«Выпускной — это мероприятие прежде всего для детей. И оно должно проходить правильно»

Каким должен быть торжественный вечер: без лишних «понтов», подарков учителям и пьянства?

Сегодня вечером свыше 50 тыс. выпускников московских школ и колледжей выйдут на общегородской «Выпускной-2016» в столичном парке Горького. Тем временем на днях в Госсовете Татарстана от некоторых депутатов прозвучали идеи запретить выпускные балы в наших школах. Возможно, кто-либо из народных избранников при этом представляет образы из фильмов «Выпускной» и «Американский пирог» со всеми «прелестями» такого торжества, от которых необходимо ограждать молодежь. Тем не менее директор казанского лицея №7 для одаренных детей Альберт Ахметов считает, что нельзя отбирать у выпускников столь важный день в их жизни, и праздник можно провести вполне прилично и при этом весело. Свою позицию он изложил в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени».

Выпускной: запретить нельзя разрешить

Сегодня среди общественности активно обсуждается вопрос о проведении выпускных вечеров. Высказываются даже запретительные мнения в сторону данного праздника. На наш взгляд, запрещать его никак нельзя, потому что это большая традиция, и мы не вправе лишать ее детей, учителей и родителей!

Выпускные вечера в школе традиционно проводятся в период между 22 и 30 июня. Обычно они состоят из официальной и торжественной части. В официальной части выпускникам вручают аттестаты, а проведение торжественной части зачастую связано с историей, традициями и особенностями самой школы. Каждое образовательное учреждение старается сделать большой праздник для выпускников и их родителей. Но, готовя такое мероприятие, невозможно избежать трудностей и хлопот.

Во-первых, каждый родитель стремится сделать этот праздник незабываемым, ведь выпускной бывает один раз в жизни. Но финансовые возможности и пожелания у всех разные. Например, одни родители предлагают на выпускной вечер заказать самый роскошный ресторан и лимузины, а другие думают, где бы взять в долг необходимую сумму. В данном случае, я считаю, найти взаимопонимание и выбрать «золотую середину» должна помочь администрация школы.

«Запрещать выпускной никак нельзя, потому что это большая традиция, и мы не вправе лишать ее детей, учителей и родителей!».

У нас в лицее педагогический коллектив тесно сотрудничает с родителями в вопросах проведения выпускного вечера. На собраниях активно обсуждается бюджет выпускного вечера, и мы стремимся сделать мероприятие с оптимальным бюджетом, но в то же время красивым, достойным и запоминающимся. Кроме того, родительский комитет выпускных классов поддерживает малоимущие семьи и помогает покрыть часть затрат с их стороны. Подобная тесная работа с родителями учащихся позволяет создать теплую атмосферу доверия и взаимопомощи.

Во-вторых, неотъемлемой частью выпускного вечера в большинстве школ являются подарки учительскому составу, на это может пойти от 10% до 40% бюджета. Мы от такой практики отказались. Вот уже много лет по нашим традициям выпускные вечера обходятся без индивидуальных подарков педагогическому коллективу, за исключением цветов, и мы постоянно напоминаем об этом родителям.

Все дело в алкоголе

Вообще, вопрос о проведении выпускных вечеров встал на повестку дня в Госсовете РТ на заседании Комитета по образованию из-за случаев злоупотребления алкогольными напитками. Отношение к спиртному у нас в стране достаточно либеральное, и вопрос употребления спиртных напитков сотрудниками в школе практически не обсуждается. Многие рассуждают так, что все мы люди и имеем право расслабиться. Отмечая праздник в учительской или столовой, некоторые педагоги позволяют себе то, от чего на классном часе, уроке или ином воспитательном мероприятии остерегали детей. Неужели после этого слова педагога будут иметь хоть какой-то вес и значение для детей? Конечно же, нет.

«Как бы то ни было, а выпускной — это мероприятие прежде всего для детей. И оно должно проходить правильно в первую очередь с педагогической точки зрения».

На наш взгляд, любые мероприятия с участием детей должны проводиться без употребления алкоголя, в том числе и выпускные вечера. В этом отношении мне повезло: я возглавил школу, в которой со дня открытия были установлены высокие морально-этические требования к преподавателям и обслуживающему персоналу. За 20 лет работы ни одно мероприятие не проводилось с горячительными напитками. Коллектив нашего общеобразовательного учреждения с самых первых дней пропагандирует здоровый образ жизни и все время демонстрирует свою строгую позицию по данному вопросу перед нашими лицеистами. И это дает свой положительный результат: к окончанию лицея никому из родителей не приходит в голову мысль предложить провести мероприятие со спиртным.

«Скучно у нас не бывает»

Как бы то ни было, а выпускной — это мероприятие прежде всего для детей. И оно должно проходить правильно в первую очередь с педагогической точки зрения, поэтому без консультации учителей и администрации школы здесь не обойтись. Мы совместно просматриваем сценарий с конкурсами, развлекательными номерами и при необходимости вносим свои коррективы и предложения.

Я бы не стал называть это цензурой, расцениваю это как педагогическую корректировку. Но скучно у нас точно не бывает, так как средний возраст нашего педагогического состава 35 лет. И мы понимаем, что выпускной вечер — это заключительный день в стенах школы, который ученики, родители и учителя проводят вместе, вспоминая радостные моменты, курьезные случаи и минуты неудач.

Из года в год, глядя на выпускников, я ловлю себя на мысли, что невозможно вычеркнуть из памяти пять коротких, но важных лет, проведенных вместе (в лицее учатся с 7 по 11 класс), ведь мы выпускаем детей в самостоятельную жизнь из недр одной большой дружной семьи, в которой не должно быть места недовольству, обидам и недопониманию.

Альберт Ахметов, фото предоставлены автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Альберт Мунирович Ахметов — директор лицея-интерната №7 г. Казани.

  • Родился в 1981 году в г. Туймазы (Башкортостан).
  • В 2004 году окончил Татарский государственный гуманитарный институт (учитель английского и арабского языков).
  • В 2011 году — Институт развития образования РТ (менеджмент в сфере образования).
  • С 2001 года работает в лицее-интернате №7 г. Казани учителем английского языка, завучем (с 2006 года). С 2009 года — директор.
  • Возглавляемый им лицей два года подряд входит в рейтинг минобразования РФ «100 лучших школ России».
  • Обладатель гранта «Наш лучший директор» (2012 год), обладатель почетного знака «Директор года — 2014» (минобразования РФ).

Новости партнеров