Турсезон-2015: без горящих туров, длинных перелетов и доверия операторам

Половина татарстанцев, ранее летавших за рубеж, отдохнут в этом году в России

На грядущие майские праздники не воспользуются услугами туроператоров больше казанцев и челнинцев, чем в прошлом году. А те, кто все-таки на это решится, предпочтут внутрироссийские направления, в крайнем случае — турецкие курорты. Опросив участников рынка, газета «Реальное время» узнала, что люди потеряли доверие к туроператорам, которые вдобавок ко всему в этом году еще и могут отказаться от горящих туров. Рост цен — а европейские, к примеру, курорты подорожали раза в полтора — привел к тому, что об отказе от выездного туризма заявляет почти половина туристов, ранее летавших за рубеж.

Кризис оставил дома на майские праздники на треть больше казанцев

Провести грядущие майские праздники вне дома планируют на 34,8% меньше казанцев и на 11,8% меньше жителей Набережных Челнов по сравнению с 2014 годом. Такими данными с газетой «Реальное время» поделились в компании Momondo — международном туристическом проекте, предлагающем набор сервисов для планирования и организации путешествия. Как рассказала Ирина Рябовол, официальный представитель Momondo в России, несмотря на то, что в целом по стране спрос на самостоятельный туризм не ушел в минус, а лишь показал замедление роста, некоторые регионы вообще имеют отрицательную динамику, особенно на отдых во время официальных выходных. Причина нетривиальна: люди копят деньги на летний отдых.

Тем не менее большинство из тех казанцев, кто все же решил воспользоваться майскими праздниками для организации поездки, планируют отправиться в Москву, Симферополь, Сочи, Стамбул, Санкт-Петербург, Анталию, Ташкент, Барселону, Рим и Прагу. Для сравнения в прошлом году пятерка лидеров выглядела следующим образом: Москва, Симферополь, Санкт-Петербург, Стамбул, Сочи, Барселона, Анталия, Прага, Рим, Бангкок.

При этом, как отмечает Рябовол, в Набережных Челнах майский рейтинг 2015 года также практически полностью заняли внутрироссийские направления. Интересно, что и в прошлом году путешествия по России были в приоритете у жителей этого региона, однако состав направлений был несколько другой (Москва, Стамбул, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Анталия, Минеральные Воды, Екатеринбург, Краснодар, Анапа).

Репетиция летнего туристического сезона

— Майские праздники — своеобразная репетиция летнего сезона. Обычно большинство направлений, которые привлекают туристов в это время или находятся в фазе активного роста, входят в топ-лист летом или позже в осенне-зимний период. Таким образом, можно отметить следующие маршруты с отправлением из обоих городов, показывающие тенденцию к росту: Милан (16%), Коломбо (171,3%), Тбилиси (191,8%), черногорский Тиват (48,9%), — объясняет Ирина Рябовол.

Цены при этом на перелет в первые недели мая традиционно выше средних практически по всем направлениям (в этом плане этот год ничем не отличается от предыдущих). Так, например, стоимость перелета Казань-Сочи-Казань с пересадкой в Москве начинается от 17 тыс. рублей (в апреле этот же рейс можно найти от 11,5 тыс. рублей). Но, во-первых, авиаперевозчики постоянно проводят акции и распродажи, чтобы «разогреть» спрос. В последнее время все активнее промотируют низкие тарифы из регионов с пересадкой в столице. Это помогает заполнить как сегмент до Москвы, так и увеличить пассажиропоток на втором рейсе из российской столицы. Второй фактор — появление низкобюджетного перевозчика «Победа», который предлагает довольно низкие тарифы из регионов в столицу и к тому же запустил прямые рейсы, соединяющие региональные центры с югом России, — сообщили газете «Реальное время» в компании Momondo. — Однако такие предложения расходятся довольно быстро, поэтому нужно постоянно отслеживать акции авиакомпании и успевать купить билеты.

Ирина Рябовол: «Майские праздники — своеобразная репетиция летнего сезона. Обычно большинство направлений, которые привлекают туристов в это время, входят в топ-лист летом»

Почему люди перестали доверять туроператорам?

Впрочем, как выяснила газета «Реальное время», опросив участников рынка, после прошлогодних банкротств туроператоров, взлета курса евро и доллара, а также политического охлаждения с европейскими странами ожидания по поводу туристического сезона в этом году очень осторожные.

Светлана Пименова, директор туристической компании «Итиль-тур», однако, уверяет, что ее компания «как таковой спад по сути не ощутила», но и там отмечают структурное изменение спроса:

— Пошло дробление групп, стали более мелкими группами приезжать к нам. Не думаю, чтобы это был прямо конец бизнеса. Как работали, так и работаем. Но сказать, что выездной туризм восстановился, тоже сложно. Просто у людей имеет место психологический момент — после всех банкротств и неприятных ситуаций, которые были прошлым летом. Если люди и едут, то бронируют все самостоятельно, отдельно наземное обслуживание, отдельно авиабилеты. Люди сейчас утратили доверие к туроператорам и стараются свой отдых планировать и компоновать самостоятельно, — признается она с сожалением, но считает все же, что такая ситуация временная. — Потому что турпакет все равно имеет свои преимущества, в том числе и ценовые. Законы рынка никто не отменял. И думаю, что постепенно внешние направления будут опять расти, но не сразу, а постепенно.

Рост цен: дорогие авиаперелеты и отсутствие горящих туров

Что касается цен, то, по ее оценке, «цены на авиабилеты выросли в разы: это связано непосредственно с ростом евро и доллара», и, соответственно, ударили и по росту цен и на загрантуры: «Такая тенденция отмечается уже с осени». Удорожание авиаперелетов как один из ключевых факторов снижения спроса называет и Камиль Тарзиманов, директор «Салават тур». Впрочем, он объясняет спад туристического рынка и снижение спроса комплексными причинами: это и девальвация рубля, и запрет определенному кругу клиентов летать за рубеж («а это довольно приличный круг»). Сами санкции при этом влияют не так уж сильно, «хотя в технической работе иногда они выскакивают — в частности, при перечислении денег». Однако спад рынка уже отразился на вероятном отсутствии в этом году так называемых горящих путевок:

— Авиаперелеты и турпутевки подорожали, конечно, непропорционально (относительно роста курса валют — прим. ред.) — процентов на 30-40. Что привело к тому, что в этом году, скорее всего, не будет горящих путевок у туроператоров. Последние станут более экономными. И если говорить не о горящих турах, а об обычных, то там цены повысились на 20-30%. Думаю, и принимающая сторона — турецкие и египетские операторы — придержали свои цены в этом году. И в связи с этим в целом общая стоимость туров повысилась все-таки не в разы, — объясняет Тарзиманов.

«Мы сегодня говорим об отказе почти половины клиентов, ранее летавших за границу»

— Если вам кто-то сегодня скажет, что снижения спроса не произошло, или оно было несущественным, то не верьте, — радикален Евгений Никулин, директор туристической компании «Спутник-Транс-Сервис-Казань». — Самое сильное падение было в прошлом году — минус 70%.

По его словам, снижение спроса прежде всего связано с девальвацией рубля, отразившейся и на фактическом росте стоимости туризма. Тогда как санкции напрямую не повлияли практически никак: «В связи с санкциями не закрылись страны, не ухудшилась работа служб по открытию виз. Все как было, так и осталось».

— Единственное — выросли цены. А цены — это главный регулятор рынка. Именно цены в конечном счете повлияли на спрос. Ведь люди считают свой доход, будет ли он таким же, как в прошлом году. Если доходность населения под вопросом и появляются опасения в получении тех же доходов, то люди стараются деньги не тратить, а ждут, смотрят на тенденции. Да, люди все же привыкли тратить на отдых и, несмотря ни на что, будут это делать. Другой вопрос, какие это деньги? — сомневается Никулин.

Его сомнения разделяет и Рамиль Мифтахов, гендиректор туристического агентства «Персона грата», в котором также отмечают снижение спроса и из-за почти двукратного роста доллара и евро, и из-за санкций и других политических факторов. Все это складывается в весьма удручающую картину:

— Мы сегодня говорим об отказе почти половины клиентов, ранее летавших за границу и создававших основу спроса на выездной туризм. Ориентировочно 40-50% в этом году не поедут за рубеж. То есть спрос упал в два раза, — с сожалением замечает Мифтахов.

Туроператоры ставят на Турцию и Египет

Безусловно, рост стоимости турпоездок не мог совсем убить рынок, зато существенно изменил структуру спроса, что отмечают во многих турагентствах. По словам того же Мифтахова, изменение структуры спроса привело к тому, что «часть татарстанцев переориентировалась с международного рынка на внутрироссийские направления». Тарзиманов отмечает другое существенное следствие: изменение структуры спроса на внешние направления.

— Стали еще больше летать в Турцию. В ценовом варианте она получается выгоднее, чем европейские морские курорты. Европейские курорты, конечно, стали дороже не на 20-30%, а раза в полтора! Турция и Египет на сегодня представляют для татарстанских клиентов наибольший интерес, тогда как европейские туры упали по спросу существенно, — резюмирует он.

Основные направления, связанные с долгими перелетами, по его оценкам, становятся татарстанцам невыгодными в смысле экономичности туров в сравнении с Турцией, Эмиратами («Потому что и сами авиаперелеты тоже выросли в цене процентов на 30»). В итоге люди стали предпочитать более короткие перелеты: этим в первую очередь объясняется неизменная популярность той же Турции. На Турцию как основное направление в этом году ставит и Евгений Никулин, директор туристической компании «Спутник-Транс-Сервис-Казань»:

— Она и всегда лидировала. И там достаточно большой спектр отелей, которые могут среагировать на текущую экономическую ситуацию, снизив цены за счет какой-то внутренней экономики, — объясняет Никулин.

«Адекватность потока» в Египет и Турцию отмечают и в агентстве «Персона грата», директор которого Рамиль Мифтахов не видит особенного спада спроса в турецких и египетских направлениях.

— На сегодняшний момент основополагающий критерий — ценовая политика. Если Турция и Египет будут давать «волшебные тарифы» и цены эти в результате будут устраивать наших туристов, то татарстанцы поедут именно туда, — рассуждает Мифтахов.

Судя по всему, популярность именно пляжного туризма — обычная ситуация и в прежние годы — в этом году в долевом отношении к остальным видам туризма только вырастет. Как замечает Светлана Пименова, директор «Итиль-тур», объясняется это тем, что наши люди живут в средней полосе, «им не хватает солнца, моря»:

— И пляжный туризм — самое популярное направление. Поэтому наш человек предпочитает выезжать в Индию, на Гоа, в Египет, Эмираты.

Помогут ли низкие тарифы «Аэрофлота» курортам Краснодарского края?

Помимо Турции и Египта (если также в этом году вычесть Таиланд, куда спрос меньше, так как «перелеты все-таки туда очень дорогие сегодня», считает Тарзиманов) в выигрыше могут остаться внутрироссийские туристические направления. В первую очередь Краснодарский край. Впрочем, недавнее сообщение президента РФ Владимира Путина, что «Аэрофлот» намерен снизить тарифы на авиаперевозки по основным направлениям (Дальний Восток, Калининград, Крым), особенно в летний период, и даже о его просьбе минэкономики РФ поддержать авиаперевозчика, вряд ли поможет масштабно наполнить соответствующий спрос (хотя решение за счет бюджета и снижения НДС по авиаперевозкам уже направлено в Госдуму).

— Да, нужно учесть, что стоимость авиаперелетов в Крым, Сочи, Анапу планируется оставить на прошлогоднем уровне. Но если говорить о внутрироссийских направлениях, то авиаперелеты уже подорожали где-то на 10%, а внешние направления ориентировочно на 20-30%. И я не думаю, что планируемое «Аэрофлотом» снижение тарифов на авиаперевозки по основным направлениям особенно скажется на туристическом рынке вообще: его, «Аэрофлота», интересы — это именно внутренние, российские перелеты, — сомневается Мифтахов.

По его словам, сегодня никуда не делся спрос на курорты Краснодарского края: Сочи, Анапу, Геленджик. (Крым называется, но с осторожностью — только во вторую очередь). Но опять же, отмечает Мифтахов, все будет зависеть от стоимости перевозок. Тем не менее «наш Юг — сегодня основной ориентир сегодняшнего российского туриста», — считает он.

Тарзиманов признает, что оживление на внутрироссийских направлениях есть, но он все же осторожнее в оценках:

— Оживление есть, но я бы не сказал, что существенное. Ажиотаж, скорее, у туроператоров, которые закупают-выкупают места в отелях Сочи, Крыма. А у туристов особенного ажиотажа нет, хотя активность в этом направлении немножко выросла, — поделился своим скепсисом с корреспондентом «Реального времени» Тарзиманов.

Повышение спроса по внутрироссийским направлениям («Сочи и Крым») фиксируют и в туркомпании «Спутник-Транс-Сервис-Казань». Евгений Никулин связывает этот рост еще и с тем, что некоторым категориям людей стал нежелателен выезд за границу (военным, милицейским подразделениям). Хотя желание «посмотреть, попробовать внутренний туризм, раз о нем так много говорят», тоже имеет место быть.

Светлана Пименова из «Итиль-тур» предлагает не забывать и другие внутрироссийские туристические направления: в частности, посещение российскими туристами Казани и самое популярное направление — Питер. Набирает обороты, по ее словам, «Золотое кольцо» и Дальний Восток.

На туризме в кризис будут экономить в первую очередь

Сегодня туроператоры предпочитают весьма краткосрочные прогнозы и даже особенно не заглядывают в летний сезон, с интересом ожидая, какими окажутся майские праздники. Часть татарстанцев, которые в прошлые годы в эти выходные отправлялись за рубеж, конечно, и в этом году поедут: главный вопрос — куда, как считает Рамиль Мифтахов из «Персоны граты». Для него самыми вероятными ориентирами остаются Турция и Египет, где в мае теплее всего, особенно по сравнению с курортами Краснодарского края (на лето Мифтахов делать какие-либо прогнозы не берется).

Что майские праздники, безусловно, будут аншлаговыми, соглашается и Светлана Пименова из «Итиль тур», однако сегодня в туризме очень сложно что-либо планировать, замечает она, так как отрасль вообще зависит от многих факторов, в том числе и от каких-то мировых тенденций. В итоге на дальние перспективы планировать очень сложно, «тем более, что туризм — такая отрасль, на которой люди во время кризиса начинают экономить в первую очередь», поделилась своими опасениями с «Реальным временем» Пименова.

— Если говорить о майских праздниках, то мы ожидали худшего, честно говоря, — признается Камиль Тарзиманов. — Я говорю в первую очередь о выездном туризме, так как по внутрироссийскому время продаж только наступает. Активность упала не так сильно, как боялись. По крайней мере спрос есть и на экономтуры, и на дорогие туры. В мае татарстанцы полетят в Египет, Турцию, Эмираты.

А как только начнется сезон продаж на лето, то появится и спрос на летние направления, с оптимизмом смотрит в будущее туроператор.

Фото: moscvichka.ru, inspirationbreakfast.com, gazeta.ru, newstracker.ru, time-spending.com, strana.ru, venividi.ru, www.arispro.ru

Сергей Афанасьев, Юлия Красникова

Новости партнеров