ)! И обязательно учесть, что половину ущерба потерпевшей он уже погасил. Кстати, в суде со стороны защиты и свидетеля Ефремова прозвучало мнение, мол, у Скрипаль украли то имущество, которое ранее было получено преступным путем. Впрочем, сама осужденная риелтор это отрицала, а следствием арест на изъятый сертификат не накладывался.

На следующем заседании 14 июля суд намерен допросить двух важных свидетелей: обналичившую сертификат Пояркову и ее супруга. Добровольно в суд на прошлое заседание они не явились, обеспечить их принудительный привод сегодня судебные приставы не смогли, прислав в суд сообщение, что по месту жительства этой семьи никого застать не удалось. Услышав об этом, потерпевшая Марина Скрипаль лишь посмеялась. По ее мнению, неудача судебных приставов предсказуема, ведь «неуловимый» свидетель Поярков является… их коллегой.

Ирина Плотникова, фото автора

Новости партнеров