Казанский физик, оспоривший штраф ГИБДД: «Сначала подумал, что заплачу, а потом смотрю...»
Бурный интерес у россиян вызвала новость о казанском автомобилисте, который, применив свои знания физики, добился отмены штрафа ГИБДД. «Реальное время» связалось с «героем недели» Юрием Горюновым, кандидатом физико-математических наук, и узнало, почему казанец решил обратиться в суд из-за пустякового штрафа, сколько всего нарушений он совершил за всю свою водительскую карьеру, и сколько из них он обжаловал в суде. Также Юрий рассказал о своей страсти к физике, которая проснулась в нем еще в раннем детстве, и о разработанной им альтернативе Керченскому мосту.
— Одержать победу над штрафом вам помогло знание физики, вы не могли бы рассказать о том, как эта наука появилась в вашей жизни?
— Я говорю, что я с рождения физик. По сути, физикой я стал заниматься еще до того, как мы стали изучать этот предмет в школе. Просто мне попался учебник по физике, мне уже тогда было все понятно, и где-то после четвертого класса я уже прочитал учебники до седьмого класса. Когда пошел сдал, преподаватель был удивлен.
«Физика — она везде, на каждом шагу, она переплетается с нашим миром. В быту конечно помогает — электричество, механика — я все делаю своими руками, я экспериментатор». Фото facebook.com
Рассчитывал я поступить в Московский университет на отделение ядерной физики, но не вышло — произошел несчастный случай буквально за полгода до окончания школы и родители меня уговорили не уезжать далеко. Тем более что здесь была лаборатория ядерной физики в Казанском университете. Я закончил физфак КГУ. А сейчас я работаю в физико-техническом институте РАН, являюсь старшим научным сотрудником, защитил кандидатскую по сверхпроводимости, по магнитным явлениям.
— Расскажите, как вам помогает знание физики в быту? Помимо оспаривания штрафов.
— Физика — она везде, на каждом шагу, она переплетается с нашим миром. В быту, конечно, помогает — электричество, механика — я все делаю своими руками, я экспериментатор. Что-то сконструировать — никаких проблем. Даже ту же калитку сделать или забор.
— А есть у вас какие-то изобретения или разработки?
— Конечно, есть. К примеру, эко-чайник. Я его пока не сделал, но мысль у меня была. Все-таки сейчас экология не очень, можно было бы сделать типа гейзерной кофеварки нечто — чайник или дистиллятор по сути.
Также у меня есть другое большое дело по крымскому мосту. Как только по Крыму вопрос решился, как только он стал российским, сразу стало понятно, что нужно свое сообщение с полуостровом — своя вода, своя энергия, свой транспорт. Я сразу же в министерство по делам Крыма послал проект тоннеля по дну. Я писал, что за 5 месяцев можно эту ветку положить, и она будет работать. Сейчас стоить она будет около 4 млрд рублей — в 50 раз дешевле, чем тот мост, который забацали.
Мне не ответили, потом министерство по делам Крыма пропало благополучно. Потом было письмо Аксенову, из Госдумы мне «спасибо» прислали и все. А по идее, цена вопроса-то какая? Надо бы заинтересоваться, копнуть глубже. А это даже не рассматривается, потому что есть заинтересованные группы, как я понимаю. Аксенов недавно уже говорил о том, что мост строить проблемно из-за отношений с Украиной. Также было уже произнесено, что завышена цена в три раза. Я собираюсь опять на эту тему в Госдуму обратиться.
«Я сразу же в министерство по делам Крыма послал проект тоннеля по дну. Я писал, что за 5 месяцев можно эту ветку положить, и она будет работать. Сейчас стоить она будет около 4 млрд рублей — в 50 раз дешевле, чем тот мост, который забацали». Фото joinfo.ua
— Не могу не затронуть тему вашего недавнего триумфа в суде. Расскажите, где вас тогда «поймала» камера и первое ли это «письмо счастья»?
— Я родом из Пестречинского района, родители у меня проживают в Нагорном, так что я часто, всю свою жизнь езжу по М7, которая туда ведет от Дербышек. Однажды получилось так, что я ехал по этому участку, где установлена та самая камера, — это было в мае прошлого года. И после этого пришла первая весточка. Это было небольшое превышение — знак стоял 70 км/ч, а я ехал 92 км/ч. Я сначала отмахнулся, подумал, что заплачу, да и ладно, а потом смотрю — фотография-то непростая.
На ней было видно днище моего автомобиля. По сути, снято из канавы. Я туда ходил, смотрел — там действительно канава в рост человека почти. Я подумал, что с точки зрения физики в этом канале, где и влажность, и температура и все остальное «гуляет», и выхлопные газы оседают — то есть, повышенная проводимость, как вообще можно производить измерения в таком нестабильном месте? Я заинтересовался и решил посмотреть, какие параметры существуют установки этого измерительного прибора.
Но этот случай я проиграл. Я тогда подошел по-простому. Решил, что фотография является объективным свидетельством того, что произошло, хотя по делу на ней все есть. Смотрите, камера линейная, так что я по этой фотографии вычислил, где находилось устройство по отношению к моему автомобилю. Я взял габаритные чертежи своего автомобиля, эту фотографию, померил линеечкой соответствующие размеры на фотографии. По перспективе сосчитал расстояние до камеры, поскольку были видны все четыре колеса на фото — у меня получилось где-то 50 метров. Плюс это был поворот, а в руководстве написано, что прибор должен устанавливаться на прямолинейном участке дороги, чтобы стабильные стационарные условия измерения были. Просто судья не стал изучать и рассматривать все эти расчеты тогда.
— А за этим, как я понимаю, последовал аналогичный случай, но со счастливым концом?
— Да, в конце августа 2015 года у меня получилось то же самое на том же участке, с этим же идентификатором «КРИС-П», причем точно такая же скорость — 92 км/ч. Второй случай обжаловать получилось, поскольку специально для суда мы вплотную решили заняться всей необходимой документацией. Главный упор в этом деле был сделан не на расчет, а на то, что изначально прибор не является автоматическим. Они пытаются доказывать, что якобы в каких-то документах звучит, что он автоматический, но он нигде не фигурирует как автоматический измеритель скорости. Это измерение полностью зависит от того, как оператор установил этот прибор.
«Якобы в каких-то документах звучит, что он автоматический, но он нигде не фигурирует как автоматический измеритель скорости. Это измерение полностью зависит от того, как оператор установил этот прибор». Фото sntat.ru
Есть вероятность того, что многим у нас завышали скорость, что многие камеры некорректно установлены. Еще ведь какой момент есть — в руководстве написано, что один прибор обслуживается двумя сотрудниками инспекторского состава. Должен быть инспектор, который прошел инструктаж. А реально сейчас эксплуатацией занимаются, это уже известно, бывшие сотрудники ГИБДД, которые говорят, что они якобы охраняют эти приборы, но на самом-то деле они их и ставят. Я как раз видел, кто меня сфотографировал, я видел, что там мужчина в шапочке всегда у обочины возился — этот прибор ставил по утрам. Обычный гражданский человек, ни формы, ничего.
— Юрий, а какой у вас водительский стаж? И часто ли вам приходят штрафы?
— Вообще, у меня права в 1984 году получены, если не ошибаюсь. Я вам могу спокойно все штрафы перечислить! Два вот этих есть по «КРИС-П», есть у меня штраф за остановку в неположенном месте, который я тоже обжаловал. Еще у меня был штраф — я в небольшую аварию попал. Это было в феврале 2016 года, как раз авария случилась из-за того, что я засмотрелся на такой же «КРИС-П». У меня была очень большая дистанция, но пока я смотрел, она резко сократилась, плюс у меня не сработали тормоза. Если бы они не обледеневшие были… Я хотел экспертизу сделать, но ведь сейчас они обледенели, а через минуту — уже все. Три штрафа из четырех я оспаривал в суде.
— Почему вы все-таки не оплатили штраф, а решили обратиться в суд? Ведь первый вариант намного проще.
— Это вопрос принципиальный. Это мошенничество, по моим понятиям. Причем не на каком-то низком уровне, а серьезное нарушение на уровне министерств. Затраты в суде никакие я не несу, поскольку административные дела беспошлинные. И в эти юридические дела влезал я сам. Если бы этим занимался юрист, адвокат, то затраты бы были совсем другие, соответственно. В конце концов, я на чистую воду все равно их выведу. Вы знаете, 40 млн штрафов в 2014 году, 50 млн штрафов в 2015 году, конечно, это дело будет резонансным.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.