«Ростех» не ошибается: как КАМАЗ «срезал» премию по договорам страхования от ошибок топ-менеджмента

Как стало известно «Реальному времени», КАМАЗ застрахует ответственность высшего топ-менеджмента от непреднамеренных ошибочных управленческих решений с общим страховым покрытием $10 млн за рекордно низкую премию — $12,4 тыс. Победу в «голландском» конкурсе на понижение цены одержал казанский страховщик «НАСКО». Эксперты объясняют феномен тем, что никто до сих пор не предъявлял требований о возмещении вреда, а значит, коэффициент страхования по полисам D&O будет и дальше снижаться.

Необходимая процедурная формальность на $10 млн

КАМАЗ вынес на одобрение годового собрания акционеров договор страхования ответственности директоров (D&O — directors and officers liability insurance) с казанской страховой компанией «НАСКО». Как следует из сообщения автозавода, НАСКО обязалась застраховать риски директоров, возникающие «в связи с непреднамеренным неверным действием» (имеются в виду управленческие, — прим. ред.), и возместить убытки, понесенные третьими лицами от их выполнения. Полисы ответственности D&O будут оформлены на 18 руководителей высшего управленческого звена: 10 членов совета директоров, 7 членов правления и генерального директора. Общая сумма страхового покрытия, как и в предыдущие годы, составит $10 млн, зато размер страховой премии КАМАЗа в пользу НАСКО удивил предельно низким уровнем — всего в $12,4 тыс. То есть коэффициент по полису D&O оказался за пределами разумного.

КАМАЗ одним из первых среди татарстанских компаний перешел на страхование по системе D&O, называя его «стандартной практикой во всех международных компаниях». Впервые договор страхования ответственности директоров КАМАЗ заключил в 2008 году с российской компанией «РОСНО», основным акционером которой являлась международная страховая группа Allianz. Объем страхового покрытия тогда был определен в $10 млн: аналитики называли его минимальным, так как капитализация КАМАЗа в тот момент составляла $3,8 млрд и была несопоставимо мала с суммой страховки. Поэтому страхование по системе D&O считали необходимой процедурной формальностью. И действительно, с предложением ввести эту практику к совету директоров КАМАЗа обратились независимые директора автозавода Терренс О`Рок и Рональд Фримен. И хотя они уже давно вышли из органа управления, автозавод ежегодно продолжает продлевать действие полисов D&O.

С предложением ввести страхование по системе D&O к совету директоров КАМАЗа обратились Терренс О`Рок и Рональд Фримен (на фото)


Битва за премию вывела в лидеры НАСКО

За право страхования ответственности директоров разворачивается настоящая битва среди страховщиков. Причем каждый новый победитель «сбивает» сумму вознаграждения предыдущего, будто бьются в ущерб себе. Как следует из официальных сообщений КАМАЗа, на протяжении 6 лет (с 2008-го по 2013 год) победителем конкурсных торгов становилась компания «РОСНО», которая к 2012 году превратилась в объединенную компанию ОАО «СК «Альянс» (объединены «РОСНО», «Прогресс-Гарант» и САК «Альянс»). Если в 2008 году автозавод выплатил ей премию в $44 тыс., то уже в 2013 году — только $29,474 тыс. В 2014 году КАМАЗ сменил партнера — им стала казанская компания «НАСКО», с которой был заключен договор D&O со страховой премией в $22,8 тыс., то есть с дисконтом почти 23%. После этого «Альянс» уже не появлялся на камском автозаводе. Но настоящий перелом в дальнейшем обрушении страхового вознаграждения наступил после того, как в конкурсную борьбу вступило ОАО «Альфастрахование» — размер его страховой премии при прежних условиях составил $13,4 тыс. Наконец, в этом году лидерство удалось вернуть казанской НАСКО — она согласилась на еще меньшую сумму в $12,4 тыс.

— В 2016 году страховщик выбирался на основании действующих в компании закупочных процедур. Потенциальные страховщики приглашались к участию путем извещения о закупке, размещенном на официальном сайте. Наилучшее коммерческое предложение поступило от ОАО «НАСКО», — прокомментировала итоги нынешних торгов пресс-служба КАМАЗа. Добавим, что за период практики заключения ПАО «КАМАЗ» договоров страхования ответственности членов совета директоров, членов правления и генерального директора с 2008 года страховые случаи не наступали и возмещения не выплачивались.

«Для кого-то важна цена, для кого то — имидж», — объясняет Рустэм Сабиров борьбу страховщиков вокруг КАМАЗа. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Это пакет

Генеральный директор НАСКО Эдуард Кабаков заявил «Реальному времени», что низкая премия «обеспечена адекватной перестраховочной защитой от российских партнеров». «КАМАЗ — наш давний партнер, поэтому в рамках пакетного предложения у нас появилась возможность варьировать тарифами». Назвать общий объем страхования на КАМАЗе он отказался.

Участники страхового рынка с трудом находят объяснения борьбе вокруг КАМАЗа.

«Страховая премия во многом зависит от рыночной ситуации — например, если в год происходит крушение нескольких самолетов, то тарифная ставка на следующий год возрастет. Вероятно, хорошая корпоративная история КАМАЗа тоже сыграла в плюс автозаводу, так что коэффициент по этому виду страхования будет снижаться. А сравнивать «Альянс» и НАСКО некорректно, это совершенно разные компании. «Альянс» — одна из крупнейших мировых компаний, работающая в 140-150 странах мира. НАСКО — одна из крупных региональных компаний, интересна своей мобильностью, для них КАМАЗ может быть маркетинговым ходом. Кто-то покупает «мерседес», кто-то — «жигули». Для кого-то важна цена, для кого то — имидж», — резюмировал Рустэм Сабиров, президент Союза страховщиков РТ.

Луиза Игнатьева
Кабаков Эдуард Феликсович

Новости партнеров