Казанский пороховой: первые взрывы и погибшие при Александре III

История аварий на Казанском пороховом заводе: от Екатерины до Керенского. Часть 1

На Казанском пороховом заводе недавно произошел очередной пожар, и вновь не обошлось без жертв и разрушений. Следует отметить, что это ЧП — далеко не первое на предприятии, расположенном в сердце большого жилого района Казани. Известный казанский краевед и журналист Лев Жаржевский в своей колонке «Реального времени» решил рассказать о первой закладке самого предприятия и о несчастьях, случившихся на нем в давние времена.

Где в России делали порох

Не сказать, чтобы в Сети был недостаток сведений о Казанском пороховом заводе. Но часто они повторяют друг друга, редко имеют ссылки на источники, а бывают и вообще полулегендарными. Поэтому было решено, не пренебрегая имеющимся в Сети, упор сделать все же на литературные данные, пока еще в Сеть не попавшие. Пришлось немного посидеть за набивкой текстов из источников, но материал того стоит.

Итак, вот что говорит нам в своем шестом томе «Энциклопедия военных и морских наук» под редакцией Г.А. Леера, лучшее военное справочное издание XIX века:

«В России военный порох изготовлялся почти исключительно на казенных пороховых заводах: Охтенском, Шостенском и Казанском. Охтенский завод основан в 1715 г., к 1889 г. его производительность достигла 70 тыс. пудов дымного пороха, завод был приспособлен к круглогодичной работе, для чего было устроено воздушное отопление и электрическое освещение. Двигателями служили водяные колеса, турбины и паровые машины, передача движения обеспечивалась проволочными канатами. Шостенский завод (официально Михайловский-Шостенский) на р. Шостка в Глуховском уезде Черниговской губ. был основан именным высочайшим указом 9 июля 1765 г., по настоянию малороссийского генерал-губернатора Румянцева. В конце периода производства дымных порохов завод достиг производительности до 150 тыс. пудов в год.

Казанский пороховой завод (близ Казани) открыл свои действия весною 1788 г., но при весьма плохих технических средствах как в количественном, так качественном отношении, и работал лошадьми, на конных фабриках. В 1886 — 1888 г. произведено коренное переустройство завода, и он приспособлен к выделке до 70 тыс. пудов разных сортов зернистого пороха, введены паровые двигатели, электрическое освещение для ночных работ и проч. За последнее время завод готовил лишь артиллерийский порох и только небольшое количество (в виде опыта) крупнозернистого. В 1891 г. начато переустройство завода для фабрикации бездымного пороха (до 40 тыс. пудов в год). Завод содержится по штатам, высочайше утвержденным 26 июня 1882 г.».

Казанский пороховой эпохи наполеоновских войн

А теперь вернемся в начало XIX века и посмотрим, что представлял тогда собою Казанский пороховой завод. В этом нам поможет Д.Н. Зиновьев, издатель и автор «Казанских известий»:

«Сведения о Казанском пороховом заводе
1815 г., февраля, 3

Пороховой завод лежит от Казани в трех с половиною верстах по Московской дороге, при опушке мелкого хвойного леса, и по близости села Ягодного, известного по многим козловым заводам. Он начат строиться в 1788 году. И ныне имеет: 37 фабрик, 1 закладную, 4 крутильни, 4 сушильни, 2 разъимочных, 2 навесочных; погребов: каменных 2, земляных 2, деревянный 1; фурштатдский двор на 270 лошадей с тремя казармами; офицерских домов 3, служительских казарм 22 и одна часовня. Поблизости его находится 10 улиц, имеющих в себе 200 домов, принадлежащих женатым мастеровым. Посреди их мечеть магометанского исповедания.

В заводе сем выделывается трех сортов пороху от 30 000 до 42 000 пуд. Цвет оного серовато-светлый и без всякой пыли. Добротою отличается противу всех заводов в России. Содержит пушечный от 65 до 80 град., мушкетный от 75 до 90 град., а винтовочный от 100 до 120 градусов силы, что доведено неутомимою попечительностью нынешнего начальника завода г. артиллерии генерал-майора и разных орденов кавалера Федора Ивановича Реслейна и порохового мастера титулярного советника Михайлова.

Порох делается в следующих местах: в закладочной толкутся: сера, селитра и уголь, и относятся на фабрики, на коих смешиваются и разминаются посредством больших чугунных кругов, называемых бегунами и приводимых в круговое обращение двумя лошадьми с проводником; а после 5 1/2 часов относятся в крутильни, где выкатывается порох с помощью решет. В сушильнях порох на лотках сушится от 4 до 5 суток. Печи в оных особенного устройства, и натапливаются полусаженью дров трехполенной меры. Отсюда берут в разъимочные, где порох качается в мешках и разделяется ситами и грохотами на три сорта, а, наконец, в навесочном весится, ссыпается в трехпудовые бочонки и отдается цейхвартеру для сбережения в погребах. Работа производится в семь месяцев. Селитра и сера получаются с шостенского завода, а ольховые угли выжигаются в казенных дачах за попенные деньги.

При заводе находятся начальник завода 1, подполковник 1, майор 1, цейхвартеров 3, унтерцейхвартеров 2, подпорутчиков2, пороховых мастеров 2, строевых солдат 200, мастеровых и фурлейтов 500, а всего 712 человек.

Финляндского экономического общества член Д. Зиновьев».
Источник: «Казанские известия». — 1815. — 3 февраля.

Но понять написанное Д.Н. Зиновьевым можно лишь наполовину: нам неизвестна технология дымных порохов. И здесь вновь обращаемся к упоминавшейся «Энциклопедии» Г.А. Леера.

Как это делается

«Пороховое производство. Сущность его заключается в том, что смеси из селитры и угля придаются наружная форма и физические качества, наиболее выгодные для действия пороха в назначенном к тому оружии. Таким образом, для каждого сорта пороха существует почти всегда особая фабрикация, отличающаяся количеством и характером отдельных операций, и не только в различных государствах, но и на разных заводах одного и того же государства фабрикация одноименных сортов пороха различается весьма значительно, без особого, впрочем, ущерба для качества пороха. Поэтому приводимое ниже описание порохового производства дает лишь общую идею фабрикации пороха, а не точный ход работ на каком-либо пороховом заводе.

Производство пороха, (имеющего окончательно вид зерен) можно разделить на следующие важнейшие операции: измельчение составных частей; смешение их; прессование смеси; зернение прессованной массы; сушка пороха; полировка; розымка; чистка.

При фабрикации артиллерийского пороха операции эти производятся так: смесь серы и угля (черного, сильно обожженного), предварительно измельченных (уголь иногда на особой мельнице), обрабатывается в железных бочках бронзовыми шариками; селитра разбивается деревянными молотками. Все эти вещества смешиваются (в требуемой пропорции) руками в особой закладочной, и полученная закладка поступает под бегуны. Затем состав разбивается или рукою, или на растирочном станке. Состав прессуется а) на винтовом ручном прессе, т.е. ящике, где пороховая смесь кладется несколькими слоями, разделенными между собой досками, причем нажимая винтом верхнюю доску, сдавливают состав до требуемой степени; б) на плющильном (вальковом) прессе. Зернение проводится на крутильне — горизонтальной раме с гнездами, в которые вставлены сита, а в каждое из них по грохоту; в последние всыпают пороховой состав (спрессованный) и кладут несколько пуль из сплава свинца с оловом; рама приводится механически в быстрое движение, причем состав разбивается пулями и проходит в сита, откуда более мелкая пыль отсеивается в ящик под рамой. Сушка зерен — в сушильнях, на столах или лотках, установленных на нарах; столы нагреваются теплым воздухом, вгоняемым в сушильню вентилятором; этот воздух нагревается паром. 1-я сушка производится до полировки пороха, 2-я — после сортировки его. Полируется порох в особых барабанах или бочках; полировкой сообщается зернам некоторый лоск, причем поверхность их становится тверже, порох дает меньше мякоти при перевозке и меньше втягивает влажность. Розымка или сортировка производится на раме, подвешенной канатами к потолку здания и имеющей несколько гнезд, в которые вставляются ряды сит с отверстиями разных размеров: более крупными – вверху, более мелкими – внизу; самое мелкое сито имеет дно из волосяной ткани, остальные – из медной. Рама приводится в движение руками. После вторичной подсушки порох подвергается чистке, для чего насыпается в холщовые мешки, из которых пересыпается при качании руками или с помощью механических приспособлений. Затем порох поступает в чистильню для чистки. Для достижения большего однообразия пороха разновременной выделки он подвергается уже в готовом виде мешке. Операция эта производится в длинном ящике, имеющем внизу отверстия с клапанами; в ящик насыпается последовательно, горизонтальными слоями, 12 ушатов пороха, который затем через открытые нижние отверстия высыпается в 12 подставленных под ящик ушатов. Полученные таким образом 12 бочонков пороха составляют т. н. «специальную партию». Точно так же перемешиваются между собой 12 спец. партий, причем для мешки берется по 1 бочонку из каждой партии; этим путем образуется 144 бочонка, составляющих «общую партию». Наконец, тем же способом перемешивают 12 общих партий и получается одна «годовая» — 1728 боч. или 5 184 пуда пороху».

Если сама схема производства дымных порохов не менялась, то существенно менялись технологические и технические подробности проведения процессов. Были периоды, когда эти изменения становились существенными и приводили к коренному переоборудованию завода, например, в 1880-х годах.

Несчастья начались, готовьтесь к новым…

Нетрудно понять, что организация производства и ежедневное ведение процесса были делом хлопотным, особенно если учесть, что именно производили на заводе. Когда множество людей занято на многих операциях, то практически неизбежны нежелательные случайности. Были они и на пороховых заводах, особенно памятны взрывы и пожары на Казанском и Охтенском заводах.

Первое значительное происшествие на Казанском пороховом относят к 1830 году. Вспышки и пожары случались и позже.

Взрыв с человеческими жертвами и разрушением нескольких бегунных фабрик (т.е. пороховых мельниц) произошел в 1884 году. Словесное описание несчастья заняло бы слишком много места, поэтому читатель приглашается внимательно изучить документы, приведенные на иллюстрации выше.

На этом несчастья не закончились: в полном согласии с шекспировским словами в заголовке пришли новые. Своими масштабами казанский взрыв 1917 года не шел ни в какое сравнение со взрывом 1884 года. Это была без всякого преувеличения катастрофа.

Продолжение следует

Лев Жаржевский, иллюстрации предоставлены автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров