«Я сказала: не сердись, дочь, но какая от тебя польза обществу?»
Мамы-блогеры обсудили вопросы трудового воспитания детей по татарским традициям 1913 года
В рамках фестиваля Jadidfest в Национальной библиотеке РТ мамы-блогеры обсудили книгу Ризаэддина Фахреддина «Воспитанный ребенок» 1913 года. Будущий муфтий Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири написал ее, будучи редактором журнала «Шуро», который издавался в Оренбурге на средства братьев-золотопромышленников Закира и Шакира Рамеевых. Текст издания, разбив на фрагменты, зачитывали актеры и студенты театрального училища: Айрат Шамс, Ильзира Алиакберова, Инсаф Халяутдинов, Азалия Ахметова, Алия Абдрашитова, Ринат Низамов, Алия Гарифуллина.
Подъем!
На встрече родительницы-блогеры разбирали постулаты из книги и обсуждали, как применяют их на практике.
«Воспитанный ребенок просыпается утром в то же время, что и взрослые. Не встает ни раньше, ни позже их. Потому что все говорят, что ребенок, который спит после всеобщего подъема, — бездельник, праздный, бессовестный и ленивый».
«У воспитанного ребенка есть свое полотенце для рук и для лица, расческа для расчесывания волос, он обтирается своим полотенцем и расчесывается только своей расческой».
Айгуль Тимер:
— С чем я не согласна, это с тем, что ребенок встает одновременно с родителями. Может, это касается детей постарше. В выходные дни дети не будут ждать, когда я проснусь. У меня как — дети встают раньше меня и занимаются своими делами. И у нас в семье пять человек — столько полотенец у нас не найдется!
Чулпан Галиахметова:
— Те, кто учится в школе — они встают вместе с нами, это режим, это традиция. Мы так и в выходные делаем, просыпаемся одновременно.
Одним лишь взглядом!
«Воспитанный ребенок, если по ошибке сделал что-то неподобающее, поймет неправильность по взгляду людей, тут же устыдится и покраснеет, а если кто-то даст ему совет, он не станет ему возражать или противоречить».
Айгуль Тимер:
— Я не суровая мама, но я много не говорю, не повторяю. Меня можно по взгляду понять.
Динара Ахмет:
— Да, мы такое поколение, если на тебя посмотрели — этого достаточно.
Рамзия Галимова:
— Я у нас в семье — самая злая. Мы для «Идель» снимали видео ко Дню матери. И я дочь попросила придумать вопрос. Первый звучал так: «Мамы, что вы делаете, если дети вас не слушаются?».
Лилия Галиахметова:
— Отца больше боятся.
Рамзия Галимова:
— У нас от папы слова не услышишь. У нас папа — самый лучший человек, а вот мама — самый злой.
Мальчики и девочки — раздельно
«Девочки отличаются от мальчиков в играх. Например, прыжки, хоть и хороши для мальчиков, кажутся для девочки чем-то недостойным одобрения».
Рамзия Галимова:
— Я не согласна с тем, что девочек надо отделять от мальчиков. Мол, девочкам нельзя бегать, прыгать, а мальчикам нужно. Конечно, они отличаются. Но нельзя говорить, ты стой в углу, ты — воспитанная девочка. У нас и так порой сильно перебарщивают с морализаторством.
Айгуль Тимер:
— Дискриминация начинается с колыбели. Я говорю как мать трех девочек. Я и сама по заборам лазила, падала, спасибо, что мне не запрещали и не надевали платье. Все равно потом ты становишься девочкой.
Не слушай, не рассказывай
«Не все слова взрослых стоит слушать детям. Вот почему воспитанные девочки не сидят рядом с мамами на вечерах, но могут, поняв намек матери, сесть в сторонке или выйдут поиграть».
Рамзия Галимова:
— В детстве нас так воспитывали: если взрослые говорят, это слушать нельзя. Но, видимо, я уже тогда хотела быть журналистом и прислушивалась, что же там происходит. Но правило такое: если услышала, потом не рассказывать.
Лилия Галиахметова:
— У нас дырка была в двери. Мама открывала — и говорила: идите отсюда!
Попроси у папы!
«Рядом с отцом ведите себя вежливо, много не смейтесь, не играйте с одеждой, не говорите громче, чем он».
Чулпан Галиахметова:
— Уважение детей к отцу зависит от матери. Если мать превозносит мужа, то и дети на него так смотрят. У нас как: у мамы дети могут что угодно спросить в любое время. А к отцу они приходят, подготовившись: что сказать, как найти подход.
Айгуль Тимер:
— Они говорят — мамочка, посиди в машине, мы с папой все купим! В остальном я согласна — все зависит в этом плане от матери. Но я не согласна, что нельзя смеяться рядом с отцом. Как же это — не быть собой в своем доме?
Дела домашние
«Деньги и другие ценности храните у матери, не ешьте и не пейте без ее разрешения, сколько можете — будьте помощниками ей в домашних делах, давайте ей поддержку».
Чулпан Галиахметова.
— Сейчас время другое. И дети другие. Я говорю: вот посудомойка, пылесос, если вы этим владеете, достаточно. А в ваше время будет уже время помощников. Я не сторонник, чтобы они ходили с тряпкой. С другой стороны, у меня была знакомая семья, их дочь ничего по дому не делала. Вышла замуж — позвала на обед!
Рамзия Галимова:
— Для меня это проблема, что дети не работают по дому. Я недавно устроила беседу. Дочери 8 лет, с утра встали, она не прибрала постель. Я, конечно, не хотела заводить разговор, мол, я в твои годы... Но я сказала: не сердись, дочь, но какая от тебя польза обществу? Мы все что-то делаем, я готовлю еду (иногда), зарабатываю деньги, мы покупаем тебе вещи. А ты не убираешь постель. И она ответила в итоге: «Действительно, я должна приносить пользу».
Важней всего — погода в доме
«Доброе отношение ко всем, кто находится в доме — самое важное с точки зрения шариата. По этой причине будьте вежливы и добры к тем, кто находится в доме. Если люди внутри дома счастливы, вы тоже будете счастливы».
Лилия Галиахметова:
— Муж, когда уходит на работу, говорит детям — если по возвращению у мамы не будет настроения, это ваша вина.
Айгуль Тимер:
— У меня такое правило: как вы ко мне, я к вам также. Если меня трижды спрашивать, то я также буду в ответ реагировать.
Чулпан Галиахметова:
— Сейчас развита сфера услуг. Я детям говорю: у нас делают ремонт, общайтесь с этими людьми с уважением. Они тоже работают. После я их позвала пить чай. Дети спрашивали, почему, это же услуги? Но ремонт ведь они сделали красивый!
За семью замками
«Не рассказывайте домашние секреты посторонним!».
Чулпан Галиахметова:
— Дети идут к бабушкам — и все рассказывают. И я им сказала: что дома слышали, бабушке не говорите. Так они ей и передали: мама нам не разрешает рассказывать домашние тайны!
Айгуль Тимер:
— Считается, что мы, как блогеры, все-все рассказываем. Но это не так, мы все делаем очень аккуратно. Особенно это касается денег.
Рамзия Галимова:
— Да-да, они все рассказывают, еще и преувеличивают. Потом мама у меня спрашивает. А дочка отвечает: но это же тоже моя семья, у меня нет секретов от семьи!
Не ссоримся с родственниками
«Бывают такие дети, которые после смерти отца будут ссориться с родственниками по поводу раздела имущества, грубить друг другу, тратить драгоценное время и деньги, причинять боль своим братьям и сестрам, обогащать чужих, и поэтому будут несчастны, обесчестят имена своих отцов и матерей, и выставят свои семьи и роды на посмешище».
Рамзия Галимова:
— Нас с детства воспитывают: с родными — не ругайтесь. Ведь иногда начинается всякое. Это надо внушать с детства. Это надо принимать как завещание.
Лилия Галиахметова:
— А почему так происходит? Зависть, эгоизм, а главное — нет религиозных знаний, где все давно прописано, как делится имущество.
Айгул Тимер:
— Я родом из небольшой деревни. Она пустеет. Кто-то продает дом, кто-то забирает себе и не пускает родственников. Мне кажется, такие вещи надо изначально закреплять юридически. Потому что даже адекватные семьи из-за этого ссорятся.
Рамзия Галимова:
— У меня мама постоянно говорила: пусть твой родственник живет лучше тебя. Раньше я не понимала. Но если родственник живет лучше, то его проблемы на тебя не валятся. А если у него будет радость, то надо радоваться вместе.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.