«В Казани рынок частных школ не сложился. Нет ни элитных школ, ни школ эконом-класса»

Рынка частных школ в Татарстане фактически не существует, хотя спрос на их услуги, в общем-то, есть. К примеру, в Москве и Питере таких учебных заведений сотни, а в Татарстане лишь чуть больше 10. Ситуацию на рынке частных школ Татарстана вместе с его участниками изучила аналитическая служба «Реального времени».

Лидерство Башкортостана и Татарстана

Для понимания масштаба возможного «голубого океана» начнем со статистики. Всего, по данным аналитического центра «Реального времени», в 2015 году в Приволжском федеральном округе работало 9 264 общеобразовательных учреждений и школ-интернатов всех форм собственности. В них обучаются 2,8 млн учеников.

Первое место по количеству общеобразовательных учреждений в Поволжье занимает Республика Башкортостан. В этом регионе расположено 1300 школ, в которых обучаются 430 тысяч человек.

Татарстан занимает почетное второе место по округу. Число школ здесь совсем незначительно меньше, чем у восточного соседа: 1263. В них обучаются около 363 тысячи учеников.

На третьем месте по количеству школ — Самарская область с 666 школами (ох уж эта магия чисел), в которых учатся 292 тысячи учеников. Четвертое место — у Нижегородской области, в которой школ больше, но, очевидно, они меньшей вместительности: здесь учатся лишь 284 тысячи человек. Замыкает пятерку регионов с самым большим количеством школ в ПФО Пермский край. В нем расположена 701 школа с 270 тысячами учеников.

Во всем Татарстане 1200 учеников частных школ

По количеству учеников в частных общеобразовательных учреждениях и школах-интернатах Татарстан не находится в списке лидеров среди регионов ПФО. Он находится на четвертом месте, оказавшись позади Нижегородской, Самарской и Саратовской областей.

Всего в Приволжском федеральном округе — 81 частное общеобразовательное учебное заведение. В них обучается около 11 тысяч человек, то есть меньше полупроцента от общего числа учеников в Поволжье.

Аутсайдерами среди регионов ПФО по количеству частных школ являются Ульяновская область с тремя частными школами и 145 учениками, а также Марий Эл — с одной школой, в которой учится всего 44 человека.

Отметим, что, согласно данным пресс-службы мэрии Казани, «частных и негосударственных школ в городе Казани всего 8. Численность этих школ с 2010 год по 2016 увеличилась с 5 до 8». Таким образом, лишь одна частная школа Татарстана находится за пределами столицы региона.

Ох уж эта статистика

Немного отличаются от данных мэрии данные Ильсура Фатыхова, директора частной школы «Усмания» в Казани. Он говорит, что на сегодняшний день в Татарстане работают 11 частных школ. Такие же цифры называет и Ирина Надеждина, учредитель «Школа стратегического развития «Прогресс»:

«По сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, у нас в Казани частных общеобразовательных школ мало. Общее количество частных школ в России разнится, по некоторым оценкам, число таких школ равно примерно 600—700. Примерно половина частных школ России приходится на Москву и Московскую область, более 100 школ приходится на Санкт-Петербург. Несмотря на то, что в Казани в последнее время количество частных школ увеличилось, по моим подсчетам, их количество равно лишь примерно 11—12. При этом эта цифра спорная, ведь многие организации не имеют ни лицензии, ни государственной аккредитации».

«Казанцы покупают дорогие автомобили, но приводят ребёнка в необустроенную школу...»

Ильсур Фатыхов, директор казанской школы «Усмания», считает, что «появление частных школ с точки зрения развития общего образования — позитивный тренд. Думаю, постепенный переход к образованию в частных учреждениях — неизбежный путь, ведь уже сейчас можно наблюдать, как некоторые муниципальные школы переходят в статус автономных.

С каждым годом численность приходящих к нам на обучение учеников увеличивается, что говорит о нашей востребованности. Если сравнивать численность наших учеников на сегодняшний день с аналогичным показателем в 2010 году, мы видим рост в 40—50%».

Согласна с ним Эльмира Бариева, соучредитель «Школы юных творцов»: «Я думаю, что спрос на услуги частных школ на сегодняшний день только растет. Сейчас на рынке появилось довольно большое количество хороших частных детских садов, выпускники которых, как правило, предпочитают продолжить обучение также в частных школах. Я считаю, появление частных школ положительной тенденцией, так как создается новая альтернатива обучения, есть возможность получить образование по новым методикам. На мой взгляд, частные школы открывают не столько из чисто коммерческих соображений, сколько с целью в чем-то улучшить подход и качество образования детей. Мне кажется, если некоторые вопросы система образования не может отрегулировать, в этом плане частные школы более гибки».

Менее оптимистична Наталья Ахатова, директор школы «Елена-Сервис»: «За последние 5 лет на рынке Казани добавилось всего лишь 2—3 частные школы. Стремительного развития не наблюдается. При этом и спрос на услуги частных школ невысок, и, таким образом, конкуренция между частными школами складывается на высоком уровне. Серьезная альтернатива частным школам всегда представлена сильными муниципальными школами. Недостатком частных школ перед муниципальными является лишь то, что они платные. Что касается вопроса влияния частных школ на систему школьного образования в целом, могу сказать, что развитие общего образования никак не связано с появлением каких-либо школ, будь то частные или муниципальные».

Татьяна Беспалова, директор академического Лицея им. Н.И. Лобачевского в Казани, говорит, что «спрос на услуги частных школ в последние годы постепенно возрастает».

«В последнее время среди родителей все больше появляются запросы на «элитное» образование, подтверждением чего является открытие таких школ, как, к примеру, Международная школа, где дети обучаются на иностранном языке, и школа при Университете «Иннополис», в которой ребенок получает углубленные знания в IT-сфере. В нашей школе ребенок попадает в уютную, доброжелательную камерную атмосферу, получает качественное образование и комплексное, творческое развитие личности. Достичь этого позволяют условия маленькой школы, когда каждый ребенок может участвовать во всевозможных конференциях, фестивалях, — говорит Беспалова. — На мой взгляд, появление частных школ, несомненно, является хорошим трендом, любая конкуренция является стимулом для дальнейшего развития. У каждой школы должно быть что-то свое, что устраивает все запросы родителей. Появление таких школ полезно и с точки зрения развития системы образования, ведь опыт каждой из школ уникален. На сегодняшний день в Татарстане, помимо казанских, есть три частные школы, в которых дети получают полное среднее образование. Две из них расположены в Набережных Челнах, одна в Альметьевске. Очень интересен опыт частных московских школ: с точки зрения педагогической работы, внедрения новых технологий, работы с детским коллективом».

Ирина Надеждина, учредитель школы стратегического развития «Прогресс», говорит, что в Казани пока не сложилась культура частных школ в сравнении с Москвой, Санкт-Петербургом и другими крупными городами: «Люди склонны считать, что появление частных школ ведет к какому-то социальному расслоению, и частные школы — удел только богатых. Это, наверное, своего рода сложившийся менталитет казанцев: люди готовы покупать дорогую недвижимость, автомобили, но в то же время приводить ребенка в переполненные классы, необустроенные школы. Поэтому у нас, в большинстве своем, учатся дети людей, которые приехали из других городов и работают в Казани по контракту на определенный период времени. У них немного другое отношение к частным школам, для них это в порядке вещей. Родители, отдающие своих детей в нашу школу, остаются довольными качеством образования и ценой. Так как в Казани пока еще рынок частных школ не сложился, у нас нет ни элитных школ, ни школ эконом-класса, цены у нас гораздо ниже московских и питерских. Не могу сказать, что на рынке сейчас здоровая конкуренция, рынок еще недостаточно сформирован».

Внимание и качество, но недостаток оснащенности

По словам Татьяны Беспаловой, отсутствие стремительного роста количества частных школ объясняется тем, что для открытия школьных проектов необходимы большие инвестиции. «Частные школы, прошедшие процесс лицензирования и аккредитации, наряду с муниципальными также получают государственную субсидию. Для муниципальных школ субсидия установлена в размере 30 тысяч рублей на одного ребенка в месяц, а для частных — 3 тысячи. Даже с учетом оплаты обучения родителями, в сравнении с реальными затратами на обучение, сумма субсидирования минимальна. При этом частные школы часто работают на арендных площадях, что влечет за собой большие расходы. К примеру, у нас арендная плата составляется более 300 тысяч рублей на 100 школьников.

Сегодня в Казани открываются очень большие муниципальные школы. Я считаю, что в наше время дети нуждаются в большем внимании, ведь у многих родителей ненормированный рабочий день. Такого внимания в массовой школе ребенок, конечно, получить не сможет. Здесь роль играет не только внимание со стороны учителя, но и более тесные дружеские взаимоотношения между школьниками, которые устанавливаются в маленькой школе. На сегодняшний день, когда в мире так много жестокости, внимание, чувство сплоченности в школе очень важно для детей, — говорит Беспалова. — В частных школах, так же, как и в муниципальных, необходим значительный административный аппарат: требуются и учителя, завучи, воспитатели, технический персонал. Значительна и налоговая нагрузка. Если в те времена, когда мы начинали, ставка налога по упрощенной системе равнялась 14%, сейчас она равна 20%. Помимо этого, преподаватели оплачивают единый социальный налог по ставке 10%».

Эльмира Бариева считает, что «достоинством платного школьного образования является возможность включения в процесс обучения разных интересных дополнительных программ, набора качественных специалистов, которые будут работать «от души», ведь их труд и хорошо оплачивается.

Самой большой проблемой частных школ является текучесть ученического состава, что сильно зависит от материального положения родителей. В жизни разные ситуации бывают, могут возникнуть финансовые трудности, вследствие чего родители уже не могут платить за посещение ребенком школы.

Важной проблемой при работе частной школы также является поиск и содержание помещения. Если бы со стороны государства была предоставлена возможность аренды помещения по сниженным ставкам, то и стоимость обучения была бы ниже. Второй момент — налоги. При более низких налогах предпринимателям было бы легче работать».

А вот Ильсур Фатыхов из «Усмании» указывает на неожиданную проблему частных школ: «У частных школ есть свои преимущества и недостатки. Единственное, в чем они могут уступать муниципальным, это в оснащенности. Муниципальные школы финансируются хорошо государством, а в частных такой возможности нет, для начала они должны сами заработать».

Ирина Надеждина указывает на более высокий уровень образования в частных школах: «Со слов моих коллег, работающих в других частных школах, могу сказать, что дети, получившие образование в частных школах, как правило, получают хорошую подготовку и сдают экзамены лучше. В государственных школах, в основном, к ЕГЭ подготавливают репетиторы, а ученики частных школ редко посещают репетиторов. У нас, например, дети и домашние задания выполняют в школе. На мой взгляд, в частных школах больше развивается общий кругозор. Если семья переезжает, к примеру, в Москву, дети, обучавшиеся у нас, без труда поступают в элитные школы столицы».

«Если хочешь дать детям хорошее образование — в классе должно быть не более 15 человек…»

Ирина Надеждина отмечает сложности в работе частных школ: «Получение лицензии и аккредитации — довольно сложный процесс, поэтому многие школы первоначально получают лишь разрешения пожарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы. Лицензирование и аккредитация проводятся уже потом, постепенно, — считает она. — Говоря о проблемах частных школ, могу также сказать об обилии проверок. В основном, конечно, проверяют только документы. Законодательство сегодня быстро меняется, и получается, что пока мы переделываем документы по результатам предыдущей проверки, приходит уже другая проверка. Большая часть замечаний приходится на оформление документов, а возможности выделять отдельных сотрудников для работы с такими документами у частных школ нет. К примеру, в государственных школах есть определенные должности, которые предусматривают обязанности по ведению сайта. В частных школах персонал этим занимается наряду с ведением педагогической деятельности».

Относительно ближайших перспектив Ирина Надеждина высказывает осторожный оптимизм: «Думаю, в дальнейшем количество частных школ будет увеличиваться, что, на мой взгляд, связано с увеличением количества частных садиков. Как правило, частные школы обладают своей концепцией, что интересно родителям. Мне кажется, государственные школы должны быть примерно одинакового уровня и предоставлять стандартный перечень услуг. Если же родители хотят чего-то большего, то они могут отдать ребенка в частную школу. Было бы очень хорошо, если бы в городе была разработана программа по софинансированию частных школ. Согласно законодательству, у нас все имеют право на бесплатное общее образование. Если бы на каждого ребенка, по аналогии с материнским капиталом, государство выделяло родителям деньги на обучение в школе, а они, в свою очередь, решали бы, в какую школу отдавать ребенка — частную или государственную, тогда рынок бы серьезно оживился».

Примерно такого же мнения придерживается и Татьяна Беспалова, директор ЧОУ «Академический Лицей им. Н.И. Лобачевского»: «В последние 5 лет численность частных школ и детских садов изменилась в сторону роста. Особенно сильно увеличилось количество частных детских садов, численность частных школ увеличилась лишь примерно на 30%. К примеру, в последние годы у нас в городе открылись две международные школы, школа «Прогресс» и Школа при Университете «Иннополис». Помимо новых школ, в Казани при Лицее имени Н.И. Лобачевского при КФУ открылись платные классы на некоммерческой основе.

Думаю, частные школы и дальше будут появляться, но их будут единицы. Школьные проекты, в сравнении с вузами, очень затратные и требуют больших вложений. К примеру, в вузах один преподаватель может читать лекцию для целого потока размером в 70 человек, а вот в школах так сделать нельзя. Если ты хочешь дать детям хорошее образование, в классе должно быть не более 14—15 человек, соответственно, необходимо большее количество ставок учителей. Самое главное, на мой взгляд, это то, что сейчас у родителей и детей есть выбор. Ведь в жизни бывают разные ситуации: могут не сложиться взаимоотношения с классом, учителями, родители могут пожелать дать ребенку образование с каким-либо углубленным профилем. В данных случаях ребенок может поменять школу. Некоторые считают, что в частных школах для детей создаются «тепличные» условиях, но это не так. Практика показывает, что дети, которые побывали в разной среде, обладают большим эмоциональным интеллектом, они более коммуникабельны и легче входят во взрослую жизнь после окончания вуза».

Так же оптимистичен и Ильсур Фатыхов: «Думаю, что частное школьное образование и в дальнейшем будет развиваться хорошими темпами. На данный момент со стороны государства действует «зеленый свет» на нашу деятельность, работа частных школ одобряется, ведь они показывают очень хорошие результаты своей деятельности. В частных школах, где проходит целенаправленная подготовка к ЕГЭ, и результаты учеников очень высокие, большая доля детей поступают в вузы».

Считает, что в отрасли все будет хорошо и Эльмира Бариева, соучредитель «Школы юных творцов»: «Думаю, в дальнейшем частное образование будет развиваться, расширяться и процветать. На мой взгляд, снижение численности детей не скажется на частном образовании, все зависит от осознанности родителей. Сейчас многие родители стали серьезно задумываться о дальнейшем образовании своих детей. Как мы замечаем, все больше людей ищут альтернативные способы образования, им важно будущее своих детей».

А вот Наталья Ахатова, директор ЧОУ СОШ «Елена-Сервис», не считает, что частные школы в ближайшее время будут развиваться: «Думаю, стремительное развитие сегмента частных школ маловероятно. Причинами этого служат кризис, спад экономики и, соответственно, низкая платежеспособность населения».

Максим Матвеев, Фаиль Гатаулин, Лилия Салихова, Евгений Храмов
Аналитика

Новости партнеров