Татарстанского «людоеда» уравняли с полковником Квачковым и телеведущим Киселевым

Наказание от штрафа в 45 тысяч до 5 лет колонии: «Реальное время» изучило судебную практику по делам о публичном оправдании терроризма и призывах к нему

Экс-ведущий ТК «Эфир» Рамиль Ибрагимов стал вторым татарстанцем, привлеченным к ответственности по редкой статье УК РФ 205.2 («Публичные призывы к террористической деятельности и публичное оправдание терроризма»). Как выяснило «Реальное время», подобных приговоров в базе Верховного суда РТ пока нет, зато есть информация о предъявлении такого же обвинения 29-летнему Руслану Гафурову, одному из обвиняемых по делу о терактах с поджогами православных храмов и запуском ракет по «Нижнекамскнефтехиму».

Информационный пожар от поджигателей храмов

Под стражей первый обвиняемый в информационном «терроризме» татарстанец находится еще с декабря 2013 года. В последний раз срок содержания под стражей Руслана Гафурова продлевался в апреле этого года. Его делом занимается Следственный комитет. Как сообщили «Реальному времени» в Следкоме по РТ, для предъявления обвинения в публичных призывах к терроризму Гафурову понадобилось проведение комплексной психолого-лингвистической и религиоведческой экспертизы по публикациям и видеороликам с его страницы «ВКонтакте» о деятельности «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», признанной в России террористической организацией.

Впрочем, кроме распространения опасной информации, Гафуров, по мнению следствия, причастен к реальным терактам и деятельности преступного сообщества, на счету которого поджоги храмов и попытка теракта на «Нижнекамскнефтехиме». Всего по данному делу обвиняются 9 человек, в настоящее время они завершают ознакомление с материалами дела. Ожидается, что уже к концу лета дело может быть направлено в Верховный суд РТ для рассмотрения по существу, если прокуратура РТ утвердит окончательное обвинение.

В прокуратуре РТ отмечают, что статья, которую вслед за Гафуровым применили к «инноватору» Рамилю Ибрагимову, появилась в Уголовном кодексе РФ лишь недавно. «Статья достаточно редкая, широкой судебной и следственной практики она пока не имеет. Тем не менее статья действующая», — говорит старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев.

Вип-фигуранты

На наделю раньше татарстанца Рамиля Ибрагимова, привлеченного к уголовной ответственности за пост в поддержку бойни в американском гей-клубе, фигурантом уголовного дела по той статье 205.2 УК РФ стал телеведущий, бывший главред телеканалов НТВ и ТВС Евгений Киселев. В своем блоге на «Эхе Москвы» он сообщил, что поводом для подозрений в оправдании терроризма стало его высказывание по истории с осужденной в России за убийство журналистов украинской летчицей Надеждой Савченко. «На вопрос одного украинского СМИ, все ли делают власти Украины для ее освобождения, сказал, что могли бы и пожестче действовать — точно также, как российские власти вели себя во всей этой истории. Вот и прилетела «обратка», — написал Киселев.

В начале июня 2016 года обвинение в публичном оправдании терроризма было предъявлено и бывшему полковнику военной разведки (ГРУ) Владимиру Квачкову, уже осужденному в 2013 году за попытку вооруженного мятежа. Адвокат Квачкова считает, что новыми обвинениями ее подзащитному просто пытаются увеличить срок заключения.

Раскаявшимся штраф, убежденным тюрьма?

О применении статьи 205.2 УК РФ можно судить по мягким и жестким приговорам. Первые, как правило, выносят в отношении полностью признавших вину и во всем раскаявшихся. Так, в мае 2016 года в Самаре выездной коллегией Московского окружного суда был осужден за публичное оправдание терроризма и возбуждение вражды уроженец Тольятти Роберт Никитин. Еще на предварительном следствии он сознался, что публично поддерживал идеи национал-социализма и фашизма, был сторонником украинской радикальной группировки „Правый сектор“. Никитин заявлял о раскаянии и просил рассмотреть его дело в особом порядке. Приговор суда — штраф в 75 тысяч рублей.

На 45 тысяч в апреле этого года был оштрафован 17-летний житель Комсомольска-на-Амуре, которого обвиняли аж по пяти статьям УК РФ, в том числе — «Публичное оправдание терроризма» (ч. 1 ст. 205.2), «Публичные призывы к экстремистской деятельности» (ч. 2 ст. 280) и «Реабилитация нацизма» (ч. 1 ст. 354). Суд установил, что подросток неоднократно публиковал на личной страничке в Сети фото, аудио и видеофайлы, где идеология и практика терроризма признавались правильными, размещал файлы с призывами к насилию в отношении представителей народов Кавказа и Средней Азии, к убийству представителей одной из национальностей. Кроме того, от слов юноша намеревался перейти к делу, поскольку купил пистолет.

А вот московский журналист Борис Стомахин, ранее судимый за экстремизм, в настоящее время отбывает 7-летний срок в колонии строгого режима по приговорам 2013 и 2015 годов. Его признали виновным в призывах к экстремизму, возбуждении ненависти либо вражды, а также двух фактах оправдания терроризма. Предметом разбирательства, в частности, стала публикация в «Живом журнале» Стомахина статьи, посвященной взрывам в Волгограде в декабре 2013 года, а также его публикация «Годовщина цареубийства», в которой, по версии следствия, «восхваляется деятельность террористов, убивших Александра Второго: на иллюстрации к статье изображен балкон, украшенный перетяжкой с надписью «1861-2011 Ваш Подвиг Не Забыт».

К 4 годам колонии за оправдание терроризма в январе 2016 года был приговорен уроженец села Харачи Дагестана Адам Абдураев, а вот гражданин Белоруссии Кирилл Силивончик весной 2015 года получил лишь 2 года колонии за виртуальный призыв «убивать москалей». Парадоксально, но эту публикацию на своей веб-страничке иностранец сделал во время проживания в Нижнем Новгороде.

Интернет-газета «Реальное время»

Новости партнеров