Гид по улице Дзержинского: писатели, дети и хоккеисты
Прогулка по Левой Черноозерской. Часть 6-я
Продолжаем прогулки по историческому центру Казани, в частности по Дзержинского. В этой публикации мы приблизились к самому известному дому улицы, причем популярному не благодаря своей «красоте», а скорее, городским активистам и легендам. Осенью стало известно, что у дома появились новые владельцы, и, судя по всему, его ожидает полная реконструкция.
Мергасовский дом (Дзержинского, 18)
Самый известный дом на улице и первый в Казани многоэтажный жилой дом, возведенный после революции, в 1928 году, по проекту архитектора Дмитрия Федорова («дом чекиста» на Карла Маркса). Другая версия — строил здание Петр Сперанский, театральный режиссер, после революции выучившийся на архитектора и построивший стадионы «Динамо» и «Трудовые резервы». Но проектировал москвич Сергей Глаголев.
Дом в народе именуют в честь старого названия улицы Кави Наджми — Мергасовского переулка. Занятно, что Мергасовский также называют первой многоэтажкой в городе с канализацией и отоплением, хотя эти блага цивилизации архитекторы изначально забыли предусмотреть в проекте — пришлось проводить коммуникации позднее.
Вероятно, самым известным жителем дома был Кави Наджми — член оргкомитета Союза писателей ТАССР, редактор журнала «Совет әдәбияты»/«Советская литература». В 1937 году его арестовали как врага народа и перевезли в НКВД. В 1938 году в лагерь отправили и его супругу, Сарвар Адхамову, как «жену врага народа». Их выпустили только в 1940 году.
Сына четы — Тансыка отправили в колонию в Ирбит, откуда он сбежал обратно в Казань и прятался на чердаке одного из домов, пока его не приютила дальняя родственница Хатира. Тансык зарабатывал чисткой обуви и уходом за детьми цирковых артистов. А после стал заведующим кафедрой радиофизики Казанского университета, деканом специального факультета переподготовки кадров, советником генерального директора Департамента промышленности Госкомимущества РТ.
Рассказывая историю здания, обычно говорят, что дом треснул в 1981 году. Но газетные вырезки 1930-х годов сообщают, что проблемы у здания были уже тогда. Не было ни опыта строительства таких домов, ни надежных стройматериалов. В 2009-м особняк получил статус аварийного. В феврале 2018-го здесь все еще было прописано 27 семей. Спустя четыре года осталось всего две. Стараниями активистов дом расчистили, территорию обнесли забором, окна и двери заварили. Здание выставили на аукцион за 1 рубль.
11 октября председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин сообщил, что у Мергасовского есть инвестор и заказчик. В нем разместят апартаменты. При этом 13 октября в доме загорелся мусор на балконе четвертого этажа. Это означает, что в него до сих пор можно проникнуть, несмотря на ограждения и охрану.
Дзержинского, 16
Как и многие другие дома на этой стороне улицы, он построен в середине 1950-х, точнее в 1955 году. При этом не в стиле лагутеновок-хрущевок, а вполне себе по заветам советского ампира: пилястры, карнизы, фронтоны как элемент оформления оконных групп.
Кстати, если войти во двор, можно увидеть флигель дома купца Черноярова.
Павильоны (Дзержинского, 14а)
Первый павильон на Черном озере появился в 1859 году, его построил купец с говорящей фамилией Белозеров. Занятно, но на фотографиях 1930-х годов на этом месте находятся образцовые ясли Народного комиссариата просвещения ТАССР. Также там можно увидеть, как дети проводят тихий час, посапывая в гамаках — красота!
На фото эпохи оттепели и застоя можно увидеть, как здесь активно играют в хоккей.
В 2019 году было решено восстановить исторические павильоны — но таковыми власти называли уже строения, появившиеся в 1970-е годы. Здесь проводили репетиции (к примеру, готовилась к концертам группа «Дом кукол»). Выяснилось, что эти сооружения построены «по примеру дебаркадерной архитектуры» — поэтому у них есть палубы.
Александровский пассаж (Дзержинского, 14)
По этому адресу расположен первый казанский торговый центр. Трамвай, который шел по Дзержинского (Левая Черноозерская), делал здесь остановку, она называлась «Электротеатр «Пассаж». В советское время кинотеатр назвали «Пионером».
Именно эта часть Пассажа, рядом с башней, покрылась трещинами 28 апреля 1977 года. В подвале образовалась воронка. 21 июня обрушилась часть наружной стены над аркой, а 24 июня провалы появились на улице Мусы Джалиля и под домом напротив (где находится парковка). В итоге, провалов за год насчитали 11. А 4 октября в Пассаже случился пожар. История здания — показатель того, что к домам на Кремлевском холме надо относиться очень бережно.
Дом Месетникова-Чарушина (Дзержинского, 8)
Внушительный дом, выходящий сразу на три улицы, сначала принадлежал старообрядцу, купцу Петру Анисимовичу Месетникову, чей отец в Казани торговал деревянной посудой и игральными картами, а также владел винокуренным и стекольным заводами. Петр также занялся лесом и спиртными напитками. Года два здесь работала «Камско-Волжская газета» известного казанского краеведа Николая Агафонова. Также домом владел торговец иконами Чарушин.
Дом проектировал Петр Пятницкий, перестраивал Павел Жуковский. Под зданием много подвалов, есть легенда, что под ним проходит тоннель в кремль. Один подземный переход здесь точно был — по нему люди переходили из цирка Никитиных, расположенного через дорогу, в парк «Черное озеро».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.