Шубный день или шкурный интерес казанского судебного пристава
Как арестованное имущество казанских меховщиков уценили в 37 раз
Куда делись 2800 овечьих шкур, арестованных в рамках исполнительного производства, и какую роль в этом сыграла сотрудница райотдела УФСПП по РТ — предстоит разобраться Авиастроительному суду Казани. Как стало известно «Реальному времени», бывшего пристава-исполнителя Юлию Леонову обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями путем необоснованного, по версии СУ СКР по РТ, занижения стоимости арестованных шкур с 1 миллиона до 28 тысяч рублей. Дама, как выяснило «Реальное время», вину не признает.
Шкуры должника арестовали на складах кредитора
Уголовный процесс по шкурному делу стартует в Казани в середине июня. Арбитражные же баталии ведутся уже не первый год. 9 сентября 2014 года арбитраж Кировской области постановил взыскать с казанского ООО «МехСервис» 1 млн 41 тысячу рублей в пользу кировской меховой фабрики «Белка» в качестве задолженности (966,2 тыс.), процентов за пользование чужими средствами (52,5 тыс.) и госпошлины (23,2 тыс.). Как установил суд, в 2013 году «МехСервис» не в полном объеме расплатился с «Белкой» за проведенную обработку шкур шубной овчины, хотя согласно договору за каждую овчинку был должен 160 рублей.
20 ноября 2014 года казанский пристав Музафарова возбудила исполнительное производство в отношении ООО «МехСервис», а в марте 2015-го по ее февральскому постановлению кировский пристав Семакин произвел арест 2800 шкур предприятия-должника, которые ранее поступили на склады кредитора — фабрики «Белка». Согласно акту о наложении ареста, шкуры были оценены кредитором по рыночной цене в 370 рублей за штуку, а всего — в 1 млн 36 тысяч рублей.
И когда 28 июля 2015 года пристав Семакин приехал на склады «Белки», чтобы изъять арестованные шкуры и передать их на реализацию казанскому должнику, кировские меховщики подвоха не увидели. Пока не узнали, что ООО «МехСервис» выкупил свои же шкуры по 10 рублей за штуку, а вместо ожидаемого миллиона и почти полного погашения задолженности «Белка» получит всего… 28 тысяч рублей. По данным «Спарк», директором и владельцем ООО «МехСервис» (ключевой вид деятельности — оптовая торговля шкурами и кожей) является казанец Зуфар Гиззатуллин, он же владелец 50% доли в ООО «Казанская меховая компания» (производство головных уборов). В 2014 году по сравнению с 2013-м выручка «МехСервиса» сократилась почти в 6 раз, но год компания закончила с прибылью в 21 тысячу рублей. Впрочем, судя по базе должников ФССП, Гиззатуллин и его «МехСервис» почти год не могут погасить задолженность перед Сбербанком в 318 тысяч рублей.
Долгий путь долговых денег
«Даже эту мизерную сумму мы до сих пор не получили, — призналась «Реальному времени» сегодня юрист мехового объединения «Белка» Ольга Кудрявцева. — Сделка по продаже была еще в августе 2015-го, но только 4 мая 2016 года на наш счет перечислили 9,5 тысяч рублей». Где «гуляли» эти деньги и когда ждать остаток, меховщикам неизвестно. По словам Кудрявцевой, лишь через месяц после выкупа арестованных шкур должником на их фабрику поступила копия важного постановления, что еще 17 июня 2015 года пристав-исполнитель Авиастроительного райотдела УФССП по РТ Юлия Леонова оценила стоимость 2800 шкур в те самые 28 тысяч рублей. То есть цена арестованного имущества была снижена аж в 37 раз.
— За 10 рублей овчину ни в одном регионе не купишь, сейчас даже стельки меховые и то рублей 50 стоят, — вздыхает Ольга Кудрявцева. — Но своевременно постановление о такой оценке приставы нам не направляли, поэтому мы не смогли его оспорить и добиться проведения независимой оценки!.. Но когда узнали — обжаловали действия пристава в судебном порядке.
Действительно, в октябре 2015 года татарстанский арбитраж признал «шкурное» постановление об оценке имущества ООО «МехСервис» недействительным и обязал Авиастроительный отдел УФССП по РТ устранить нарушения прав и законных интересов взыскателя — ООО «Меховая фабрика «Белка». После вступления данного решения в силу Следком по РТ заподозрил конкретного пристава в преступлении. И в мае 2016-го дело по обвинению 29-летней Юлии Леоновой в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ) поступило в Авиастроительный райсуд. По версии следствия, пристав действовала вопреки интересам службы. «В соответствии с федеральным законом об исполнительном производстве оценка подлежащего взысканию имущества должника должна производится приставом исполнителем по рыночным ценам», — объяснил позицию следствия «Реальному времени» старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий.
Обвиняемая начала защиту через арбитраж
По данным пресс-службы Авиастроительного райсуда, вину в ходе предварительного следствия Леонова не признала. Из УФССП по РТ женщина уволилась добровольно в начале июля 2015 года, то есть после вынесения постановления об оценке шкур, но до их продажи. К слову, представитель УФССП по РТ Яруллина в арбитражном споре уверяла, что постановление Леоновой было законным. И что прежде чем передать овчины на продажу должнику, предложение их покупки было сделано другим организациям — ООО «Алтынай» и ООО «Промтехснаб» — обе отказались «в связи с непригодностью мехов». Также Яруллина выражала уверенность, что в соответствии с законодательством постановление об оценке на фабрику «Белка» направлялось, однако суд установил: доказательств этим словам ответчик не предоставил.
Любопытно, что в апреле 2016-го, за несколько дней до предъявления Леоновой окончательного обвинения в злоупотреблении, она подала заявление в Арбитражный суд РТ. Женщина просит пересмотра октябрьского решения, согласно которому ее июньское постановление об оценке шкур признано недействительным, ссылаясь на вновь открывшиеся обстоятельства.
Первое заседание по заявлению ныне обвиняемой состоялось в АС РТ 16 мая. На нем бывшая дама-пристав заявила, что 22 июня прошлого года направляла в адрес фабрики „Белка“ копию своего постановления об оценке шкур и что предоставила суду уведомление о получении данного постановления кировскими меховщиками 30 июня 2015 года, которое не было зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции. Впрочем, юрист фабрики Ольга Кудрявцева в суде выразила сомнение, что в предоставленном суду конверте с отметкой находился тот самый важный для ее предприятия документ. Решив запросить у следствия ряд документов по данному делу и пригласить заявленного Леоновой свидетеля, арбитражный суд отложил заседание на 21 июня.
Старт уголовного процесса по делу экс-пристава намечен на 15 июня.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.