Заметки путешественника: «Степень веселья по вечерам на Мальте сопоставима с Ибицей, но все очень прилично»

Мальта – островное государство в Средиземном море. Из-за расположения между Европой, Африкой и Азией все части света отразились на культуре, языке и даже внешнем облике мальтийцев. А близость к Сицилии породила и местные мафиозные порядки – даже это не ускользнуло от внимания колумниста «Реального времени», партнера компаний «Сила ветра» и «Полветра» Александра Драгони. О своих впечатления путешественник поведал в своей новой колонке.

Кусочек Северной Африки под боком у Европы

Езжу так, езжу по Европе. Имею стереотипы и представления о тех странах, где был, и тех, где не был. Типа, Португалия – бедновато, океан, вкусная еда, горы, трамваи в Лиссабоне, Венгрия – непонятно, что говорят, сытно и вкусно, имперское прошлое. Про кого-то вообще не думаю. Про Лихтенштейн, например.

И тут приезжаю на Мальту и понимаю, что мои представления – это всего лишь картинки в моей голове. Зачастую не имеющие к реальности отношения. Мальта для меня всегда была страной из объявлений про курсы английского. Я даже не фиксировался на том, что это островное государство в ста километрах от Сицилии – Европа и что у него есть история.

Представьте, что вы приезжаете в какую-то европейскую страну, а там говорят на том же языке, что и в Северной Африке, архитектура, как в Северной Африке, природа почти как в Северной Африке, легкий мафиозный сицилийский налет и знание английского почти как в Швеции. Это удивительно.

Многочисленные толпы молодежи 16-30 лет. О пропорции среди общего числа туристов тех, которые приезжают учить английский, говорит такой пример, что таможенник в аэропорту спрашивает: «Вы на учебу?»

На английском говорят почти все. Заметно влияние Италии. Много людей, которые выглядят типичными итальянцами. Для таких маленьких островов огромное число средневековых сооружений. Храмы, форты, остатки стен.

Будучи типично североафриканской страной по природе, архитектуре и типажу людей, Мальта почти на 98% католическая. Мечеть всего одна.

И, конечно, впечатляющая Валетта. Даже те, кто был в Средиземноморских средневековых городах, вроде Корфу, Родоса или Дубровника, могут ходить, открыв рот. Удивительной затейливости Главная бухта Валетты и соседний Марсашлок…

Многочисленные толпы молодежи 16-30 лет. О пропорции среди общего числа туристов тех, которые приезжают учить английский, говорит такой пример, что таможенник в аэропорту спрашивает: «Вы на учебу?». По вечерам они гуляют и ходят по барам. Степень веселья по вечерам пятницы и субботы сопоставима с Ибицей, но все очень прилично. Видно, что проблема наркотиков тут контролируется.

Мафиозные оттенки

Занесло меня на Мальту опять из-за яхтинга. Мои друзья устраивали там клубную парусную регату, а я присоединялся к ее остаткам на вторую неделю и вел практику. Для тех, кто хочет получить свои яхтенные права. С этой компанией я езжу один-два раза в год уже семь лет подряд. На майские и осенью. А в этот раз не поехал.

И в первый раз за эти семь лет регата, по словам организатора, не могла три дня выйти в море из-за шторма. Ну, не совсем из-за шторма. Формально шторм – это ветер от 20 метров в секунду. А тогда дул, в среднем, около 15. И, конечно, не все три дня подряд ветер был одинаковым. Но чартерная компания, у которой были арендованы 17 из 19 яхт, запретила выход в море. С одной стороны, верно. В такую погоду лучше всего по старой морской традиции сидеть в баре. Но опытные экипажи могли хотя бы сменить место стоянки, чтобы не стоять три дня подряд на острове Гозо.

Треть всех итальянских моторных яхт, по слухам, — это взятки. Куда им деваться, как не переходить под мальтийский флаг?

Управляющий чартерного флота в довольно резкой форме послал всех и сказал, что он по договору свои деньги получит, а вы, мол, можете катиться к чертям. Так мы первый раз столкнулись с мафией в яхтинге. Конечно, сам Джонатан, сицилиец по происхождению, нам не говорил, что он имеет соответствующее прошлое и жизненные установки. Но ничем другим объяснить это (одно из ряда) проявление грубости и пренебрежение не удавалось. Отсутствие чеков и инвойсов об оплате дополнительных платежей, которых при аренде лодок бывает несколько, заявление ущерба задним числом уже после сдачи лодок обратно, неоднократное предложение валить к чертям, если что-то не нравится, поскольку его прибыль застрахована, и он ее получит со страховой в любом случае. Ну, и такой еще признак, как почти полное отсутствие конкурентов.

Неясно, когда сицилийцы стали проявлять интерес к Мальте. Несколько лет назад цены тут (на недвижимость, на стоянку яхт) стали заметно расти. Мальта в каком-то смысле стала последним прибежищем для европейских «пассионариев». Треть всех итальянских моторных яхт, по слухам, — это взятки. Куда им деваться, как не переходить под мальтийский флаг? Выдавливаемые из Европы и особенно Италии серые деньги подстегивали спрос на некоторых секторах рынка. А у Джонатана, надо отметить, практически все яхты не старше 3 лет. И он их меняет на новые регулярно.

Вы спросите, зачем я так долго описываю какой-то частный случай с каким-то там сицилийским мальтийцем из яхтенного бизнеса. Я отвечу, что из таких случаев и складывается впечатление о стране. И оно очень субъективно. Впечатления от разных стран, особенно если они кратковременны (несколько недель) и получены только из статуса туриста (сколько разочарований бывает у людей, которые побывав где-то туристами, решают переехать жить и завести бизнес), всегда опираются на предыдущий опыт. Каждое новое место вольно или невольно сравнивается со всеми предыдущими, чтобы найти что-то общее или отличительное.

Стоя на берегу Мальты и глядя в море, я вижу не только море, но и то, что тут было сотни лет назад, когда Мальта стояла на середине морских путей. Глядя на храмы и форты из желтого песчаника, я вижу людей, построивших их на малюсеньких и плоских островах

Продукт воображения

Поэтому, как любитель простых визуальных красот в виде зеленых холмов и гор, бухт с бирюзовой водой, разноцветных домиков на склонах среди оливковых рощ, на Мальте я собрал во внутреннюю «коллекцию» немного материала. Конечно, я запомню величественную Главную гавань, на одном из полуостровов которой и появилась крепость Валетта. Запомню невысокие, но обрывистые берега и Лазурное окно, около которого была снята одна из сцен «Игры престолов». Запомню средневековые храмы, раскиданные по Мальте и Гозо.

Есть еще одна составляющая впечатлений в путешествиях. Это ощущения. То, что накладывается на видимое глазами. Так, я чуть не заплакал, когда первый раз увидел появляющийся из-за горизонта греческий остров. Он был такой же, как и сотни других. Но теперь у меня особенное ощущение, когда вижу Корфу, Паксос или Сими.

И на Мальте этого незримого с избытком. Отчасти это может быть продуктом воображения. Я прочитал в Википедии про Мальтийский орден и понеслась… Ну и черт с ним. Пусть будет воображение. Поэтому, стоя на берегу Мальты и глядя в море, я вижу не только море, но и то, что тут было сотни лет назад, когда Мальта стояла на середине морских путей. Глядя на храмы и форты из желтого песчаника, я вижу людей, построивших их на малюсеньких и плоских островах.

И почему-то чувствуется (или воображается) особенное место Мальты в Средиземке. Недаром одна из известнейших парусных гонок называется Middle Sea Race. Старт и финиш на Мальте. «Гонка Средиморья»…

Александр Драгони, фото предоставлены автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Александр Драгони — путешественник, капитан парусных яхт, организатор круизов. Является партнером двух клубов: «Сила ветра» и «Полветра».

  • Родился в Москве в 1975 году. Закончил философский факультет МГУ. Наемная работа в различных сферах, в т.ч. репортером.
  • В 2009 году получил яхтенные любительские права. С 2014 года парусное дело стало основным занятием.
  • Три года назад перебрался в Казань.
  • На сегодняшний день он совершил около 60 круизов. В 2015 году «набежало» 120 дней на яхте.
  • О себе: «Обожаю открывать новые места для себя и своих «туристов». Нравится учить их парусному делу. Идеал для меня: пойти днем вздремнуть часок в кают-компанию. А экипаж в это время управляется с парусами и ведет яхту к острову. И, конечно, это их первый круиз!».

Новости партнеров