Татарстану диагностировали бюджетный дефицит на 5,8 млрд
Минфин выступил с инициативой сохранить упрощенную систему налогообложения в Татарстане на 2017 год
На заседании комитета по бюджету, налогам и финансам татарстанского парламента минфин РТ отчитался о квартальном исполнении бюджета Татарстана. Как признался министр Радик Гайзатуллин, «определенная напряженность есть», но если цены на нефть хотя бы не упадут, остается шанс, что республика получит прогнозируемые доходы. Кроме того, депутаты поддержали и инициативу минфина по поддержке предпринимательства и проголосовали за сохранение упрощенной системы налогообложения и введение патентной системы. Единственным проектом, который так и не получил единогласной поддержки, оказалась инициатива коммунистов.
«Есть определенная напряженность в исполнении бюджета»
Первым на заседании комитета ГС РТ по бюджету, налогам и финансам рассматривался проект закона РТ «Об исполнении бюджета РТ за 2015 год». Согласно данным, озвученным министром финансов РТ Радиком Гайзатуллиным, консолидированная доходная часть доходов в 2015 году составила 242,3 млрд рублей. Из них 208,6 млрд рублей — налоговые и неналоговые поступления.
Что касается доходной части бюджета Республики Татарстан, в истекшем году она достигла 203,9 млрд рублей. Большую часть в структуре поступлений составили собственные доходы — 169,8 млрд рублей. Как подчеркнул Гайзатуллин, собственные налоговые доходы являлись наиболее объемными и достигли 72,3 млрд рублей. При этом 70% платежей пришлось на долю 22 крупных и 29 средних предприятий. 57,9 млрд рублей — таков консолидированный доход от налогов физлиц, из них 40,1 млрд рублей ушли в бюджет РТ.
Расходы в 2015 году составили 248, 9 млрд рублей, по бюджету республики — 211 млрд рублей.
Не останавливаясь подробно на всех статьях доходов, скажем лишь, что проект закона был принят единогласно.
Чуть позже Гайзатуллин отчитался и по итогам I квартала 2016 года. Так, на 1 апреля в консолидированный бюджет поступило 45,2 млрд рублей. Налоговые и неналоговые доходы достигли 41,2 млрд рублей, что составило 22% от годового плана. По сравнению с 2015 годом размер поступлений снизился на 2,1%, при этом больше всего сократился доход с налогов на прибыль. Причины этого Гайзатуллин усматривает в том, что в марте крупные мероприятия провели перерасчет, а также в снижении цены на нефть и нефтехимическую продукцию.
Что касается расходной части, она достигла 44 млрд рублей, что также составляет 22% от годового плана. Министр добавил, что сейчас уже можно подводить итоги и по четырем месяцам 2015 года — консолидированный доход составил 65,4 млрд рублей, или 35,6% от годового плана. С учетом федеральных средств размер дохода оказался выше — 72,6 млрд рублей. В бюджет поступило 52,9 млрд рублей (35,9% утвержденного годового плана).
— Хочу сказать, что есть определенная напряженность в исполнении бюджета, так как, во-первых, у нас с вами бюджет дефицитный в объеме 5,8 млрд рублей. Плюс еще необходимо в октябре вернуть 2,2 млрд рублей ранее полученных кредитов, — отметил Гайзатуллин. Тем не менее он уверен, что, если цены на нефть больше снижаться не будут, уложиться в бюджет удастся.
В общении с корреспондентом «Реального времени» министр финансов РТ рассказал, что в этом году секвестр бюджета не запланирован.
— По итогам первого квартала и за четыре месяца те доходы, которые мы получили, позволили финансировать все первоочередные расходы, — рассказал Гайзатуллин и добавил, что наблюдается и такая положительная тенденция, как небольшой рост цен на нефть. Он отметил также, что не считает размер долга РТ опасным.
— Дело в том, что основной долг у нас реструктуризован, и надо сказать, что среди всех субъектов мы являемся самыми эффективными, потому что мы на обслуживание тратим мизерные деньги, — сказал Гайзатуллин. По его словам, в этом году Татарстан не привлекал федеральные кредиты, а в прошлом году получил порядка 9 млрд рублей.
Сколько потратили на ОМС?
Проект закона РТ «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за 2015» представила директор Территориального фонда ОМС РТ Алсу Мифтахова. По данным ее отчета, в прошлом году в бюджет поступило 38,8 млрд рублей. При этом 80% доходов, или 30,8 млрд рублей, составили субвенции из федерального бюджета на реализацию программы ОМС.
Расходы фонда достигли 39 млрд рублей, что оказалось на 8% больше, чем в прошлом году. Подавляющая часть расходов (98%) была связана с выплатами по программе государственных гарантий.
Если говорить об итогах I квартала 2016 года, то расходы Территориального фонда ОМС составили 7,8 млрд рублей. Доходы оказались чуть выше — почти 8,7 млрд рублей.
Проект закона был принят единогласно.
Поддержать предпринимателя
Во время заседания комитета по бюджету Гайзатуллин не ограничился отчетами и предложил сразу два законопроекта, которые должны поддержать малый и средний бизнес. В частности, министр выступил с инициативой сохранить упрощенную систему налогообложения на 2017 год. Он напомнил, что налоговая ставка была снижена с 15 до 10%, как для организаций, так и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и распределением газа и воды, строительством.
— Сохранение пониженных ставок в нашей республике направлено на дальнейшую поддержку предпринимательства, сохранение количества налогоплательщиков и рабочих мест в условиях замедления экономического роста, — подчеркнул Гайзатуллин. По его словам, Татарстан остается одним из немногих регионов Поволжья, сохранивших сниженную ставку после 2009 года
Еще одна мера, предложенная министром финансов РТ и направленная на содействие предпринимательству, — введение патентной системы налогообложения. Стоимость патента при этом должна устанавливаться дифференцированно, исходя из уровня жизни, среднего дохода, численности населения, количества индивидуальных предпринимателей.
Защитить интересы решил и Игорь Марченко, руководитель Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, который предложил выдавать лицензию на продажу алкогольной продукции предпринимателям, если их долги за невыплату налогов не превышают 100 рублей. Он напомнил, что сейчас получение лицензии невозможно при наличии даже небольшого штрафа, между тем пени могут начисляться из-за технических сбоев, а не из-за того, что бизнесмен уклоняется от выплат.
Еще одна инициатива Марченко была связана с отменой пошлины, которую предприниматели вынуждены выплачивать при ликвидации хотя бы одной из точек торговли алкогольной продукцией.
Проекты законов были приняты единогласно.
Проект коммунистов — возвратить инициаторам
И только проект по внесению изменений в федеральный закон о кредитных организациях, предложенный депутатами Госсовета РТ от КПРФ Артемом Прокофьевым и Александром Комиссаровым, не получил поддержки комитета по бюджету. Он предполагал две меры, которые контролировали бы деятельность кредитных кооперативов. Первое, что предлагали коммунисты — запрет на предоставление кредитным потребительским кооперативом займов юридическим лицам, даже если они являются членами этого кооператива. Второе — ограничение ставки за использование денежных средств Банком России.
— Кредитная кооперация, которая зарождалась как форма финансовой взаимопомощи граждан получила свое правовое регулирование в 190-м законе. Но, к сожалению, опыт последних лет показал, что многие недобросовестные участники рынка кредитно-потребительской кооперации пользуются данной деятельностью в целях обогащения, привлекая средства пайщиков по ставке, намного превышающей ставку рефинансирования. Ставки там порой космические, которые в принципе в экономике существовать не могут, — как рассказал Прокофьев, такие кооперативы в дальнейшем выводят средства граждан через сторонние юрлица.
Однако заместитель управляющего отделением Национального банка по РТ Марат Шарифуллин тут же привел контраргументы: запрет на привлечение юрлиц приведет к тому, что малый и средний бизнес не сможет привлекать доступные кредиты, а ограничение размера ставки уже существует, только его устанавливает не Центробанк, а саморегулируемые организации России. Так, предельной считается ставка, превышающая 20% годовых.
— Проект этот мы обсуждали на рабочем совещании, наверное, новостью для Артема Вячеславовича не будет — мы его будем рекомендовать президиуму Государственного совета возвратить инициаторам, поскольку мы считаем, что вопросы практически все решены, — спокойно подытожил председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Государственного Совета РТ Леонид Якунин.
— Действительно СРО максимальные ограничения установили, но где у нас гарантии, что завтра эти ограничения не поползут вверх, — не сдавал позиции Прокофьев. Кроме того, он напомнил, что является депутатом Госдумы РТ, а значит, комитет не может отклонить его проект. Но оказалось, что есть и юридические преграды, мешающие продвижению его инициативы: поскольку законопроект федеральный, комитет вправе его вернуть.
Якунин также спокойно постарался вразумить депутата КПРФ, сказав, что проект не может быть принят в нынешнем виде и посоветовал поработать над ним еще. В результате проект принят не был. Когда уже все разошлись Прокофьев еще горячо убеждал Якунина в чем-то, однако чем закончилась беседа, остается только догадываться.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.