«Неважно, кто главный в Челнах — гендиректор КАМАЗа или мэр города… Главное — дело!»
Сегодня началась третья по счету конференция «Партнерство для развития кластеров в РФ», которую традиционно организовало министерство экономики Татарстана. На этот раз площадкой для встреч федеральных, региональных властей и бизнеса стал автоград, сам ставший недавно центром камского кластера Иннокам и территорией опережающего развития. Побывавший на пленарном заседании форума корреспондент «Реального времени» услышал, как главу КАМАЗа назвали «хозяином города», как добавление букв в аббревиатуру ТОСЭР лишило РТ полномочий, и что обстоит с опытом развития кластеров в США (о нем рассказал профессор Гарварда). При этом представитель ВЭБа Ирина Макиева назвала Челны «пилотом номер один».
Магдеев — мэр, Когогин — хозяин
Всего на форум заявились более 600 участников, из них десятки вице-губернаторов субъектов РФ и 13 мэров моногородов России. Зал ДК «Энергетик», где состоялось пленарное заседание, был полон, некоторым даже не хватило мест. Президиум на этот раз был «неофициальным»: вместо столов и трибун стояли кресла, в которых разместились президент РТ Рустам Минниханов, мэр Челнов Наиль Магдеев, глава КАМАЗа Сергей Когогин, федеральные чиновники, эксперты и банкиры. Среди них были куратор ВЭБа по развитию моногородов Ирина Макиева, представитель МЭР РФ Павел Свистунов, гендиректор Фонда развития моногородов Илья Кривогов (в прошлом году все трое побывали в автограде), а также иностранный гость — член факультета Гарвардской школы бизнеса доктор Кристиан Кетельс, специалист по этим самым кластерам и моногородам.
Модератор пленарной сессии, советник президента РТ Иван Бортник признался, что решение сделать его модератором «стало для него большим сюрпризом». Сюрпризом стала и тематика дискуссии — развитие кластеров в моногородах РФ, которую Бортник сравнил с научными новшествами, сославшись на великого физика.
— Все новые идеи, по словам физика Резерфорда, проходят три стадии. Первая: «Это какой-то абсурд! Этого не может быть просто!» Вторая стадия: «Что-то в этом есть». И третья: «Ну это же очевидно!». Когда я узнал о теме форума, первой моей реакцией было: «Бред какой-то! Абсурд! Причем здесь моногорода и кластеры?» — честно признался Бортник. — Но постепенно в ходе подготовки, разговоров я стал переходить ко второй стадии…
В ходе представления участников дискуссии Бортник, что любопытно, назвал Магдеева «мэром города», а главу КАМАЗа… «хозяином города»!
Татарстан ограничили в полномочиях
Рустам Минниханов, открывая конференцию, посетовал на то, что проблемы, с которыми сталкиваются моногорода РТ, в конечном счете серьезно сказываются и на жизни региона в целом. При этом за последние годы, по его словам, в ход был пущен ряд механизмов, позволяющих минимизировать риски, в частности, кластерный подход. Кроме того, благодаря поддержке федерального центра и совместной работы региональных властей, было принято решение о статусе автограда как ТОР или ТОСЭР, аббревиатуру которого прямо сейчас глава РТ, судя по всему, заучивает наизусть:
— Территория экономического развития, как точно? — обратился Минниханов к соседке по дискуссии Ирине Макиевой.
— Территория опережающего развития, — тоже ошиблась банкирша.
— Нет-нет-нет! Социально-экономического развития! — вспомнил президент РТ и иронично прокомментировал изменение аббревиатуры. — Нам буквы добавили, больше, чем их было теперь… Ну, наверное, здесь смысл какой-то есть! Хотя некоторые полномочия урезали…
По его словам, в результате мероприятий по диверсификации экономики автограда, которые были приняты сразу после кризиса 2008 года, этот кризис Татарстан ощущает, но без прошлой остроты. Появились и хорошие сигналы (в ответ на действия властей): открываются частные индустриальные парки.
Кластеры и моногорода: опыт США
Бортник, сославшись на то, что Россия и Татарстан в развитии кластерного подхода опирались на международный опыт, попросил рассказать Кристиана Кетельса из Гарварда, насколько кластеры «реально используются для решения программы моногородов». Американец, которого впоследствии пригласили в качестве эксперта для помощи в формировании кластерной стратегии для российских моногородов (он согласился), приехал не с пустыми руками, а с целой лекцией на полчаса с небезынтересными слайдами. Тезисов в его выступлении было много, но основных можно было выделить два. Во-первых, для того, чтобы другие компании с другими сферами производства зашли в моногород в рамках развития кластера, необходима определенная инфраструктура и бизнес-коммуникации, а они в моногороде зачастую заточены под крупное предприятие. Во-вторых, именно крупное предприятие — в нашем случае КАМАЗ — должно стать главным драйвером всех изменений. И при этом, в-третьих, оно-то и пострадает больше всех, так как при росте производства других компаний, не связанных бизнес-цепочкой с крупняком, доля бизнеса этого гиганта будет съедаться, а следовательно и прибыли могут пойти вниз.
Профессор Гарварда поделился американскими бедами, которые отчасти схожи с российскими реалиями. Так, в экономике 49% дохода приходится на местные, локальные производства, 51% — на сетевые компании. Местные присутствуют везде на одинаковом уровне, но и обслуживают в итоге исключительно местный рынок (ни о каком экспорте в их случае речи нет). «Загниванию» способствует и небольшая внутрирегиональная конкуренция. «Закрыть» или даже мечтать о том, чтобы они закрылись в результате экономического проигрыша сами, нельзя: они важны для рабочих мест (64% всех рабочих мест США приходится именно на локальные производства), хотя зарплаты в них низкие, а потенциал роста ограничен размером местного рынка. Отчасти последнее связано и с потрясающими цифрами: большая часть патентов принадлежит сетевым гигантам — 91%! Чем это вызвано, профессор не уточнил, но не исключено, что в большей степени неповоротливостью местных старичков, которым по сути мало что от жизни надо. В то же время сетевые гиганты агрессивны везде, на них приходится как раз 2/3 всех мощных американских кластеров. В результате они обслуживают государственный и всемирный рынок, и в их случае конкуренция немаленькая — как в регионах, так и на внешних рынках. Эти «дикие условия» заставляют сетевиков быть стратегически более требовательными в отношении процветания «через высокие зарплаты, производительность, инновации, потенциал роста».
Зачем нужен КАМАЗ для развития кластера — мнение профессора Гарварда
Всего в настоящий момент в США имеется 13 крупнейших кластеров, сконцентрированных в тех районах, городах и штатах, где исторически уже имелся потенциал для роста: скажем, в Далласе аэромокосмические аппараты и оборонка, а также добыча нефти и газа (все-таки Техас), коммуникационное оборудование, транспорт и логистика. В том же Техасе, только в Хьюстоне — все та же добыча нефти и газа, но с одновременным развитием строительной отрасли, химической промышленности и экологических услуг.
Даже первый взгляд, брошенный на карту, позволяет предположить, что Татарстан мог бы пойти именно по пути Техаса, изначально нефтяного региона, но развивающего одновременно и ряд других отраслей в рамках кластерного подхода. Другой похожий регион находится на стыке штатов Иллинойс, Индиана и Висконсин с центром в Чикаго: коммерция, транспорт и логистика, финуслуги, добыча и производство. Не говоря уже о последних попытках татарстанских властей запустить в регионе IT-кластер, и, значит, обратить внимание на американский опыт кластера в Сиэтле (аэрокосмические аппараты и оборонка, IT), Калифорниии (IT, биопрепараты, маркетинг, дизайн) и, разумеется, Массачусетсе с центром кластера в Бостоне (IT, финуслуги, создание знаний, биопрепараты). Но при этом совсем не обязательно, что созданные отрасли будут затем успешны. Так, в рамках построения сетевого кластера в Массачусетсе за 10 лет с 2003 по 2013 годы в основном потеряли работу отрасли финуслуг, электронной торговли, страховых услуг. А дополнительные рабочие места появились в сфере бизнес-услуг и образования. В минусе переработка металлоизделий, переработка химпродуктов, производственные технологии и тяжелое машиностроение. Несмотря на это, в настоящий момент доля штата в общенациональной занятости составляет 2,65%.
Кетельс считает, что доминирующая отрасль или компания (в нашем случае КАМАЗ в Челнах, химия в Нижнекамске и нефтянка в целом для РТ) должна стать основным партнером для успешного осуществления кластерной политики. Несмотря на то, что экономический успех остается крайне важным для здоровья региональной экономики, развитие конкурентоспособной экономики означает «уменьшение влияния и отдачи, получаемой доминирующей отраслью/компанией». Иными словами, активное участие Сергея Когогина в развитии кластерного подхода в случае успеха гарантирует ему в том числе и лишение статуса «хозяина города»…
«Директивное создание кластера не принесет никаких результатов»
Ирина Макиева, в свою очередь, рассказала, как вообще стартовал проект по развитию моногородов. Ничего удивительного, как выяснилось: сразу после кризиса 2008 года (между прочим, не один участник дискуссии отметил, что взрыв интереса к развитию моногородов происходит, увы, аккурат в годы кризиса, когда вдобавок к прочим сложностям добавляется и «социальное давление») в Москве собралась группа из 20 экспертов на площадке Института развития, задавшаяся вопросом, как быть и что делать (в то же время, напомним, по стране разъезжал премьер РФ Владимир Путин и тушил кризис в моногородах миллионными субсидиями — заезжал он и в Челны). Что интересно, как отметила Макиева, многие члены группы с того момента пошли на повышение: среди них были, например, нынешний министр финансов Антон Силуанов и министр труда Максим Топилин.
— Первыми городами, которые потряс кризис 2008-2009 года, стали Пикалево, Челны, Тольятти. Затем по цепочке проблемы передались и остальным, — вспоминала Макиева.
С того момента прошло лет пять до появления кластера «Иннокам», включающего, напомним, четыре моногорода и шесть муниципалитетов (Менделеевский, Елабужский, Нижнекамский, Заинский, Тукаевский и Челнинский). На основе именно камского опыта представитель ВЭБа отметила, что для создания кластера необходимы инвестпроекты и инженерная документация. Во-вторых, проекты должны обеспечиваться кадровым потенциалом:
— Потому что предприятия закрываются, люди уезжают, приходят новые инвесторы, а работать уже некому, — заметила Макиева. — Удержать кадровый потенциал — одна из основных задач, которые нам нужно решать. Но предупреждаю: директивное создание кластера не принесет никаких результатов… Говорить о необходимости и успешности кластерного развития в небольших и удаленных моногородах не приходится.
А Набережные Челны из 11 пилотных моногородов — у нас пилот номер один
Что интересно, Ирина Макиева призналась в ошибочности первоначального подхода к развитию моногородов. Так, в первые годы шаги предпринимались не стратегические и помощь оказывалась точечно. В итоге в настоящий момент существует аж 95 мер поддержки моногородов, о части которых не в курсе даже представитель ВЭБа.
— Мы совершили большую ошибку, помогая отдельным городам, всю линейку не собрали. Сегодня мы наконец-то это сделали. В этом году мы уже начнем эти меры предлагать. А Набережные Челны — из 11 пилотных моногородов — у нас пилот номер один, — обрадовала Макиева региональные власти. Рустам Минниханов, улыбнувшись и покачав головой, предложил залу поаплодировать такому заявлению.
Макиева также обратилась к президенту РТ, чтобы тот подтвердил факт невероятной поддержки республики по линии Фонда содействия развитию ЖКХ:
— Рустам Нургалиевич, помните, наверное, в 2009-2011 годах сколько средств в РТ и в моногорода РТ пришло из этого фонда? Мне кажется, это просто беспрецедентные суммы были какие-то…
— Да, мы получали за один год суммы, ранее выделяемые за два года, — вспоминал с ностальгией Минниханов.
— Пятилетку за два года! — согласилась с ним Макиева. — Я помню, это был массовый ремонт домов, переселение граждан из аварийного фонда… Города преображались! Пока деньги не приходили в Татарстан, нам покоя вообще не давали! Основная задача на будущее — чтобы все моногорода РФ стали активными участниками наших программ.
— Насколько реально вообще в моногородах РФ скрестить, так сказать, ежа с ужом — кластеры с моноэкономикой? — спросил Бортник у Макиевой. — Еще интересно, что у вас в группе был Антон Силуанов, а сегодня не всегда нам удается договориться с минфином и МЭР РФ по кластерным вопросам! У них разные подходы, и это затрудняет реализацию проектов.
— Это во многом зависит от мэров! В первую очередь мэры должны захотеть встраиваться в кластер. К сожалению, не хочу называть фамилий, мэр считает, что если у меня внутри границ хорошо — этого достаточно. А этого недостаточно, нужно идти дальше, перешагивая за пределы региональные. Это не может быть, например, кластер Ленинградской области, если говорить про Пикалево, или кластер Приморского края, если говорить про Дальнегорск и Светлогорье. Это должен быть кластер, охватывающий не один регион (см. выше о кластере на стыке трех штатов Иллинойс, Индианы и Висконсин, — прим.ред.). А у нас как? Один губернатор построил цементный завод у себя у границы, а второй тоже хочет. Но нет понимания, что если ты построил еще такой же завод, то они вынуждены будут между собой конкурировать и обоим придется плохо! Нужно во главу угла ставить дело, а не амбиции мэров, — резюмировала Ирина Макиева.
На 5 млрд от минэкономразвития 360 млрд рублей частных инвестиций…
Павел Свистунов, представитель МЭР РФ, косвенно отвечая на вопрос про скрещивания ежа с ужом, добавил, что из 26 территориальных кластеров, по которым власти РФ ведут работу, порядка 20% — моногорода. При этом любопытно, что в рамках программы развития кластеров за три года были потрачены «не такие большие деньги — порядка 5 млрд рублей», в основном на инфраструктуру, обучение и установление контактов. Остальное — деньги инвесторов.
Свистунов также показал слайды, согласно которым за три года (с 2013 по 2015) было создано более 95 тыс. рабочих мест. А выработка на одного работника организаций-участников выросла с 2,6 млн рублей в 2013 году до 2,9 млн рублей в 2015 году. Планируется, что в 2016 году откроется предприятий еще на 41,4 тыс. рабочих мест, а объем производства составит 2,17 трлн рублей. Что же касается инвестиций, то на 5 млрд рублей федеральных средств, если верить информации МЭР РФ, за три года пришлось более 98 млрд рублей инвестиций из бюджетных источников (т.е., по-видимому, большую часть оплатили регионы и профильные министерства) и более 360 млрд рублей частных инвестиций. Иными словами, основной упор в кластерном развитии Москва делает на привлечение денег из внебюджетных источников, что понятно в условиях падения цен на нефть и сложностей в российской экономике. Грубо говоря, делайте кластерные проекты, верстайте бизнес-планы и ищите инвесторов, а уже потом имеет смысл обращаться за поддержкой в федеральные структуры.
Фонд развития моногородов предложил обратить внимание властей РТ на Баварию
Илья Кривогов из Фонда развития моногородов отчитался, что в прошлом году на кластерные проекты в моногородах было потрачено 6 млрд рублей. Он также предупредил, что в результате деятельности по развитию кластера не стоит порождать еще одного гиганта, «монстра», который через пять лет будет себя «не очень хорошо экономически чувствовать», поэтому акцент стоит делать на МСБ. Чему примером для Кривогова являются Набережные Челны:
— Здесь и обучена управленческая команда в прошлом году. Финансируем уже и структуру промзоны. Рассматриваем две заявки по поддержке инвестпроектов, в том числе КИП «Мастер» (двукратное расширение площадей, — прим.ред.), — похвалил челнинские власти Кривогов.
Он также подтвердил расчеты коллеги из МЭРа, озвучив цифру вложений в один российский кластер — 100 млрд рублей. При этом от Москвы регионы получают на все-про все в рамках Фонда поддержки моногородов по 1,–1,5 млрд рублей. Остальные 98% регионам «придется найти, и, очевидно, без крупных партнеров такие проекты реализовать невозможно». Под конец своей речи Кривогов сравнил экономику Татарстана с Баварией:
— Там одновременно уживаются и машиностроение («Ауди», «БМВ»), и IT-сектор, и химия, и туризм. И никто никому не мешает. На одной территории создана сеть разных кластеров, позволяющих развивать южную территорию Германии. Отрадно еще, что в Челнах есть градообразующее предприятие — КАМАЗ, активно сотрудничающее с нашим фондом, несмотря на то что фонд фактически борется с этим предприятием, так как наша цель — создание альтернативной экономики.
«Неважно, кто главный — гендиректор КАМАЗа или мэр города… Главное — дело!»
Сергей Когогин, несмотря на очевидные предсказания, что, окажись проект кластера удачным, титул «хозяина города» он потеряет, выглядел спокойным. И заявил, что противоречий с Наилем Магдеевым у него нет. А все потому, что «КАМАЗ считает себя ответственным за то, что в городе происходит». Он также заверил собравшихся, что КАМАЗ сам «кровно заинтересован в том, чтобы диверсифицировать экономику города и создать условия для бизнеса поставщиков вокруг КАМАЗа». Тут, конечно, Когогин слукавил: смысл-то диверсификации в том и состоит, что пресловутый гигант не должен оказываться такой точкой роста, вокруг которой нарастают его бизнес-связи. В противном случае сторонние бизнесы на ТОСЭР автограда зайти не смогут: ими тут попросту делать будет нечего… В то же время глава автогиганта сделал ряд справедливых замечаний:
— Что нужно бизнесу? Развитая инфраструктура. Это дороги в том числе. Качественное энергоснабжение (у нас тут как-то была авария в сетях, и мы могли лишиться парка дорогостоящего оборудования со станками стоимостью в миллион долларов!). Это фининституты, включая поддержку экспорта. Во-вторых, необходимо инновационное развитие. Точки роста могут быть только в крупных промышленных центрах. В-третьих, инвестиции. В случае нашего КИП «Мастер» на рубль бюджетных вложений пришлось в итоге 13,2 рубля налоговых отчислений (общая сумма — 17 млрд рублей). Вообще же якорные предприятия нужны, они делят с государством ответственность за судьбу точек развития. У нас это не только КАМАЗ, но и крупнейшие нефтехимические производства Нижнекамска. Это тот костяк промышленности, который и может, и хочет создать условия для раскрытия потенциала Камского кластера, — заявил Когогин, попытавшись доказать, что КАМАЗ останется необходим, несмотря ни на какое развитие кластера в целом.
Следом за Когогиным выступил претендент на звание «хозяина города» (или, дипломатично говоря, соправитель автограда) мэр Наиль Магдеев. Он сразу же прокомментировал и слова про «хозяина города», и мнение Макиевой о том, что мэры должны во главу угла ставить не свои амбиции, а дела:
— Неважно, кто главный — гендиректор КАМАЗа или мэр города… Главное — дело! Амбиции здоровые должны быть — но в развитии производства. А мы делаем общее дело под руководством президента РТ, — заявил мэр.
Магдеев также напомнил, что конференция проходит в «историческом зале» — в ДК «Энергетик» выступали Алексей Косыгин, «советский Столыпин», министр автопрома СССР Тарасов, министр энергетики и т. д. Та команда создала моногород и продукт «КАМАЗ» — сегодня же появились новые вызовы:
— Косыгин с коллегами, который проводил здесь совещания, на вызовы прошлых дней ответил достойно. И сегодня на вызовы у нас есть достойная команда. Но помогает не только командный дух. Например, Рустам Минниханов был в автограде в прошлом году 14 раз! —заявил Магдеев и тут же повинился, комментируя кулуарную критику в том числе и со стороны президента РТ, что не все еще удалось сделать, — Результаты пока скромно положительные. Нас справедливо критикует и Фонд моногородов, и Ирина Макиева. Поддает нам за это дело и Рустам Нургалиевич!
Сегодня же в бизнес-отеле «Татарстан» проходят круглые столы, в том числе и для мэров моногородов. Сама конференция-форум продлится два дня.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.