Спрос на «новый рабочий класс»: модное веяние или долгосрочная перспектива?

Развенчать некоторые мифы о рабочих профессиях взялось «Реальное время» в совместном с минтруда РТ спецпроекте. Эксперты рынка труда, опрошенные изданием, уверены: уровень зарплаты по ряду востребованных рабочих специальностей, как, собственно, и спрос на сотрудников, будет расти в ближайшие годы.

В топе по спросу операторы станков и слесари

Уровень безработицы в России по итогам марта 2016 года вырос до 4,6 млн человек или 6% работоспособного населения, сообщается в оперативном отчете Федеральной службы госстатистики. Эксперты татарстанского рынка труда подчеркивают, что у работодателей растет спрос на рабочие кадры, причем это касается не только узких специалистов, но и работников широкого профиля.

Востребованными остаются высококвалифицированные специалисты рабочих специальностей. Это связано с тем, что «на фоне меняющейся экономической ситуации и тенденций к импортозамещению различных товаров государство инвестирует в развитие производственных мощностей на территории РФ, которые испытывают потребность в данной категории специалистов». Им предприятия готовы обеспечить достойную оплату труда, сравнимую по размеру с окладом топ-менеджеров компаний. Особо следует отметить смещение спроса на представителей рабочих специальностей из регионов в Москву. Данная тенденция обусловлена ростом производства, базирующегося в основном в регионах, отмечает Светлана Сергеева, руководитель отдела предоставления персонала, компания «АНКОР Аутсорсинг».

Как отмечает директор GMC Consulting Галина Маштакова, на сегодняшний день наблюдается тенденция повышения мобильности рынка труда. Работодатель сейчас готов возместить затраты на релокацию специалистов рабочих профессий не только из отдаленных районов Татарстана, но и из других субъектов Российской Федерации.

По данным портала HeadHunter, на данный момент наиболее востребованными со стороны работодателей Татарстана среди рабочего персонала являются слесари и операторы станков. Доля таких вакансий составляет по 10% от общего числа всех вакансий. Далее по популярности запросов идут наладчики (9% вакансий), а затем — токари, фрезеровщики и разнорабочие. Меньше всего вакансий от местных работодателей — для гардеробщиков, дорожных рабочих и ювелиров, сообщили нам в пресс-службе HeadHunter. Средняя заработная плата, предлагаемая работодателями республики претендентам на позиции в сфере «Рабочий персонал» (по данным портала), составляет на данный момент 24 000 рублей. Минимальное предложение — 10 000 рублей, максимальное — 70 000 рублей. Максимальный уровень зарплаты чаще всего фигурирует в таких вакансиях, как машинист пневмоколесного крана 6 разряда, монтажник трубопровода, механик цеха механизации. При этом ожидания самих кандидатов незначительно превышают рыночный показатель и составляют, в среднем, 27 000 рублей.

Кадровое агентство «Кандидат», которое базируется в Казани, приводит для «Реального времени» следующие цифры: разнорабочий/рабочий на стройку может заработать от 20 000 до 35 000 рублей при средней зарплате по Казани 27 000 рублей. Зарплата сварщика — 20 000-50 000 рублей, 35 000 рублей — средняя зарплата по Казани. Среднемесячный доход каменщика в Казани — 25 000–35 000 рублей, слесаря — 20 000–30 000 рублей, механика — 30 000–45 000 рублей.

Соглашаться ли на «временное» понижение зарплаты?

К слову, для внушительного процента кандидатов перспектива роста зарплаты, к сожалению, пока связана с призрачным будущим. Понимая реалии «непростого экономического положения», кандидаты, ищущие работу, соглашаются на вакансии с меньшей зарплатой.

Иными словами, кандидаты все чаще готовы снижать зарплатные ожидания. Есть и официальные подтверждения этого мнения. К такому выводу пришла рекрутинговая компания Antal Russia после проведения опроса среди соискателей и сотрудников российских и международных компаний. Исследование проводилось в период с 01.11.15 по 11.01.16. Было получено 252 ответа от сотрудников российских и международных компаний и от неработающих соискателей.

Количество респондентов, готовых к снижению заработной платы достигло 16%, а число участников опроса, рассчитывающих на повышение зарплаты, снизилось до 38%. Среди тех, кто не работает в настоящий момент, 26% готовы к снижению заработной платы, что на 5% больше, чем в прошлом году — тогда к снижению были готовы 21% безработных кандидатов. На повышение зарплаты среди неработающих в этом году рассчитывают всего 15%, что на 10% меньше чем в 2015 году. Чаще всего о готовности к снижению зарплаты говорят представители таких отраслей, как финансовые услуги, розничная торговля, потребительские товары, ИТ и телеком.

Только 20% участников опроса оптимистично оценивают перспективы развития российской экономики в ближайшем году, однако по сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 3%. Большинство респондентов оценивает экономические перспективы нейтрально (50%). 30% респондентов пессимистично оценивают будущее российской экономики, однако число «пессимистов» уменьшилось на 14% по сравнению с прошлым годом.

— Стало больше людей, которые смотрят на экономические перспективы с оптимизмом. И больше тех, кто верит, что ситуация будет не хуже, чем в прошлом году. Люди отошли от шока и паники и стараются адаптироваться и изменить отношение к новой ситуации, — комментирует результаты исследования директор по региональному развитию Antal Russia Наталья Куркчи.

— Неудивительно, что чаще всего на уступки по зарплате идут те, кто не может найти работу, — продолжает она. — Мы встречаем кандидатов, которые в поисках уже больше полугода и пересмотрели ожидания. Однако такой подход в итоге не приносит пользы ни соискателю, ни работодателю. Сотрудники, согласившиеся на зарплату меньше ожидаемой, могут быстро покинуть компанию, как только «черная полоса» закончится и они найдут более выгодный вариант.

Работодателям эксперт советует тщательнее проверять мотивацию соискателя, готового на снижение зарплаты, чтобы избежать риска потерять его через несколько месяцев:

— Логично, если человек соглашается на меньшую зарплату, решая попробовать себя в новой области. Он компенсирует потерю в доходе опытом. Также понятно, если высокую зарплату соискатель готов променять на более спокойный график без переработок или, наоборот, на перспективную работу в стартапе, обещающую прибыль в будущем. Но вряд ли человек задержится в компании надолго, если дополнительной мотивации нет, — считает Наталья Куркчи. — Соискателям я бы порекомендовала не сдаваться, прикладывать максимальные усилия к поиску работы, использовать все доступные ресурсы и постараться «подтянуть» тот навык, которого не хватает, чтобы получить желаемую должность. Если нет возможности ждать «идеальную» по всем параметрам работу, важно понять, чем можно компенсировать потерю в зарплате. Иногда шаг назад в доходе поможет быстрее сделать несколько шагов по карьерной лестнице в перспективе.

Затишье без сокращений

Несмотря на заявления татарстанских работодателей в ряде СМИ о потребности в рабочем персонале, в крупных компаниях идет сокращение персонала, а также сокращение численности новых вакансий. Тем не менее пока эксперты рынка труда заверяют, что это явление не приняло массовый характер.

Галина Маштакова отметила, что работодатели, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, готовы вкладываться в обучение своих сотрудников. Так, например, по итогам 2015 года доля прошедших обучение и повышение квалификации сотрудников рабочих профессий предприятий Татарстана составила 44,6% от общего числа обучившихся сотрудников предприятий промышленного сектора.

— Массовых сокращений на индустриальном рынке мы не наблюдаем. По информации от наших клиентов, такие меры не планируются, — комментирует Светлана Сергеева. — Скорее, можно говорить о точечных заменах неэффективных сотрудников и стремлении сохранить команды. Сокращения если и будут проходить, то в форме сокращения рабочего времени (которое влечет также сокращение оплаты — за четыре дня в неделю вместо пяти и т.п.). Между тем сохраняется тренд 2015 года — работодатели более требовательны при выборе кандидатов, проводят больше этапов собеседования, стремясь минимизировать риск ошибки.

Интересные данные: в «нестабильные времена» спрос на рабочие профессии высок не только со стороны компаний, но и со стороны… «белых воротничков». Оказывается, треть сотрудников офиса не прочь уйти «в поля», променяв офисное кресло и компьютер на деятельность, предполагающую ручной труд:

— 43 процента офисных сотрудников утверждают, что такая работа перспективна и всегда востребована, четверть уверены, что это неплохой источник дополнительного заработка, а еще столько же видят данный шаг выходом в период кризиса, — комментирует Наталья Парфенова, руководитель пресс-службы Казанского филиала HeadHunter, приводя данные исследований портала. — Самыми привлекательными рабочими профессиями для офисных работников стали повара, автослесари и кондитеры, однако степень интереса к ним во многом зависит от той сферы деятельности, в которой в данный момент задействован офисный сотрудник. Так, большинство айтишников ушли бы в электрики (13%), а, например, HR-менеджеры переквалифицировались бы в швеи (18%).

Как эта тенденция находит отражение в реальности? В кризис все больше кандидатов, в том числе работающих сотрудников, откликаются подряд на разные вакансии, отмечает в своем блоге Алена Владимирская, руководитель агентства интернет-рекрутинга PRUFFI, PRUFFI Friends, интернет-проекта «Антирабство»:

— Главное, что изменилось во время кризиса, — стало много «истеричных» откликов. Люди психологически не готовы к тому, что им вообще придется искать работу, а они ищут долго и безуспешно. Поэтому все стали откликаться на все вакансии подряд: если ты размещаешь запрос на ведущих рекрутинговых ресурсах, получаешь буквально тысячи отзывов в день. Как следствие, мы перестаем пользоваться рекрутинговыми ресурсами. Одновременно возрастает ценность нетворкинга, и мы гораздо больше пользуемся соцсетями, получая очень хорошие результаты, прежде всего, на «статусных» платформах — Facebook и LinkedIn.

— Еще одно типичное для кризиса явление: клиенты думают, что во время экономического спада они смогут найти много хороших кандидатов за небольшие деньги. На деле все наоборот: хорошие кандидаты сейчас редко ищут работу, — продолжает Алена Владимирская. — По двум причинам: во-первых, во время кризиса для всех важна стабильность. Поэтому, если работа более или менее нормальная, человек за нее держится. Многие работодатели надеются, что вот сейчас закроются их конкуренты, и они заберут оттуда хороших специалистов. Но это тоже не работает: хорошие специалисты умные, они понимают, что в компании все не очень хорошо, и начинают искать работу заранее. Их обязательно кто-то перехватит. При этом кандидаты на топовые позиции падают в цене. Они соглашаются на зарплату даже вдвое меньше, чем на прежней работе.

— Важная тенденция — усилившийся отток людей на Запад, — пишет Алена Владимирская. — Сейчас все побаиваются будущего, поэтому считают, что лучше потерять немного в позиции или делать что-то не очень интересное, но зато семья и дети будут в безопасности. Традиционно из России за рубеж утекают несколько категорий специалистов. Во-первых, это программисты. Также зарубежные компании переманивают инженеров, особенно военных, авиаторов, ученых разных специализаций (не преподавателей, а именно исследователей). И еще некоторые страны охотно берут из России медицинский персонал. В России вообще умеют выхаживать больных — в мире ценятся наши сиделки, патронажные сестры и другой медицинский персонал такого уровня.

Неутешительный прогноз мы получили от президента Superjob.ru Алексея Захарова, который уверен: в ближайшие 15-20 лет в обществе исчезнет потребность в водителях, сотрудниках автосалонов, автоинструкторах и прочих сотрудниках, связанных с автомобильной сферой: ездить на такси будет дешевле, чем содержать собственный автомобиль. Зато красивые перспективы — у лизингового рынка. Трансформацию претерпят медицинская сфера и рынок услуг по изучению иностранных языков. Тем, кто не сможет удержаться в отрасли, эксперт предлагает рассмотреть альтернативу — приобретать смежные профессии, в том числе рабочие и инженерные.

С тем, что кризис оказывает определенное влияние на поведение как работодателей, так и кандидатов, согласен и другой эксперт рынка труда — Наталия Хисматуллина, директор кадрового агентства «Экспресс»:

— Обе стороны стали более избирательными в своих действиях на рынке труда. Сотрудники не рискуют менять работу, ценя стабильность, исключение составляют лишь те, кто лишился работы по определенным причинам. Работодатели также проявляют меньшую активность: во-первых, проектов в работе не так много, а высококвалифицированный персонал найти сложно, во-вторых, они стремятся к оптимизации издержек и не рискуют нанимать «непроверенных» сотрудников, которые могут не справиться с обязанностями.

Говоря об общих трендах на рынке труда в кризис, эксперт подытоживает: сейчас наблюдается определенное затишье и на стороне кандидатов, и на стороне работодателей.

Качественные изменения на рынке труда

Есть мнение, что спрос на рабочие специальности — кратковременный тренд:

— Эта тенденция носит временный характер и «бума» востребованности рабочих специальностей ожидать не стоит, — комментирует Светлана Ганеева, руководитель Ассоциации кадрового менеджмента и управляющий партнер Advance Recruiting Services. — Есть смысл говорить, что эта тенденция актуальна именно сейчас в нестабильный экономический период и при отсутствии полной информации о рынке труда. В ближайшее время большинство универсальных профессий или профессий, не требующих специального образования, будут видоизменяться в узкоквалифицированные. Наем на работу будет осуществляться в соответствии с разработанными стандартами профессий.

В целом, на рынке труда происходят (и будут происходить) не столько количественные, сколько качественные изменения, уверена Юлия Габутдинова, директор центра кадровых решений Personnel Profy:

— Меняются условия труда — сотрудники работают дистанционно, гибкий график работы — это уже стандартная практика. И с уверенностью можно говорить, что компетентные специалисты с разным набором навыков и способностью работать в режиме многозадачности будут востребованы как никогда.

По словам эксперта, все большее значение придается оптимизации процессов управления человеческими ресурсами:

— Стремление автоматизировать возможные технические функции и операции, с одной стороны, и необходимость гибко и оперативно реагировать на изменения в ситуации неопределенности позволяют сегодня многим компаниям устоять в современных условиях. Соответственно, от специалистов рабочих специальностей ожидается высококвалифицированная подготовка и навыки работы на современном оборудовании, способность гибко реагировать на изменения. Выполнять необходимые операции в рамках профессии уже недостаточно, требуется понимание всей технологии, всего процесса. Набирающий обороты процесс внедрения профессиональных стандартов — еще один серьезный аргумент в пользу повышения значимости квалификации и профессиональных компетенций на рынке труда. Кроме того, сокращение персонала — далеко не единственный и не самый «дешевый» способ оптимизации расходов. Анализируя обращения наших клиентов по специфике запросов, можно сделать вывод, что многие руководители понимают: «персонал — это ресурс, а не расходный материал».

Партнерские отношения между работником и работодателем приобретают иную значимость, подчеркивает Юлия Габутдинова: современные условия требуют от руководителей компетенций, позволяющих управленцу одновременно решать задачи повышения производительности, креативности, мотивации, развития персонала, борьбы со стрессом. Вовлеченность сотрудников, перераспределение задач, работа с лояльностью персонала — это направления, требующие от руководителей навыков работы с инструментами коучинга. Эксперт подчеркивает, что этот инструмент позволяет в отсутствие ресурсов достигать максимальных результатов, несмотря на сложности и усиление производственного давления на каждого работника.

Вообще, на рынке труда сейчас формируется совершенно новый темп и характер труда, отмечает Светлана Ганеева: к примеру, дроны-беспилотники и улучшение логистики благодаря развитию систем передачи информации успешно заменят курьеров, 3D-принтеры могут радикально изменить лицо производства. Несмотря на то, что процесс развития производств идет активными темпами, процессы производств будут максимально автоматизированы и для производства и снабжения производимой продукцией огромных территорий потребуется минимум сотрудников. Поэтому речь больше идет о том, что практически каждая профессия будет связана с IТ-технологиями, а многие классические профессии просто исчезнут и на смену им придут такие профессии, как: урбанист, специалист по градоустройству, оператор и технолог автоматизированных технологических систем, рабочий, разбирающийся в функционировании сложных автоматизированных систем. Светлана Ганеева подытоживает: несмотря на кризис и стагнацию российской экономики, нет основания полагать, что в течение 10 лет производство в нашей стране упадет настолько, что вернутся времена дефицита. Таким образом, большинство специалистов, чьи знания и умения могут быть полезны в этом деле, останутся востребованными на рынке труда.

Материал подготовлен при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Фото Максима Платонова

Новости партнеров