Семь Бахов, студенческий оркестр и китайская пианистка

Казанская консерватория открыла новый международный фестиваль, посвященный Году семьи

Семь Бахов, студенческий оркестр и китайская пианистка
Фото: Мария Зверева

Иоганн Себастьян Бах — самый известный представитель своей музыкальной династии. Но мало кто из непрофессиональных музыкантов сегодня помнит, что Европа в XVII–XVIII веках знала десятки композиторов и виртуозных исполнителей с фамилией Бах. И все они были родственниками, слово «бах» одно время даже было именем нарицательным, обозначавшим музыканта. Дядья и племянники всех степеней родства, четверо из семи сыновей Иоганна Себастьяна Баха были знаменитыми музыкантами. Казанская консерватория вспомнила эту династию и организовала уникальный концерт «Семь Бахов», в котором показала публике произведения представителей знаменитой фамилии — многие из них в нашем городе доселе со сцены не звучали. Концерт становится первым в рамках I Международного фестиваля музыкальных династий, который консерватория приурочила к Году семьи. Подробнее — в рассказе «Реального времени».

«Нам захотелось посмотреть на историю музыки сквозь призму музыкальных династий»

Казанская консерватория открыла I Международный фестиваль музыкальных династий концертом «Семь Бахов». Художественный руководитель и идейный вдохновитель события, ректор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев объясняет «Реальному времени», на чем основывается концептуальный базис фестиваля:

— В Российской Федерации сейчас идет Год семьи. Для нас, музыкантов, семья — это очень важная воспитывающая среда. Дело в том, что это настолько сложная профессия, что очень трудно к ней прийти неподготовленным. Поэтому у музыкантов и дети часто приходят в музыку. Так складываются династии. И нам захотелось посмотреть на историю музыки сквозь призму музыкальных династий. Ведь так было всегда! Например, музыкальная династия Бахов, которой мы посвящаем первый концерт фестиваля, пожалуй, самая известная и самая обширная в мире. Более 150 лет представители семьи Бахов работали по всей Европе и были авторитетнейшими музыкантами.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
Это настолько сложная профессия, что очень трудно к ней прийти неподготовленным. Поэтому у музыкантов и дети часто приходят в музыку

Проректор консерватории по творческой деятельности и связям с общественностью Елена Хакимова рассказывает, что мероприятия, включенные в фестиваль, затрагивают не только династии (объединяющие три поколения и более), но и семьи в целом. Например, это абонементные концерты музыкально-образовательного проекта «Казанская консерватория для всей семьи». Но центральными событиями становятся концерты, и первый из них — «Семь Бахов».

— Все знают гиганта мысли, выдающегося композитора Иоганна Себастьяна Баха. Но и другие представители музыкальной династии Бахов имели прямое отношение к музыке. Среди них были виртуозные музыканты, многие из которых пробовали себя в композиции. И мы решили рассказать об этом широкой публике, — объясняет Елена Хакимова.

Программу первого концерта на правах художественного руководителя фестиваля формировал сам Вадим Дулат-Алеев. Он же и встал за дирижерский пульт, руководя выступлением концертного камерного оркестра Казанской консерватории. Ректор делает это не так часто — только когда речь идет об уникальных международных проектах. А проект с династиями обретает статус международного, ведь в рамках фестиваля оркестр Казанской консерватории отправится в Минск. Там этот же баховский концерт будет представлен совместно с солистами из Белорусской академии музыки.

— Эта тема оказалась настолько интересной и сближающей, что белорусская сторона с большим энтузиазмом на нее отреагировала. Они очень заинтересовались программой, которая у них тоже никогда не звучала, — рассказывает ректор Казанской консерватории.

Вадим Дулат-Алеев встал за дирижерский пульт, руководя выступлением концертного камерного оркестра Казанской консерватории. Мария Зверева / realnoevremya.ru

В декабре фестиваль продолжится концертом «Музыкальные династии Казанской консерватории» — в нем поучаствуют представители 13 музыкальных фамилий, которые имеют непосредственное отношение к консерватории. На сцене в рамках одного номера будут присутствовать представители минимум двух поколений каждой такой семьи.

Десятки «ручьев», вытекающие… из булочной!

В концерте «7 Бахов» были представлены семеро композиторов — великий Иоганн Себастьян, имя которого известно каждому, несколько его сыновей, дядя и племянники. Они относились к разным музыкальным поколениям, писали на стыке разных эпох искусства. Старшие Бахи — это музыка барокко (большим специалистом по которой, кстати, является Вадим Дулат-Алеев), а вот младшие (у которых, кстати, учился композиции великий Моцарт) — уже классический стиль.

Профессор Казанской консерватории Елена Хадеева поговорила об этом уникальном семействе с нашим изданием. Итак, под фамилией Бах каждый образованный современный человек помнит только великого Иоганна Себастьяна. «Не ручей — море должно быть имя ему!» — писал о нем другой великий немец — Людвиг ван Бетховен уже в XIX веке (слово Bach переводится с немецкого языка как «ручей»). А вот Моцарт и Гёте, оказывается, отзывались с не меньшим пиететом о сыновьях Иоганна Себастьяна — их мы уже не помним, а ведь они тоже оказали огромное влияние на формирование классической музыкальной традиции.

Под фамилией Бах каждый образованный современный человек помнит только великого Иоганна Себастьяна. Мария Зверева / realnoevremya.ru

— Иоганн Себастьян в свое время составил генеалогическое древо своей семьи — ему удалось начать с XVI века, пращуром Бахов оказался булочник. Семьи в то время были большие, по 5—6 детей минимум. В немецкую традицию входило домашнее музицирование. И с течением времени так вышло, что два века подряд Бахи растили поколения музыкантов. Даже если попытаться подсчитать, сколько их было всего — это будет очень сложно. И какое-то время в Европе бытовало даже нарицательное название — всех музыкантов называли «бахами»… Все играли на разных инструментах, многие сочиняли музыку, — рассказывает Елена Хадеева. — В этом концерте, помимо Иоганна Себастьяна, прозвучат произведения его двоюродного дяди, троюродного брата, четверых родных сыновей…

Бахов, кстати, часто именовали по названиям городов, в которых те жили и работали. Еще бы! Запутаться в них не составляло никакого труда.

Например, «Лондонский Бах» — Иоганн Кристиан, 11-й сын Иоганна Себастьяна — в 1764 году музицировал вместе с восьмилетним Вольфгангом Амадеем Моцартом, и впоследствии первые симфонии великого австрийца были написаны во многом под влиянием Иоганна Кристиана. В Лондоне этот Бах проработал 20 лет — учил музыке юную королеву Шарлотту. А до тех пор 8 лет проработал в Италии (поэтому его еще иногда называют Миланским Бахом). Его перу принадлежит огромное число произведений — в том числе 41 симфония и около десятка опер.

— Или «Галльский Бах» — Вильгельм Фридеман Бах, старший и самый любимый сын Иоганна Себастьяна, который много лет жил и работал в городе Галле, — продолжает рассказывать Елена Хадеева. — Он был потрясающий музыкант, великолепно импровизировал — его даже сравнивали с отцом, а какое-то время Вильгельм Фридеман был даже популярнее, чем его знаменитый отец. Бах-отец вложил в него множество усилий — писал для него произведения. «Хорошо темперированный клавир» был написан именно для него. Представляете, у нас его играют выпускники и студенты, а ведь Иоганн Себастьян писал эти прелюдии и фуги для своего 12-летнего сына! Правда, он был столь же безалаберный, сколь и талантливый. Например, потерял множество сочинений своего отца, постоянно менял места работы, распродавал вещи и в итоге оставил свою семью без средств к существованию. И все равно его Иоганн Себастьян ценил больше всех и считал своим продолжением…

«Берлинский», или «Гамбургский» Бах — Карл Филип Эммануил, один из старших сыновей Иоганна Себастьяна, был виртуозным клавесинистом. На его произведениях учился композиции Йозеф Гайдн. Бетховен выражал гению «Берлинского Баха» свое восхищение, а Моцарт писал про него: «Он отец, мы — мальчишки. Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него».

Какое-то время в Европе бытовало даже нарицательное название — всех музыкантов называли «бахами». Мария Зверева / realnoevremya.ru

Иоганн Кристоф Бах, двоюродный дядя Баха, при жизни имел репутацию отличного композитора, но он не избежал сравнения со своим великим племянником. Кстати, двое внуков Иоганна Кристофа — тоже музыкантов — в конце XVIII века уехали в Америку и основали там местную ветвь семейства, так что американские Бахи точно были. Хочется спросить: а русских точно нет?

Музыкальная традиция Бахов, эта полноводная творческая река, иссякла только в XIX веке, оставив за собой колоссальное наследие. И теперь это наследие открыла казанской публике консерватория.

«Так сохраняются культурные традиции»

Стройный, красивый, изящный концерт прозвучал легко и филигранно. И строгую, чарующую полифонию старших Бахов, и уже близкую к моцартовской и гайдновской виртуозную музыку младших, предвосхищающую воцарение классицизма — все это публика принимала с замиранием сердца. Казанский зритель впервые увидел «живое» исполнение некоторых из этих редких произведений.

Виолончелист Давид Черниченко. Мария Зверева / realnoevremya.ru

И только профессиональным музыкантам было понятно, какая огромная работа предшествовала этой сценической красоте и легкости. Не зря уникальной программой заинтересовались и в Минске, и в Москве (в Академии Гнесиных этот концерт тоже прозвучит). Во-первых, нужно было собрать и подготовить к исполнению произведения, очень редко звучащие в современных концертных залах.

Во-вторых, серьезную работу по освоению непростого музыкального материала проделали молодые оркестранты — концертный камерный оркестр Казанской консерватории. Открытием для казанской публики стали альтист Ильдар Гайнутдинов и виолончелист Давид Ипатьев. Студентка из Китая Тянь Юнь блестяще справилась со своей партией в двойном Концерте для альта и фортепиано Иоганна Кристофа Фридриха Баха.

Альтист Ильдар Гайнутдинов и пианистка Тянь Юнь. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Она учится в Казанской консерватории по классу фортепиано и поделилась с «Реальным временем» своими впечатлениями:

— Работа над этим произведением была увлекательной. Ведь этот концерт наполнен большой жизненной силой, энергией и радостью. В чем-то его стиль близок к музыке Моцарта: есть и светлая тонкая лирика, и динамичное движение в пассажах, которое всегда держит в тонусе. А еще для меня было большой честью и радостью выступить на главной академической сцене Казани с Концертным камерным оркестром Казанской консерватории и, конечно, с Вадимом Робертовичем Дулат-Алеевым. Спасибо за веру в меня! И я думаю, что в Китае к произведениям Баха и его сыновей тоже отнеслись бы с интересом и любопытством. Мы ведь все с детства учимся играть на фортепиано именно через его музыку!

И, наконец, в-третьих, для некоторых из этих почти забытых сочинений потребовалось создать транскрипцию для оркестра, ведь изначально они были написаны для отдельных инструментов. В этой подготовительной работе сыграл большую роль композитор и лютнист, доцент Казанской консерватории Виталий Харисов. Он, кстати, со своей лютней тоже участвовал в концерте.

Композитор и лютнист, доцент Казанской консерватории Виталий Харисов помог переложить некоторые произведения из концерта для оркестра и тоже участвовал в выступлении со своей лютней. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Вадим Дулат-Алеев подытоживает:

— В Казани сейчас впервые в одном концерте прозвучали произведения разных поколений семейства Бахов, да еще и в исполнении оркестра. Интересно, что в реализации идеи тоже участвовали потомственные музыканты! Например, семейный дуэт флейт — Алмаз и Ляйсан Багабиевы. И многие ребята, которые играют в оркестре, тоже представители музыкальных семей. Для нас всех эта тема близка и очень важна, потому что так сохраняются культурные традиции, наши духовные и семейные ценности. И через семью, через наследственный профессионализм музыкальную культуру удается сохранять на самом высоком уровне!

Людмила Губаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров