Со щитом или на щите: рекламный рынок автограда готовят к аукционным боям

Как загадочный новичок предложил «старичкам» рынка наружной рекламы Челнов демонтировать перед конкурсом более 600 щитов за свой счет

Сегодня на выездном заседании Совета по предпринимательству в автограде с участием омбудсмена РТ Тимура Нагуманова и мэра Наиля Магдеева стало известно о согласии рекламщиков города с новым порядком регулирования выдачи права на эксплуатацию рекламных конструкций (которые УФАС по суду потребовал демонтировать). На совете, который прошел в бизнес-отеле «Татарстан» выяснилось, что большинство рекламщиков хотят лоты небольшие и при этом выставленные на торги участки «с обременением» (т.е. без демонтажа), выданные на 10 лет. Несогласным оказался один бизнесмен, представитель малоизвестной в Челнах компании «Арт Сервис», потребовавший демонтировать конструкции по закону, срок увеличить до 15 лет, а лоты укрупнить до 15 конструкций. «Старички» посчитали «темную лошадку» представителем крупной московской компании, которая готова отъесть от рынка немаленькую долю.

«У вас не должно быть мыслей, что мы пытаемся этот вид деятельности пересмотреть»

В автоград на выездное заседание Совет по предпринимательству во главе с омбудсменом при президенте РТ Тимуром Нагумановым приехал обсудить с бизнесменами Челнов два важных вопроса, не первый год являющихся камнями преткновения между властями автограда, предпринимательским сообществом и федералами в лице УФАС, а именно: порядок регулирования объектов нестанционарной торговли (см. следующий материал) и рекламных конструкций.

На этот раз, сообщил Нагуманов с присутствующим на совете мэром автограда Наилем Магдеевым, сторонам придется до декабря решить все вопросы. Напомним, федеральное законодательство требует от города передать все рекламные конструкции на аукцион и продавать их по лотам. Для этого по закону требуется сначала демонтировать все существующие конструкции, потому что выставлять на торги лоты «с обременением» не совсем законно. Предваряя обсуждение, мэр заявил, что собрание вызвано необходимостью того, чтобымуниципальные правила на размещение рекламных конструкцийчетко вписывалисьв федеральное законодательство.

— У вас не должно быть мыслей, что мы пытаемся этот вид деятельности пересмотреть, подыграть в чью-то сторону, переформатировать. Нас к этому обязывает ряд федеральных документов, — объяснил Магдеев.

Нагуманов напомнил предшествующую историю, в частности, конфликт на рекламном рынке автограда, вызванный решением УФАС РТ навести порядок — УФАС требовал сразу демонтировать все конструкции, и затем выводить участки на торги:

— Мы вмешались, но не могли оставить законные процедуры. Но нам удалось отложить принятие нескольких решений. И на наше счастье мэр Москвы Собянин инициировал изменения в злополучный ГОСТ, и буквально перед вступлением в законную силу он был изменен (принятый в 2003 году ГОСТ запрещал размещать рекламные щиты на расстоянии менее 5 м от края автомобильной дороги, устанавливать щиты формата 3х6 м ближе, чем за 100 м от дорожного знака или светофора и т.д. Сергей Собянин заявил, что выполнить требования будет невозможно, и в мае 2015 года Росстандарт пошел навстречу. «Реальное время» подробно описывало коллизиюприм.ред.). Мы организовали проектную группу, куда входят представители рекламного бизнеса, исполкома Челнов и эксперты омбудсмена и Совета по предпринимательству. И оказалось, что почти 90% челнинских конструкций соответствует новому ГОСТу.

Начальник правового управления исполкома автограда Ленар Ахметзянов заявил, что на территории города установлено 639 единиц рекламных конструкций. Из 524 рекламных щитов формата 3x6 соответствуют новому ГОСТу 514 конструкций. В ответ Нагуманов напомнил, что уже 20 июня город должен провести первые торги, а к 1 декабря получить проектную документацию.

«Старички» предложили положиться на договороспособность соперников и не демонтировать щиты

Фанис Харисов, один из заметных представителей рекламного бизнеса в автограде, директор ООО «Реклама-Центр», задал резонный вопрос: в течение какого времени торги могут быть проведены по всем рекламным конструкциям: «Если мы сегодня сносим все по проспектам и если год тянуться будут аукционы — пострадают все…».

— Зависит все еще от того, какого размера будут лоты. Лоты могут быть по 1, 5, 100 щитов или все 600. По опыту Казани — не более 20 торгов в день удается провести. Если будет по одному щиту, можете посчитать, за какой срок это можно будет сделать. Если будет укрупнено до 5 штук в одном лоте — меньше. Сам торг занимает, в среднем, 45 дней. В принципе, можно синхронизировать — провести демонтаж и на следующий день провести торги. И тогда через 45 дней будут законные основания для размещения нового объекта. Чтобы не пришлось разово весь город зачищать, как то требуется по закону, — предложил Тимур Нагуманов.

И тут Харисов высказался неожиданно: за проведение торгов по букве закона — то есть лоты будут выставляться без обременения (без уже существующих на земле щитов), а значит предпринимателям придется убирать все 600 щитов. Хотя Харисов готов убрать свои (и, стало быть, у его крупной компании найдутся на это средства) и делать торги поэтапными, он оказался в меньшинстве.

Так, Ильдар Юнусов, гендиректор рекламного агентства «Золотой город», отметил, что на демонтаж всех щитов у бизнеса уйдет «порядка 19-20 млн рублей»:

— Это значит вынуть из кармана предпринимателя, который потом не факт, что сможет свои места на аукционе подтвердить. Я предлагаю проводить торги с обременением.

По его мнению, в большинстве случаев, исходя из практики других городов, новые владельцы обычно договариваются с владельцами старой недемонтированной конструкции и приобретают ее за меньшую цену. Однако Нагуманов с экспертами предупредили, что этот вариант рискованный: во-первых, проигравший на аукционе может в суде оспорить торги, назвав их незаконными; во-вторых, выигравший торги, если соберется демонтировать старую конструкцию, имеет право «вчинить» иск предыдущему владельцу. Юнусов же сослался на опыт Альметьевска, где выигравшие и проигравшие торги «почти все договорились между собой». Харисов, выслушав мнение Юнусова, когда его вновь спросил Нагуманов, вздохнул и заявил, что его устраивает любой вариант, хоть с демонтажом всех щитов, хоть без:

— Главное, чтобы побыстрее бы торги уже провели. А то сколько лет уже говорим-говорим, а воз и ныне там!

Кто стоит за «новичком» — компанией «Арт Сервис»?

Директор ООО ПК «Арт Сервис» Сергей Трунов высказался перпендикулярно мнению большинства своих коллег, внезапно дав понять, что его компания, пока мало известная на рынке, готова «отъесть» большой кусок всего рынка. Их компания, хотя и занимается рекламной деятельностью, пока не имеет своих рекламных конструкций, но, судя по всему, готова, пользуясь удобным моментом, инвестировать в этот бизнес миллионы:

— Я считаю, первоначальное предложение Харисова более правильным: сначала демонтировать все конструкции, а потом уже участки выставлять на торги. Это обеспечит равный доступ всем участников торгов. И будет справедливо. Торги с обременением считаю несправедливыми, — невозмутимо заявил Трунов. — Все дело в затратах. Мы должны учитывать затраты на установку новой конструкции, затраты на лот. Посчитали экономику: получается 3 года окупаемости одной конструкции. А те компании, которые уже имеют конструкции на местах, окупают вложение через 1,5 года после торгов.

— Но они же тоже когда-то эту конструкцию ставили, — пробормотал Нагуманов, взывая к справедливости.

— Ну, понятно. Но они уже отработали свое! — рискнул заявить Трунов, вызвав в зале нервные смешки «отработавших свое» предпринимателей.

Один из «отработавших свое» рекламщиков, Дмитрий, заметил Трунову, что тот может также приобрести старую конструкцию «за любую договорную цену» (до 50% цены), и это станет «конкурентным преимуществом». Ведь если они проиграют торги, рассуждали «отработавшие» рекламщики, им выгоднее продать конструкцию новому владельцу, нежели сносить себе в убыток, пытаясь где-либо этот металлолом утилизировать. Если даже торги по закону будут аннулированы, все, что потеряет новичок, — время.

— Мы теряем время, а вы в этот момент будете зарабатывать на конструкции, которая не имеет официального разрешения на эксплуатацию! — тоже возмущался «новичок».

«Раз — и в УФАС, и нас потом… по полной программе»

Рекламщики заверили представителей «Арт Сервиса», что в 90% случаев после торгов люди договариваются о продаже конструкции, но это «новичка» не убедило. Кроме того, «старички» заметили, что демонтировать конструкции будет не так-то просто, особенно трудно вытаскивать фундамент. Если же его там оставить, то не получится поставить новую конструкцию рядом — «с этой стороны коллектор, с этой сети….». Нагуманов, столкнувшись с упорством противников, заявил, что если сегодня стороны ни к чему не придут, решение остается за исполкомом, «без учета вашего мнения». Ринат Гисматуллин, представитель компании ООО «Челны-Реклама», высказался против демонтажа, сославшись на «облик города»:

— После демонтажа все придется заново засеивать, застраивать… А так, если не демонтировать, облик города не нарушится, — отметил он. — Город на первом месте, я считаю.

Ильдар Юнусов отметил, что на демонтаж всех щитов у бизнеса уйдет «порядка 19-20 млн рублей». realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

— Хорошее заявление. Особенно от бизнеса, — полускептически прокомментировал высказывание предпринимателя омбудсмен.

— Но предупреждаем вас: в таком случае проигравшие могут жаловаться в суд, заявляя, что исполком выставил на аукцион не чистый участок, а с обременением! Раз — и в УФАС, и нас потом… по полной программе, — заявил Наиль Магдеев, с УФАСом дела иметь явно нежелающий.

В то же время мэр дал понять, что поддерживает сторону большинства «старичков», так как демонтаж всех конструкций не только повлечет за собой потерю денег малого бизнеса, но и резкое изменение облика города. Подтвердил его опасение индивидуальный предприниматель, владеющий 15 щитами, демонтаж которых потребует от него до 300 тыс. рублей. В случае недемонтированных рекламных конструкций, если он даже проигрывает на аукционе, у него остается шанс продать их и выручить хоть какие-то деньги:

— А если мне придется щиты демонтировать, я буду еще вынужден платить за хранение конструкций. А они огромные! У нас в городе мест нет для их хранения, куда мы эти более 500 конструкций сгрузим?! А представьте, еще более 500 ям в городе появится! Даже если мы их засыпем и посеем, мгновенно ничто не вырастет. Это будет ужасная экологическая катастрофа! На день города сделаем очень крутой «подарок».

«Старички» — «новичку»: «А ты с какого раена?»

Поразительно, но в один момент все предприниматели вдруг превратились в радетелей за благоустройство города! В ход пошли даже аргументы об освещении дорог: мол, у каждой конструкции по два светильника, и в случае демонтажа на дорогах станет темно! По эмоциональным выступлениям и красивым «экологическим аргументам», за которыми «старички» не лезли в карман, было очевидно лишь, что владельцы уже существующих щитов не хотят появления в городе столичных рекламных монстров и других варягов, что вполне понятно: терять уже существующий бизнес не хочется никому.

Когда зашла вновь речь о решении другого важного вопроса и камня преткновения — укрупнять или разукрупнять лоты (и соответственно — допускать или не допускать к торгам малый бизнес, который крупные лоты, разумеется, не «поднимет») — слово вновь взял «новичок» Сергей Трунов из «Арт Сервиса», предложивший лоты укрупнить:

— Хотя бы от 10 конструкций на один лот. 10, 20… Можно 30, — мечтательно поднимал ставки бизнесмен, отчего у представителей малого бизнеса глаза на лоб полезли в буквальном смысле слова. — Чтобы на рынке не было большого числа игроков, а осталось 3-4 игрока…

Один из предпринимателей, не выдержав, поинтересовался, откуда он, Трунов, вообще взялся? Другая предпринимательница ехидно спросила у Трунова, уж не москвичи ли за ним стоят? «Нам название вашей компании ничего не говорит!» — сомневались одни предприниматели, однако другие заверили их, что «это наш брат будет». Еще немного, и послышался бы вопрос: «А ты с какого раена?» Почувствовав, что накал страстей растет, Нагуманов охладил «старичков»:

— Неважно, откуда он. Из Москвы, из Казани… У нас конкуренция. Не надо тут выяснять, кто и откуда… С какого комплекса еще спросите!

«И будет сразу «камбек» в 1990-е! Я боюсь, в криминальную хронику потом кто-то может попасть!»

Неожиданно «новичка» поддержал один из «старичков», который, по его словам, начал заниматься рекламной деятельностью лет 10 назад, когда на рынке было до 50 игроков:

— Сейчас же рынок поделен по сути и действительно между 4-5 игроками! И независимо от того, какими лоты будут, ситуация не изменится.

— Ваше предложение по лотам? — поинтересовался Тимур Нагуманов.

— 500! — пошел ва-банк бизнесмен.

— И будет сразу «камбек» в 1990-е! Я боюсь, в криминальную хронику потом кто-то может попасть! Надеюсь, не мы с Наилем Гамбаровичем… — выразил надежду омбудсмен РТ. — Впрочем, практика Казани показала, что разукрупнение лотов не обеспечивает победу малого бизнеса, но, по крайней мере, шанс у него есть.

В результате долгих обсуждений стороны пришли к согласию, что лоты необходимо разукрупнять. Вероятнее всего, дали понять Нагуманов с Магдеевым (решение все же остается за исполкомом), лоты будут небольшими: от 1 до 2-3 конструкций.

— Шанс мы должны дать малому бизнесу, тем, кто 10 лет работал. Это правильно с чисто человеческой, моральной точки зрения. Как в том анекдоте, у малого бизнеса появится шанс: не догнать, так хотя бы пробежать и согреться, — не постеснялся метафоры мэр.

На третий важный вопрос — на какой срок исполкому выдавать права пользования на участки — все рекламщики попросили срок 10 лет (по закону — не менее 5 лет).

— Первое, что мы услышали, — участки выставлять на аукцион с обременением. Второе — шанс малому бизнесу нужно дать. Третье — вы хотите 10 лет, — подытожил Магдеев.

— У вас, Сергей Николаевич, нет возражений? — с опаской обратился к Трунову из «Арт Сервиса» Тимур Нагуманов.

— Нет, конечно. Можно и на 15 лет! — заявил амбициозный рекламщик, окончательно давая понять собравшимся, что его компания готова войти на рынок всерьез и надолго.

Впрочем, пока Тимур Нагуманов заявил, что берет паузу на обсуждение с исполкомом вопроса о сроках до конца июня.

Сергей Афанасьев, фото nabchelny.ru

Новости партнеров